Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:34, контрольная работа
В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центру мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией». Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США.
2. Чрезвычайные
меры по финансированию
3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. Казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4всех посевов. В 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом, удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе – доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600тыс.) разорились и были проданы с молотка. Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего, затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов.
В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933-1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.
Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
В
1938 г. был принят закон о справедливых
условиях труда, которым запрещалось
использование детского труда, на предприятиях
федерального значения устанавливались
единые нормы заработной платы, ее минимальный
и максимальный уровень, максимальные
пределы продолжительности
На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.
Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.
Оценивая
«Новый курс», мы должны прежде всего отметить,
что он соответствовал исторической эпохе
утверждения государственно-
В
результате политики «Нового курса»
в США укрепились позиции крупной
буржуазии, что прослеживается во всех
сферах экономики — промышленности,
банковской системе, аграрном секторе.
Концентрация производства и банков
усилилась. Наиболее благоприятные
последствия эта политика имела
для ведущих групп
Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства — представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу» усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся.
5. Мировой экономический кризис и его особенности в Великобритании.
Кризисные
явления в экономике Англии были
отмечены в начале 1930 г. т.е. несколько
позднее, чем в ряде других стран.
В первоначальный период в правящих
кругах страны не было единства в отношении
антикризисной
программы. Лейбористское правительство,
стремясь выполнить предвыборные обещания,
склонно было увеличивать бюджетные расходы
для облегчения положения широких слоев
населения, малоимущих и безработных,
в основном за счет усиления налогового
пресса на имущих. Подобная политика
встретила сопротивление со стороны последних
и заставила Дж. Макдональда в августе
1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным
большинством. Поворот в антикризисной
политике получил обоснование в докладе
Королевской комиссии по национальной
экономии под председательством финансиста
Дж. Мея. Руководствуясь либеральными
принципами на первых порах, новое
английское правительство пыталось усилить
косвенное вмешательство, стремясь сохранить,
прежде всего, устойчивость финансовой
системы страны за счет обеспечения бюджетного
равновесия. При одновременном увеличении
прямых и косвенных налогов произошло
резкое сокращение бюджетных расходов
по социальным статьям, заработной плате
государственным служащим, ассигнованиям
на общественные работы, пособиям по безработице.
Кроме того, правительству консерваторов
удалось получить крупный внешний займ,
с целью восстановления платежного баланса.
6. Антикризисные меры.
Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны входящие в так называемый стерлинговый блок (25 государств – страны Скандинавия, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основании английского фунта. Помимо этого, страны блока, что облегчило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и продовольствие.
В
отношениях со странами – конкурентами,
сохранявшими некоторое время золотой
паритет национальных валют (США, Германия,
Франция, Италия и др.), Англия получила
преимущество за счет повышения ценовой
конкурентоспособности своих
В
комплексе с другими
Начавшийся
в 1934г. подъем подкрепился существенными
государственными ассигнованиями на развитие
отраслей, связанных с вооружением.
Наряду с этим меры правительства
по оздоровлению финансовой системы, жесткая
политика протекционизма способствовали
притоку инвестиций в ряд старых
отраслей экономики, что впрочем, существенно
не изменило имевшиеся внутрихозяйственные
диспропорции, а угольная и текстильная
промышленность продолжали стагнировать.
7. Особенности мирового экономического кризиса во Франции.
Мировой экономический кризис распространился на Францию несколько позднее, в 1930г., зато он был более продолжительным и глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны.
Наряду
с усилением демократических
и леворадикальных течений
Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934г. попытки фашистского путча (за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных монополий, представители церкви.) вызвало заметный рост влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно, падение авторитета правительства.
Народный
фронт (единая организация левых
антифашистских сил) к началу 1936г. включал
в себя еще и организацию радикал-
Программа народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение нужд широких слоев граждан. Среди самых основных требований следует отметить создание национального фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест (за счет уменьшения порога пенсионного возраста, организация масштабных общественных работ и др.) 4 июля 1936 года было создано первое правительство Народного фронта (во главе с премьер – министром Л.Блюмом), 7 июля было подписано соглашение между всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков , признание системы коллективных договоров. Этот документ и большая часть положений платформы Народного фронта были закреплены законодательно парламентом страны. Это было триумфом народного фронта и кульминацией рабочего движения в его поддержку.
Увеличение
расходов по социальным статьям поставило
правительство перед проблемой
непомерно разбухшего дефицита государственного
бюджета. Это заставило правительство
пойти на первую девальвацию франка,
что не замедлило отрицательно сказаться
на уровне жизни самых широких
слоев граждан. Левая направленность
политики правительства социалистов
способствовала усилению бегства капиталов
из страны, углублению процесса сокращения
производства, появлению иных форм
противодействия
В
этих условиях правительство Блюма
не решалось поставить под государственный
контроль деятельность Французского банка
и начать налоговую реформу. Пауза
в действиях правительства
Правительство социалиста – радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично произвести девальвацию национальной валюты.
Непоследовательность антикризисных действий привели к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и его программа.
В результате нового правительственного кризиса весной 1938г. формируется 2-й кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание политики Народного фронта.
За счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить военно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы: увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные предприятия, на сверхприбыли оборонных предприятий, а так же установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.
Сформированное в апреле 1938г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.
Состояние
экономической нестабильности было
характерно для Франции вплоть до
конца 30-х годов, что во многом объясняется
непоследовательностью