Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проанализировать транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике.
Сформулируем задачи курсовой работы:
-дать понятие ТНК;
-проанализировать теоретические концепции ТНК;
- охарактеризовать деятельность ТНК в мировом хозяйстве;

Содержание

Введение
1.Сущность транснациональных корпораций
1.1.Понятие и виды транснациональных корпораций
1.2.Эволюция транснациональных корпораций
2.Роль транснациональных корпораций в мировой экономике
3.Транснациональные корпорации сферы услуг в глобальной экономике
3.1.Транснациональные корпорации в непроизводственном секторе и их отраслевое размещение
3.2.Роль прямых иностранных инвестиций и трансферта технологий в формировании транснациональных корпораций сферы услуг
3.3. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 83.07 Кб (Скачать)

Перечислим, какие используются и предлагаются к использованию критерии отнесения корпораций к транснациональным:

количество  стран, в которых действует компания (в соответствии с различными предлагаемыми  подходами минимум составляет от 2 до 6 стран);

определенное  минимальное число стран, в которых  размещены производственные мощности компании;

определенный  размер, которого достигла компания;

минимум доли иностранных операций в доходах  или продажах фирмы (как правило, 25%);

владение  не менее, чем 25% “голосующих” акций  в трех или более странах –  тот минимум долевого участия  в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;

многонациональный состав персонала компаний, состав ее высшего руководства.

Так, согласно определению исследовательской  программы Гарвардского университета, в разряд транснациональных относятся  компании, имеющие более 6 зарубежных дочерних фирм.

ООН, изучающая  деятельность международных корпораций, долгое время относила к ним такие  фирмы, которые имели годовой  оборот, превышающий 100 млн. долларов и  филиалы не менее чем в 6-ти странах. В последние годы было сделано  некоторое уточнение: о международном  статусе фирмы теперь свидетельствует  такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами  страны базирования материнской  компании. По этому показателю одним  из мировых лидеров является швейцарская  фирма “Nestle” (98,2%). Не намного отстают от нее “ABB” (87,2%) и “Еххоn” (79,6%). Надеемся, что читателю будет интересна информация, отражающая “международный подход” деятельности крупнейших ТНК и представленная в табл. 2. Таблица составлена на основании данных, опубликованных в журнале “Economist” в ноябре 1997.

Международную корпорацию по методологии ООН можно  узнать и по структуре ее активов. 40% стоимости имущества 100 крупнейших международных компаний (включая  финансовые) базируется на территориях  других государств. Самые большие  заграничные активы (свыше 80% всех активов  компаний) среди ТНК (кроме финансового  сектора) имеют “Bayer” (89,8%), “Nestle” (86,9%), “Volkswagen” (84,8%) и “ABB” (84,7%). 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3 
Характеристика 15 крупнейших ТНК мира

Компании Зарубежные  активы, % от всех активов компании Зарубежные  продажи, % от общего объема продаж Зарубежный  персонал, % от всего персонала компании
Royal Dutch/Shell 67,8 73,3 77,9
Ford 29,0 30,6 29,8
General Electric 30,4 24,4 32,4
Exxon 73,1 79,6 53,7
General Motors 24,9 29,2 33,9
Volkswagen 84,8 60,8 44,4
IBM 51,9 62,7 50,1
Toyota 30,5 45,1 23,0
Nestle 86,9 98,2 97,0
Bayer 89,8 63,3 54,6
ABB 84,7 87,2 93,9
Nissan 42,7 44,2 43,5
Elf Aquitaine 54,5 65,4 47,5
Mobil 61,8 65,9 52,2
Daimler-Benz 39,2 63,2 22,2

Одним из критериев отнесения компании к разряду транснациональных  является состав ее высшего руководства, которое, как правило, должно формироваться  из подданных различных государств, чтобы исключить одностороннюю  ориентацию деятельности компании на интересы какой-либо одной страны. Чтобы  обеспечить многонациональность высшего  управленческого слоя, необходимо практиковать подбор кадров в странах, где размещены  дочерние компании ТНК, и предоставлять  им возможность продвижения по службе вплоть до высшего руководства, не обращая  внимания на их подданства. Однако практика показывает, что чаще всего высший управленческий персонал материнской  компании формируется из представителей страны ее базирования, из них же состоит  и высшее руководство дочерних фирм с использованием местных кадров на рядовых должностях. Как следует  из табл. 2, явными лидерами среди крупнейших ТНК по привлечению зарубежного  персонала являются “Nestle” (97,0%) и “ABB” (93,9%).

Учитывая, что формулировка понятия “транснациональная корпорация” затрагивает интересы многих государств, компромиссный вариант  определения понятия “ТНК” в  Комиссии по транснациональным корпорациям  ООН гласит, что ТНК – это  компания:

включающая  единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы  и поля деятельности;

оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную  политику и осуществлять общую стратегию  через один или более руководящий  центр;

в которой  отдельные единицы связаны посредством  собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более  из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в  частности, делить знания, ресурсы и  ответственность с другими.

Прежде  чем перейти к рассмотрению этапов развития транснациональных корпораций и их видов, кратко напомним основные причины возникновения ТНК и  то положительное и отрицательное, что они несут в себе.

Наиболее  общей причиной возникновения транснациональных  корпораций считается интернационализация  производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих  национально-государственные границы. Важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций является и вывоз капитала.

К причинам появления ТНК можно отнести  и их стремление противостоять жесткой  конкуренции, необходимость выстоять в конкурентной борьбе в международном  масштабе.

Формирование  ТНК связано также и с тем, что оно дает большие преимущества в сфере международной торговли, позволяя более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. Взамен традиционного экспорта, который наталкивается на многочисленные таможенно-тарифные препятствия, ТНК используют дочерние зарубежные компании в качестве своего внешнего плацдарма внутри таможенной территории других стран, с которого они беспрепятственно проникают на их внутренние рынки. Однако здесь хотелось бы отметить, что в современных условиях эта движущая сила создания транснациональных корпораций имеет свои особенности. Зачастую ТНК, действующим внутри интеграционных группировок, созданных в виде зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов, характеризующихся полной отменой таможенных барьеров, более выгоден экспорт товаров, чем создание дочерней компании за рубежом.

Фактором, повлиявшим на возникновение ТНК, безусловно считается их стремление к получению  сверхприбыли.

В ходе развития ТНК возник принципиально  новый феномен – международное  производство, которое дает корпорациям  преимущества, вытекающие из различий экономических условий страны базирования  материнской компании и принимающих  стран, т.е. стран, где расположены  ее филиалы и подконтрольные фирмы. Дополнительная прибыль ТНК может  быть получена за счет различий:

  • в обеспеченности и стоимости природных ресурсов;
  • в квалификации рабочей силы и в уровне заработной платы;
  • в проводимой амортизационной политике и, в частности, в нормах амортизационных отчислений;
  • антимонопольного и трудового законодательства;
  • в уровне налогообложения;
  • экологических стандартов;
  • стабильности валют и др.

Учитываются и различия в экономической ситуации отдельных стран, которые дают возможность  ТНК маневрировать загрузкой  производственных мощностей и приспосабливать  свои производственные программы к  меняющимся условиям текущей конъюнктуры, к спросу на тот или иной товар  на каждом конкретном рынке.

К реальным преимуществам формирования крупнейших ТНК, позволяющим добиваться значительной централизации капитала, можно отнести:

  • возможность диверсификации деятельности для снижения риска и смягчения кризисных ударов – первоначально материнская компания может прямо или косвенно дотировать дочерние компании, выходящие на новый рынок;
  • гибкую организационную структуру управления. Часть функций децентрализуется;
  • консолидацию финансовой отчетности в рамках всей системы с целью выработки стратегии наименьших налогов – возможность перераспределения прибыли между компаниями, входящими в корпорацию с тем, чтобы наибольший доход получали те из них, которые пользуются налоговыми льготами и т.п.;
  • совместное формирование рынка, монополию на этом рынке;
  • рост ради роста (возможность быть первым номером).

Отражая положительные черты функционирования ТНК, следует отметить, что они  вносят большой вклад в экономику  принимающей страны и в глобальное мировое хозяйство по следующим  аспектам:

  • ТНК способствуют оптимальному распределению всех видов ресурсов;
  • ТНК способствуют оптимальному размещению производства;
  • благодаря ТНК более активно распространяются новые товары и технологии;
  • ТНК способствуют усилению конкуренции;
  • благодаря ТНК расширяется международное сотрудничество.

Транснациональные корпорации, как правило, осуществляют инвестиции в отрасли обрабатывающей промышленности “новых индустриальных стран” и относительно развитых и  развивающихся государств.

Для более  слабых стран политика иная – ТНК  считают наиболее целесообразными  там капиталовложения в добывающую промышленность и стремятся главным  образом наращивать товарный экспорт. По отношению к России ТНК в 90-е  годы осуществляли сходную стратегию. На первом плане у них стояла товарная экспансия в Россию; инвестиционная активность должна развернуться, видимо, в ближайшее время.

Подчеркнув  положительные стороны функционирования ТНК в системе мирового хозяйства  и международных экономических  отношений, нельзя не сказать и об их негативном влиянии на экономику тех стран, где они действуют. Причем порой преимущества функционирования транснациональных корпораций могут обернуться для принимающей страны крупными потерями. Среди основных факторов негативного влияния можно назвать следующие:

ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно  считались областью государственных  интересов. Учитывая размах их деятельности и несовпадение интересов страны базирования ТНК с интересами принимающей страны, они способны противодействовать реализации экономической  политики стран, в которых они  осуществляют свою деятельность, дезорганизовать  внешнеэкономическую сферу страны-партнера;

ТНК способны обойти национальные законодательства по налогообложению, в результате чего недопоступают средства в государственный и местные бюджеты принимающей страны. Используя трансфертные цены, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело укрывают доходы от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

ТНК способны устанавливать монопольно высокие  цены, диктовать условия, ущемляющие интересы принимающих стран;

зачастую  деятельность ТНК характеризуется  хищнической эксплуатацией природных  и трудовых ресурсов соответствующей  страны;

ТНК, как  правило, концентрируют научные  исследования и технические разработки в стране базирования, в результате чего принимающие страны остаются менее  развитыми в области науки, техники  и технологий по сравнению со странами нахождения материнской компании корпорации.

Так каких  же типов могут быть ТНК?

В западной экономической литературе можно  встретить множество названий международных  монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные  корпорации, глобальные корпорации и  др.

Считаем, что наиболее целесообразно придерживаться следующей классификации: все корпорации можно разделить на национальные и транснациональные, а транснациональные, в свою очередь, на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Все эти четыре вида корпораций отражают в действительности этапы их развития: от национальной к интернациональной компании, от интернациональной к многонациональной и от последней к глобальной корпорации. Остановимся на рассмотрении видов транснациональных корпораций (см. табл. 3). Надеемся, что читателю будет интересно сравнение различных видов ТНК, тем более, что наши крупнейшие компании в лучшем случае находятся на начальном этапе развития международных корпораций и представляют из себя интернациональные корпорации. Сравнивая виды транснациональных корпораций, значительное внимание уделим, прежде всего, принципам взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями. В зависимости от этого в теории ТНК выделяются следующие типы взаимоотношений (или даже типы ТНК): этноцентрический, полицентрический, региоцентрический и геоцентрический.

Заключение

  Транснациональные корпорации в конце XX в. во многом определяют структуру мирового рынка и уровень  конкурентоспособности на нем товаров  и услуг, а также международного движения капиталов и передачи технологии.

  В большинстве ТНК представляют собой  крупные фирмы олигопольного или монопольного типа с диверсифицированной интеграцией производства и сбыта товаров и услуг на мировом рынке. Все элементы их многонациональной структуры функционируют как единый согласованный механизм в соответствии со стратегией головной компании. Они рассматривают мир как единый рынок и принимают решение о выходе на него с новой продукцией или услугами вне зависимости от государственных границ.

Информация о работе Мировая экономика