Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проанализировать транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике.
Сформулируем задачи курсовой работы:
-дать понятие ТНК;
-проанализировать теоретические концепции ТНК;
- охарактеризовать деятельность ТНК в мировом хозяйстве;
Введение
1.Сущность транснациональных корпораций
1.1.Понятие и виды транснациональных корпораций
1.2.Эволюция транснациональных корпораций
2.Роль транснациональных корпораций в мировой экономике
3.Транснациональные корпорации сферы услуг в глобальной экономике
3.1.Транснациональные корпорации в непроизводственном секторе и их отраслевое размещение
3.2.Роль прямых иностранных инвестиций и трансферта технологий в формировании транснациональных корпораций сферы услуг
3.3. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике
Заключение
Список литературы
1.2.Эволюция транснациональных корпораций
Со времени своего возникновения (конец XIX века) транснациональные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.
С момента появления транснациональные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести :
1) обеспечение
своего производства
2) закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов;
3) размещение
производства в тех странах,
где издержки производства
4)ориентация
на дифференцированную производственно-торгово-
С начала 50-х годов транснациональные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике.
Трансформация национальной компании в международную проходит через ряд этапов.
На первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.
На втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной.
На третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками.
Названные три этапа являются типичными для процессов интернационализации бизнеса во всех странах, начиная с США.
Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и большим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-технического прогресса.
Обобществляя труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый уровень глобальных корпораций.
Глобальные корпорации представляют крупные и крупнейшие финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения. Глобальные корпорации концентрируют всю мощь современного мирового финансового капитала. Значительная доля международного производства, в том числе основная часть наукоемкого, контролируется глобальными корпорациями. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная и банковские отрасли.
Характерной особенностью этого этапа является не только интернационализация хозяйствования, но и интернационализация собственности. Одновременно появляется и третий аспект интернационализации - интернационализация управления. А именно участие в управлении ответственных администраторов - подданных различных стран. Это в наибольшей степени свойственно многонациональным корпорациям.
Стратегия международной корпорации является глобальной, если компания комплексно учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:
1)рассматривать с общепланетарных позиций рынок и конкуренцию;
2)хорошее знание своих конкурентов и методов ведения глобальной конкурентной борьбы;
3)осуществлять свою деятельность в общемировом или крупном региональном масштабе;
4)направлять значительную часть своих прибылей на НИОКР и оперировать в высокотехнологичных отраслях;
5)координировать свою деятельность с помощью гибких информационных, производственных, финансовых технологий;
6)интегрировать свои предприятия и производственные филиалы в единую международную сеть управления и интегрироваться в сети соглашений с другими транснациональными корпорациями.
Часто компании объединяются в международные картели с целью проведения единой торговой политики, путем деления рынка сбыта и установления согласованных цен на свою продукцию. Помимо экономических альянсов крупных и крупнейших ТНК между собой, международные корпорации активно работают с малым и средним бизнесом как в стране базирования, так и с зарубежными партнерами. Крупные компании используют мобильность малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться к происходящим на рынке изменениям. При этом они взаимодействуют с ТНК на контрактной основе (снабжение, финансирование, проведение НИОКР). Малые предприятия осуществляют не просто дилерские функции, а часто включаются в выполнение промежуточных стадий процесса производства, опробируют "рисковые проекты", после чего к ним приступают крупные компании.
Многие слияния происходят между фирмами и транснациональными корпорациями, предоставляющими последним консультационные, транспортные услуги, связь. Такие слияния способствуют формированию глобальных сетей в разных сферах экономики. Трансграничные слияния и поглощения происходят преимущественно между фирмами, базирующимися в развитых странах.
Все эти процессы являются формами стратегии ТНК по освоению международных рынков и удержанию на них достигнутого преимущества. Они позволяют интегрировать в многофункциональную группу структуры, несущие с собой новые финансовые, технологические, управленческие и другие возможности.
Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.
Неакционерные формы экспансии транснациональных корпораций
К числу таких форм экспансии ТНК обычно относят:
1) лицензирование;
2) франчайзинг;
3) управленческие контракты;
4) оказание технических и маркетинговых услуг;
5) сдачу предприятий "под ключ";
6) ограниченные
во времени договоры по
На практике достаточно трудно четко провести границу между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются недифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.
Важная особенность развития этих форм состоит в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими ТНК, выражая усиление центростремительных тенденций.
Особое распространение получили лицензионные соглашения. В 2010 г. объем лицензионных сделок ТНК превысил показатель 2000 года почти в 10 раз.
Лицензионное соглашение представляет собой юридический договор, по которому лицензиар предоставляет определенные права лицензиату на некоторое время и за определенное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологии.
Особой разновидностью лицензионного соглашения является франчайзинг (франшиза).
Франчайзинг - это лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом "франчайзер" представляет определенные права "фирме-клиенту". Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.
С конца 80-х годов становится популярной такая форма экспансии ТНК, как оказание управленческих и маркетинговых услуг. Договор по предоставлению управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.
По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин, советами по использованию "ноу-хау", устранением аварий и контролем за качеством.
Широкое распространение получили договоры о сдаче заводов под ключ. В этом случае ТНК берет на себя ответственность за осуществление всех (или большей части) видов деятельности, необходимых для планирования или строительства определенного объекта.
В целом тенденция к использованию многообразных форм экспансии ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.
Одной из новейших форм завоевания транснациональными корпорациями международных рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков "Пепси-Кола" и "Кока-Кола" в Африке.
2.Роль ТНК в мировой экономике
Активно
участвуя в процессах международного
производства на базе традиционного
международного разделения труда, ТНК
создали собственное
Организация внутрифирменного международного производства дает ТНК ряд преимуществ:
1)
использовать выгоды
2)
максимально использовать
3)
маневрировать загрузкой
4) использование своих дочерних компаний в качестве плацдарма для завоевания развивающихся рынков. Так, к примеру, реализация продукции через свои заграничные филиалы ТНК значительно превышает мировой экспорт. При этом продажи транснациональных корпораций вне страны основного базирования растут на 20-30% быстрее, чем экспорт. Осуществляя инвестиции во многих развивающихся странах, ТНК строят заводы не для того, чтобы произведенную продукцию реализовывать в стране своего базирования, а для нужд стран ;
5)
организация собственного