Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:50, шпаргалка
Мир экономика(хоз-во)-совокупность национальных хозяйств всех стран мира, объединенных международными экономическими отношениями.
Субъектами мирового хоз-ва являются гос-ва с национальной системой воспроизводства, интеграционное объединение стран, транснациональные корпорации, международ. экономические орг-ции.
Мировая экономика представляет собой глобальный хозяйственный механизм, сформированный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений (внешняя торговля, вывоз капитала,валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, интеграция и т.д.).
Мировое хозяйство неоднородно, национальные хозяйства, входящие в него, различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами, формами международных экономических отношений.
Структура мировой экономики - это некое упорядоченное множество элементов мировой экономической системы.
Участники совещания взяли на себя обязательство "освободить и открыть торговлю в АТР путем осуществления программы либерализации на основе принципов открытой, многосторонней торговли". Первоначальный план действий по созданию к 2020 г. зоны свободной торговли в АТР решено подготовить к следующей встрече стран-участниц АТЭС, которая состоится в 1995 г в Осаке (Япония). Достигнуто принципиальное соглашение о том, что разные страны станут участниками зоны свободной торговли в разное время. Первыми к поставленной цели (2010 г. ) придут индустриально развитые государства. Затем, с разрывом в пять лет отменят таможенные пошлины страны со среднеразвитой экономикой - НИС и еще через пять лет - развивающиеся государства. Именно разброс в сроках и достижение договоренности, что либерализация торговли в АТР будет достигаться постепенно, через ряд двусторонних и иных соглашений, а не путём заключения всеобъемлющего соглашения, как это имело место при заключении в 1993 г. Североамериканского соглашения о свободной торговле, и позволило достигнуть взаимоприемлемого решения. Из практического осуществления принципа "единство в многообразии" должно вырасти древо экономического процветания региона в будущем веке. Представитель Гонконга заявил на встрече в Богоре: "Нашей главной задачей было достичь согласия в отношении этой широкой цели и не увязнуть на данном этапе в выработке формулировок и конкретных методов ее достижения". Участники встречи в Богоре выработали формулу "гибкого консенсуса", позволяющего тем, кто пока не готов присоединиться к конкретному решению на момент его принятия, сделать это позже.
Итоги встречи в Богоре получили оптимистическую оценку со стороны участников встречи в верхах. В прессе кроме восторженных были и негативные оценки. Европейцы в большинстве своём заняли выжидательную позицию. Это и понятно: они могут смотреть и выжидать. А неактивная позиция России привела к тому, что уже упоминавшийся нами Ф.Бергстен заметил на страницах гонконговского еженедельника "Эйшауик": "Надо еще посмотреть, действительно ли Россия является тихоокеанской державой". Правда, премьер-министр Малайзии М.Мохаммад не сомневается в том, что Россия должна быть членом АТЭС. Министр иностранных дел Южной Кореи убежден, что "в АТЭС должны входить все главные игроки региона", а Россия "остается единственным из таких игроков, пока не охваченных рамками организации".
Различия во взглядах на возможное членство России в АТР, существующие между участниками этой организации, нетрудно объяснить и понять. Сложнее понять позицию самой России. С одной стороны, политика России в отношении АТР значительно активизировалась. В 1992-1994 гг. состоялась серия визитов российского руководства во многие страны региона. В ходе визитов Президента России Ельцина в Республику Корея, КНР и Японию, а также во "внешнеполитической концепции Российской Федерации" сформулирован курс России в АТР. Начиная с 1992 г. российский министр иностранных дел начал принимать участие в работе расширенного совещания министров иностранных дел стран АСЕАН.
Россия вступила
в ряд неправительственных
18. Интеграционные процессы на постсоветском
пространстве и СНГ
Интеграционный процесс в рамках СНГ во
многом начинается как бы с новой отметки.
Во многом это обусловливается тем, что
по своей природе само соглашение о Содружестве
Независимых Государств имеет двойную
направленность. С одной стороны, оно нацелено
на окончательный демонтаж старых экономических
структур, с другой — предусматривает
организацию качественно новых отношений
между суверенными государствами, формирование
и сохранение единого экономического
(рыночного) пространства.
Институциональные основы осуществления
интеграционных процессов в рамках СНГ
заложены в подписанном в сентябре 1993 г.
Договоре о создании экономического союза,
а также в конкретизирующих и развивающих
его документах — Соглашении о создании
зоны свободной торговли и Соглашении
о содействии в создании и развитии производственных,
коммерческих, кредитно-финансовых, страховых
и смешанных транснациональных объединений
(апрель 1994 г.), Договоре о проведении согласованной
антимонопольной политики и Соглашении
о сотрудничестве в области инвестиционной
деятельности (декабрь 1993 г.) и ряде других.
Принятые решения явились политико-юридическим
признанием того факта, что в стратегическом
плане интеграции в СНГ для входящих в
него государств разумной альтернативы
не существует. Ее экономическим фундаментом
служит сложившаяся в советский период
взаимодополняющая структура народных
хозяйств бывших республик СССР — ныне
стран—членов СНГ. Характеристика их
хозяйственной взаимозависимости может
быть выражена отношениями объемов ввоза
и вывоза продукции к ее производству
и потреблению. Так, доля ввоза (включая
импорт) в потреблении в период 1965—1990
гг. колебалась от 15—16% (Российская Федерация)
до 30—31% (Армения). Вывоз (включая экспорт)
от объема производства составлял от 10—12%
(Россия, Казахстан) до 25— 28% (Азербайджан).
Интенсивность межреспубликанских связей
(отношение вывоза республики по линии
межреспубликанского обмена к ее общему
вывозу) в среднем по бывшему СССР составляла
75—80%. Ниже среднего уровня этот показатель
был лишь у России (65—70%), во всех остальных
республиках он был выше и составлял до
95—97% (Молдова, Киргизия, Армения). Для
сравнения следует отметить, что в этот
же период интенсивность межгосударственных
связей ЕС равнялась 60%. Если в межреспубликанский
обмен в бывшем СССР поступало почти 20%
совокупного валового продукта, то аналогичный
показатель стран ВС составил 14%.
Здесь необходимо учесть и неравномерность
размещения и освоения природно-сырьевых
ресурсов на территории Советского Союза.
Это привело к тому, что некоторые бывшие
союзные республики стали монополистами
в добыче и переработке важнейших видов
сырья. Так, например, на долю России приходилось
более 90% общесоюзной добычи нефти (включая
газовый конденсат), более 75 — газа, около
91 — деловой древесины, более 80% — деловой
древесины, пиломатериалов и бумаги. На
долю Украины приходилось 65-68% общесоюзного
производства стали, готового проката,
стальных труб. Республика Узбекистан
производила более 60% хлопка-волокна и
т.д.
Вполне закономерным выглядит в этих условиях
тот факт, что распад СССР и разрыв единого
экономического пространства способствовали
углублению и без того тяжелого экономического
кризиса, переживаемого странами СНГ.
По оценкам, от налаживания и поддержания
взаимных интеграционных связей в России
зависит 30-35% объема национального производства
промышленной продукции (от уровня 1990 г.).
Украина в случае разрыва таких связей
может потерять 80-85% объема промышленного
производства.
Экономические преобразования, проводимые
в новых независимых государствах, породили
необходимость отработки нового (рыночного)
механизма поддержания производственно-хозяйственных
связей, трансформации их в межгосударственные.
Торгово-экономические отношения в этих
условиях следует координировать с теми
социально-экономическими реформами,
к которым приступили страны СНГ, с их
стремлением максимально учитывать нормы
"внешнеэкономического поведения",
принятые в мировой торговой практике.
Вместе с тем, несмотря на без альтернативность
интеграции, ожидать в скором будущем
масштабных позитивных перемен, связанных
с формированием Экономического союза
стран СНГ едва ли стоит. В первую очередь
в этой связи необходимо обратить внимание
на то, что Московский договор о его создании,
в отличие от положившего начало ЕС Римского,
представляет собой "рамочный" документ
(аналогичный характер носит и целый ряд
последующих договоров и соглашений).
А это означает, что предстоит пройти через
длинную череду нелегких переговоров
прежде, чем определятся конкретные пути
и механизмы реализации принятых решений.
В настоящее время увязать воедино во
многом противоречивые интересы на многосторонней
основе весьма сложно, в частности из-за
значительной разно направленности политических
действий отдельных государств СНГ. Пока
потребность в восстановлении и развитии
интеграционных связей определяется для
большинства стран Содружества прежде
всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических
ресурсов, лесоматериалов, минерального
сырья, химических продуктов, а также кооперационными
связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной,
оборонной промышленности.
В то же время нынешнее плачевное состояние
научных и производственных потенциалов
бывших субъектов СССР предопределяет
неготовность каждого из них к роли технологического
донора и, как следствие этого, отсутствие
главной предпосылки к интеграции в ее
лучших образцах. Тем самым вне поля взаимного
сотрудничества остается ключевая для
молодых государств проблема технологического
прорыва.
Странам-участницам важно уже в ближайшем
будущем разработать свои внешнеэкономические
концепции, расставить приоритеты в сфере
международного сотрудничества, определить
механизмы сочетания интеграционного
процесса в СНГ с широким использованием
международного разделения труда с другими
регионами мира. Совместные внешнеэкономические
действия и скоординированная позиция
необходимы и в отношениях стран СНГ с
международными экономическими и финансовыми
организациями.
Формирование новой региональной системы
взаимных связей сейчас возможно лишь
на основе нового экономического механизма
взаимодействия, соответствующего новому,
суверенному статусу стран Содружества.
Такой механизм находится пока на стадии
становления, и объясняется это не в последнюю
очередь отсутствием ясных представлений
о реальном потенциале межгосударственных
связей в СНГ. Все остальные вопросы (приоритетные
направления, формы, масштабы сотрудничества,
его инструментарий и др.) по отношению
к данному носят производный характер.
На первом этапе формирования Экономического
союза целесообразно не противопоставлять
многостороннее сотрудничество и двусторонние
связи, а, напротив, более полно использовать
потенциал последних, поскольку двусторонние
механизмы конкретнее, проще и позволяют
не только полнее согласовать интересы
партнеров, но и лучше подготовить и реализовать
многостороннее сотрудничество.
темы многостороннего клирингЧто касается
использования многосторонних форм, то
возможностей и здесь достаточно: — восстановление
многозвенных технологических цепочек
с участием фирм-кооперантов из разных
стран СНГ;
— проведение согласованной инвестиционной
политики, основанной на использовании
новых организационных форм: межнациональных
акционерных обществ, холдингов, СП, транснациональных
корпораций;
— создание совместных инвестиционных
фондов с выделением приоритетных сфер
их использования;
— координация и проведение согласованной
структурной политики с селективной поддержкой
наиболее приоритетных отраслей и видов
производств;
— поэтапное создание платежного союза,
начиная с нормализации двусторонних
платежно-расчетных отношений между государствами
СНГ, организации работы Межгосударственного
банка по созданию сиса и заканчивая реализацией
в будущем согласованной (а затем и единой)
кредитно-денежной и валютной политики.
Предусмотренное договором о создании
экономического союза формирование ассоциации
свободной торговли и таможенного союза
тоже предполагает длительную, поэтапную
работу, включая координацию внешнеторговой
политики и национального законодательства.
Одним из важнейших при этом является
вопрос о свободе перемещения товаров
и услуг. Уже в 1992-1993 гг. в основном сложился
механизм регулирования внешней торговли
РФ со странами ближнего зарубежья, основанный
преимущественно на использовании тарифных,
но включающий в себя и целый ряд нетарифных
методов.
При этом, несмотря на просчеты и недостатки,
в целом импортный тариф стал более дифференцированным:
повышается его роль в создании разумной
степени протекционизма для российских
предприятий-производителей и обеспечения
условий для нормальной конкуренции. При
ввозе и вывозе товаров из стран—участниц
СНГ таможенными органами не взимается
налог на добавленную стоимость. Акцизами
не облагаются подакцизные в РФ товары,
происходящие с территории государств
— членов СНГ, при ввозе их на территорию
России. Что касается полного отказа от
импортного тарифа в СНГ, то, как показывает
опыт интеграционных союзов индустриально
развитых стран (ЕС и ЕАСТ), он скорее будет
постепенным и многоступенчатым. Вместе
с тем следует отметить, что уже сегодня,
в целях стимулирования кооперационных
связей, вывоз товаров по кооперации не
подлежит количественному ограничению,
если он осуществляется по контрактам
между хозяйствующими субъектами. В соответствии
с подписанным в декабре 1993 г. в Ашгабате
Соглашением об общих условиях и механизме
поддержки производственной кооперации
предприятий и отраслей государств-участников
СНГ в отношении товаров, поставляемых
по кооперации и в рамках режимов переработки
под таможенным контролем экспортные
и импортные пошлины, налоги и акцизы не
применяются.
Острым остается вопрос о ценах во взаимной
торговле. И это совершенно закономерно,
поскольку именно здесь непосредственно
сталкиваются экономические интересы
экспортеров и импортеров. Новому статусу
независимых государств в наибольшей
степени соответствовало бы использование
мировых цен. Вместе с тем нельзя не учитывать,
что наряду с их бесспорно позитивным
влиянием на процессы структурной перестройки
производства и внешнеторгового оборота
они одновременно (как показывает опыт
распада СЭВ) имеют существенный недостаток.
Мировые цены способны оказать разрушительное
воздействие на сотрудничество, в первую
очередь в силу их полного несоответствия
условиям национального воспроизводства.
Именно поэтому во взаимной торговле РФ
и других стран СНГ применяется дифференцированный
подход к номенклатуре поставляемых товаров:
по стратегическим товарам (сырьевым,
энергоносителям, цветным металлам), включаемым
в межправительственные соглашения, общей
рекомендацией является ориентир на мировые
цены с ежеквартальным уточнением последних.
Отдельными межгосударственными соглашениями
определен порядок установления цен на
нефть и газ с введением корректирующих
коэффициентов.
Успешное проведение экономических преобразований
в странах СНГ невозможно без тщательной
разработки и осуществления скоординированной
реформы законодательства. Если участники
СНГ хотят оживить торговлю, стимулировать
капиталовложения (в том числе и взаимные),
их законодательство должно стать не только
привлекательным для бизнеса, но и унифицированным.
Сейчас отдельные части законодательства
стран-участниц не соответствуют друг
другу, а законы и реальность отделены
пропастью. Проблема усугубляется несогласованностью
различных зарубежных рекомендаций. Эти
тенденции могут привести к несовместимости
законодательных систем стран СНГ. Обеспечение
правовой базы интеграционных мероприятий
требует существенного повышения роли
Межпарламентской Ассамблеи как органа,
призванного разрабатывать модельные
законодательные акты и добиваться сближения
действующего законодательства государств,
подписавших Договор об экономическом
союзе.
20. Cтруктура
международных финансово-кредитных организаций.
Институциональная
структура международных валютно-кредитных
и финансовых отношений включает многочисленные
валютно-кредитные и финансовые организации,
которые в той или иной мере выполняют
функции регулирования международных
валютных, кредитных и финансовых отношений,
проведения исследований по проблемам
валютно-кредитной и финансовой сфер мирового
хозяйства, выработки рекомендаций и предложений.
Эти организации объединяет общая цель
-- развитие сотрудничества и обеспечение
целостности и стабилизации сложного
и противоречивого всемирного хозяйства.
1. Международный валютный
МВФ (International Monetary Fund IMF) -- межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
Целями создания МВФ были следующие:
· Содействовать
· Поддерживать устойчивость валютных курсов;
· Способствовать созданию
многосторонней системы расчетов по
текущим операциям между
· Предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;
МВФ занимается экономическими
проблемами и концентрирует усилия
согласно Уставу на расширении и укреплении
экономики стран, являющихся его
членами. За время своего существования
МВФ превратился в подлинно универсальную
организацию, добился широкого признания
в качестве главного наднационального
органа регулирования международных валютно-кредитных
отношений, авторитетного центра международного
кредитования, координатора межгосударственных
кредитных потоков и гаранта платежеспособности
стран-заемщиц. Одновременно он начинает
играть важную роль в реализации решений
«семерки» ведущих государств Запада,
становится ключевым звеном формирующейся
системы регулирования мировой экономики,
международной координации, согласования
национальных макроэкономических политик.
Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим
мировым валютным институтом, накопил
большой и полезный опыт.
2. Всемирный Банк
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западноевропейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х - первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.
Всемирный банк как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства. Членами МБРР могут стать только государства, являющиеся членами МВФ.
Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17, 5 %) и числом голосов (примерно 17 %) обладают США.
На сегодняшний день основными целями Банка являются:
· содействие реконструкции
и развитию территорий государств-членов,
путем поощрения
· поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;
· стимулирование долгосрочного
сбалансированного роста и
Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:
· среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
· подготовка, техническое
и финансово-экономическое
· финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах.
3. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)
ЕБРР - международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран -- все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне.
Главная задача ЕБРР
-- содействовать переходу европейских
постсоциалистических стран к открытой,
ориентированной на рынок экономике,
а также развитию частной и
предпринимательской
В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
· предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;
· инвестирование в капитал;
· гарантированное размещение ценных бумаг;
· облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;
· размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;
· предоставление займов
Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.
Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.
В-третьих,
возрастает значение
международных валютно-
21.
36.Перспективы интеграции
Распад СССР и переход РФ от социалистической
экономики к рыночной привели к затяжному
кризису, охватившему все сферы экономики,
в том числе и внешнеэкономическую. Особую
актуальность приобрела проблема интеграции
России в мировую экономику. По мнению
многих специалистов, РФ обладает рядом
специфических черт и преимуществ, позволяющих
с успехом интегрироваться в мировое хозяйство.
К ним относятся:
- огромные сырьевые богатства;
- квалифицированная и сравнительно дешевая
рабочая сила;
- долговременное присутствие российской
машинной и технической продукции на ряде
рынков разных стран;
- большие масштабы накопленных основных
фондов;
- мощный научно-технический потенциал,
наличие передовых и даже уникальных технологий
в ряде отраслей промышленности (авиакосмической,
лазерной, приборостроении, судостроении
и др.).
Однако процесс интеграции России в мировое
хозяйство сдерживают стратегические
слабости российской экономики, снижающие
эффект от конкурентных преимуществ. К
данным слабостям следует отнести:
- отсутствие полноценной системы финансовой,
организационной, информационной поддержки
экспортеров;
- изменившаяся геополитическая структура
современного мира, приведшая к резкой
переориентации российских внешнеэкономических
связей на промышленно развитые страны,
что привело к усилению сырьевой направленности
российского экспорта;
- нерациональная структура экспорта и
импорта;
- долговременный спад производства, непродуманная
конверсия ВПК, что привело к потере традиционных
рынков;
- ориентация НИОКР на военные исследования,
свертывание государственного заказа
на наукоемкую продукцию;
- изношенность и моральное устаревание
основных фондов;
- нестабильность в экономике и политике.
Таким образом, для преодоления разрыва,
отделяющего РФ от мировых лидеров, и интеграции
в систему мирохозяйственных связей необходимо:
- установление стабильного политического
режима;
- развитие и совершенствование рыночного
механизма хозяйствования и рыночной
инфраструктуры;
- всемерное привлечение и эффективное
использование иностранных инвестиций
путем создания благоприятного инвестиционного
климата;
- проведение активной внешнеторговой
политики, сочетающей экспортоориентированность
производства с импортозамещением;
- стимулирование экономического развития
по пути НТП;
- вступление в международные организации,
присоединение к международным конвенциям
и другим источникам международного права.