Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:50, шпаргалка

Описание работы

Мир экономика(хоз-во)-совокупность национальных хозяйств всех стран мира, объединенных международными экономическими отношениями.
Субъектами мирового хоз-ва являются гос-ва с национальной системой воспроизводства, интеграционное объединение стран, транснациональные корпорации, международ. экономические орг-ции.
Мировая экономика представляет собой глобальный хозяйственный механизм, сформированный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений (внешняя торговля, вывоз капитала,валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, интеграция и т.д.).
Мировое хозяйство неоднородно, национальные хозяйства, входящие в него, различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами, формами международных экономических отношений.
Структура мировой экономики - это некое упорядоченное множество элементов мировой экономической системы.

Работа содержит 1 файл

билеты. мировая экономика.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Участники совещания  взяли на себя обязательство "освободить и открыть торговлю в АТР путем осуществления программы либерализации на основе принципов открытой, многосторонней торговли". Первоначальный план действий по созданию к 2020 г. зоны свободной торговли в АТР решено подготовить к следующей встрече стран-участниц АТЭС, которая состоится в 1995 г в Осаке (Япония). Достигнуто принципиальное соглашение о том, что разные страны станут участниками зоны свободной торговли в разное время. Первыми к поставленной цели (2010 г. ) придут индустриально развитые государства. Затем, с разрывом в пять лет отменят таможенные пошлины страны со среднеразвитой экономикой - НИС и еще через пять лет - развивающиеся государства. Именно разброс в сроках и достижение договоренности, что либерализация торговли в АТР будет достигаться постепенно, через ряд двусторонних и иных соглашений, а не путём заключения всеобъемлющего соглашения, как это имело место при заключении в 1993 г. Североамериканского соглашения о свободной торговле, и позволило достигнуть взаимоприемлемого решения. Из практического осуществления принципа "единство в многообразии" должно вырасти древо экономического процветания региона в будущем веке. Представитель Гонконга заявил на встрече в Богоре: "Нашей главной задачей было достичь согласия в отношении этой широкой цели и не увязнуть на данном этапе в выработке формулировок и конкретных методов ее достижения". Участники встречи в Богоре выработали формулу "гибкого консенсуса", позволяющего тем, кто пока не готов присоединиться к конкретному решению на момент его принятия, сделать это позже.

Итоги встречи  в Богоре получили оптимистическую  оценку со стороны участников встречи  в верхах. В прессе кроме восторженных были и негативные оценки. Европейцы  в большинстве своём заняли выжидательную  позицию. Это и понятно: они могут смотреть и выжидать. А неактивная позиция России привела к тому, что уже упоминавшийся нами Ф.Бергстен заметил на страницах гонконговского еженедельника "Эйшауик": "Надо еще посмотреть, действительно ли Россия является тихоокеанской державой". Правда, премьер-министр Малайзии М.Мохаммад не сомневается в том, что Россия должна быть членом АТЭС. Министр иностранных дел Южной Кореи убежден, что "в АТЭС должны входить все главные игроки региона", а Россия "остается единственным из таких игроков, пока не охваченных рамками организации".

Различия  во взглядах на возможное членство России в АТР, существующие между  участниками этой организации, нетрудно объяснить и понять. Сложнее понять позицию самой России. С одной  стороны, политика России в отношении АТР значительно активизировалась. В 1992-1994 гг. состоялась серия визитов российского руководства во многие страны региона. В ходе визитов Президента России Ельцина в Республику Корея, КНР и Японию, а также во "внешнеполитической концепции Российской Федерации" сформулирован курс России в АТР. Начиная с 1992 г. российский министр иностранных дел начал принимать участие в работе расширенного совещания министров иностранных дел стран АСЕАН.

Россия вступила в ряд неправительственных региональных организаций. Она поддержала позицию высших руководителей семи развитых стран, которые на своей встрече в Токио в 1993 г. высказались в пользу создания переговорного механизма контроля за политическим решением конфликтов в АТР. 13 октября 1993 г. в ТокиоЕльцин подписал Декларацию о российско-японских отношениях, в пятом пункте которой говорится, что стороны "придерживаются общего мнения о наличии возможностей для динамичного развития, которое может продемонстрировать азиатско-тихоокеанский регион в мире XXI века". Там же выражена уверенность в том, что Россия "станет активным и конструктивным партнером в этом регионе". С другой стороны, представляется, что разработка реалистичной, лишённой во многом унаследованных от прошлого российской внешней политики идеологизированных подходов ещё предстоит. Мы никогда не займем достойного места в АТР, если не осуществим всестороннего хозяйственного развития своего Дальнего Востока и Сибири. Россия должна наконец перестать осуществлять азиатско-тихоокеанскую политику, опираясь лишь на потенциал своих европейских областей и не выходя за рамки деклараций в том, что касается реального освоения российского Дальнего Востока. Именно реальное оживление хозяйственной жизни в регионе позволит подключиться Российской Федерации к интеграционным процессам в АТР и даст ответ на вопрос, является ли Россия азиатско-тихоокеанской державой.

 
18. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве и СНГ 
Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства. 
 
Институциональные основы осуществления интеграционных процессов в рамках СНГ заложены в подписанном в сентябре 1993 г. Договоре о создании экономического союза, а также в конкретизирующих и развивающих его документах — Соглашении о создании зоны свободной торговли и Соглашении о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений (апрель 1994 г.), Договоре о проведении согласованной антимонопольной политики и Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (декабрь 1993 г.) и ряде других. 
 
Принятые решения явились политико-юридическим признанием того факта, что в стратегическом плане интеграции в СНГ для входящих в него государств разумной альтернативы не существует. Ее экономическим фундаментом служит сложившаяся в советский период взаимодополняющая структура народных хозяйств бывших республик СССР — ныне стран—членов СНГ. Характеристика их хозяйственной взаимозависимости может быть выражена отношениями объемов ввоза и вывоза продукции к ее производству и потреблению. Так, доля ввоза (включая импорт) в потреблении в период 1965—1990 гг. колебалась от 15—16% (Российская Федерация) до 30—31% (Армения). Вывоз (включая экспорт) от объема производства составлял от 10—12% (Россия, Казахстан) до 25— 28% (Азербайджан). Интенсивность межреспубликанских связей (отношение вывоза республики по линии межреспубликанского обмена к ее общему вывозу) в среднем по бывшему СССР составляла 75—80%. Ниже среднего уровня этот показатель был лишь у России (65—70%), во всех остальных республиках он был выше и составлял до 95—97% (Молдова, Киргизия, Армения). Для сравнения следует отметить, что в этот же период интенсивность межгосударственных связей ЕС равнялась 60%. Если в межреспубликанский обмен в бывшем СССР поступало почти 20% совокупного валового продукта, то аналогичный показатель стран ВС составил 14%. 
 
Здесь необходимо учесть и неравномерность размещения и освоения природно-сырьевых ресурсов на территории Советского Союза. Это привело к тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче и переработке важнейших видов сырья. Так, например, на долю России приходилось более 90% общесоюзной добычи нефти (включая газовый конденсат), более 75 — газа, около 91 — деловой древесины, более 80% — деловой древесины, пиломатериалов и бумаги. На долю Украины приходилось 65-68% общесоюзного производства стали, готового проката, стальных труб. Республика Узбекистан производила более 60% хлопка-волокна и т.д. 
 
Вполне закономерным выглядит в этих условиях тот факт, что распад СССР и разрыв единого экономического пространства способствовали углублению и без того тяжелого экономического кризиса, переживаемого странами СНГ. По оценкам, от налаживания и поддержания взаимных интеграционных связей в России зависит 30-35% объема национального производства промышленной продукции (от уровня 1990 г.). Украина в случае разрыва таких связей может потерять 80-85% объема промышленного производства. 
 
Экономические преобразования, проводимые в новых независимых государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного) механизма поддержания производственно-хозяйственных связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике. 
 
Вместе с тем, несмотря на без альтернативность интеграции, ожидать в скором будущем масштабных позитивных перемен, связанных с формированием Экономического союза стран СНГ едва ли стоит. В первую очередь в этой связи необходимо обратить внимание на то, что Московский договор о его создании, в отличие от положившего начало ЕС Римского, представляет собой "рамочный" документ (аналогичный характер носит и целый ряд последующих договоров и соглашений). А это означает, что предстоит пройти через длинную череду нелегких переговоров прежде, чем определятся конкретные пути и механизмы реализации принятых решений. В настоящее время увязать воедино во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно направленности политических действий отдельных государств СНГ. Пока потребность в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности. 
 
В то же время нынешнее плачевное состояние научных и производственных потенциалов бывших субъектов СССР предопределяет неготовность каждого из них к роли технологического донора и, как следствие этого, отсутствие главной предпосылки к интеграции в ее лучших образцах. Тем самым вне поля взаимного сотрудничества остается ключевая для молодых государств проблема технологического прорыва. 
 
Странам-участницам важно уже в ближайшем будущем разработать свои внешнеэкономические концепции, расставить приоритеты в сфере международного сотрудничества, определить механизмы сочетания интеграционного процесса в СНГ с широким использованием международного разделения труда с другими регионами мира. Совместные внешнеэкономические действия и скоординированная позиция необходимы и в отношениях стран СНГ с международными экономическими и финансовыми организациями. 
 
Формирование новой региональной системы взаимных связей сейчас возможно лишь на основе нового экономического механизма взаимодействия, соответствующего новому, суверенному статусу стран Содружества. Такой механизм находится пока на стадии становления, и объясняется это не в последнюю очередь отсутствием ясных представлений о реальном потенциале межгосударственных связей в СНГ. Все остальные вопросы (приоритетные направления, формы, масштабы сотрудничества, его инструментарий и др.) по отношению к данному носят производный характер. 
 
На первом этапе формирования Экономического союза целесообразно не противопоставлять многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а, напротив, более полно использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы конкретнее, проще и позволяют не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить и реализовать многостороннее сотрудничество. 
 
темы многостороннего клирингЧто касается использования многосторонних форм, то возможностей и здесь достаточно: — восстановление многозвенных технологических цепочек с участием фирм-кооперантов из разных стран СНГ; 
 
— проведение согласованной инвестиционной политики, основанной на использовании новых организационных форм: межнациональных акционерных обществ, холдингов, СП, транснациональных корпораций; 
 
— создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных сфер их использования; 
 
— координация и проведение согласованной структурной политики с селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств; 
 
— поэтапное создание платежного союза, начиная с нормализации двусторонних платежно-расчетных отношений между государствами СНГ, организации работы Межгосударственного банка по созданию сиса и заканчивая реализацией в будущем согласованной (а затем и единой) кредитно-денежной и валютной политики. 
 
Предусмотренное договором о создании экономического союза формирование ассоциации свободной торговли и таможенного союза тоже предполагает длительную, поэтапную работу, включая координацию внешнеторговой политики и национального законодательства. Одним из важнейших при этом является вопрос о свободе перемещения товаров и услуг. Уже в 1992-1993 гг. в основном сложился механизм регулирования внешней торговли РФ со странами ближнего зарубежья, основанный преимущественно на использовании тарифных, но включающий в себя и целый ряд нетарифных методов. 
 
При этом, несмотря на просчеты и недостатки, в целом импортный тариф стал более дифференцированным: повышается его роль в создании разумной степени протекционизма для российских предприятий-производителей и обеспечения условий для нормальной конкуренции. При ввозе и вывозе товаров из стран—участниц СНГ таможенными органами не взимается налог на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются подакцизные в РФ товары, происходящие с территории государств — членов СНГ, при ввозе их на территорию России. Что касается полного отказа от импортного тарифа в СНГ, то, как показывает опыт интеграционных союзов индустриально развитых стран (ЕС и ЕАСТ), он скорее будет постепенным и многоступенчатым. Вместе с тем следует отметить, что уже сегодня, в целях стимулирования кооперационных связей, вывоз товаров по кооперации не подлежит количественному ограничению, если он осуществляется по контрактам между хозяйствующими субъектами. В соответствии с подписанным в декабре 1993 г. в Ашгабате Соглашением об общих условиях и механизме поддержки производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ в отношении товаров, поставляемых по кооперации и в рамках режимов переработки под таможенным контролем экспортные и импортные пошлины, налоги и акцизы не применяются. 
 
Острым остается вопрос о ценах во взаимной торговле. И это совершенно закономерно, поскольку именно здесь непосредственно сталкиваются экономические интересы экспортеров и импортеров. Новому статусу независимых государств в наибольшей степени соответствовало бы использование мировых цен. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с их бесспорно позитивным влиянием на процессы структурной перестройки производства и внешнеторгового оборота они одновременно (как показывает опыт распада СЭВ) имеют существенный недостаток. Мировые цены способны оказать разрушительное воздействие на сотрудничество, в первую очередь в силу их полного несоответствия условиям национального воспроизводства. Именно поэтому во взаимной торговле РФ и других стран СНГ применяется дифференцированный подход к номенклатуре поставляемых товаров: по стратегическим товарам (сырьевым, энергоносителям, цветным металлам), включаемым в межправительственные соглашения, общей рекомендацией является ориентир на мировые цены с ежеквартальным уточнением последних. Отдельными межгосударственными соглашениями определен порядок установления цен на нефть и газ с введением корректирующих коэффициентов. 
 
Успешное проведение экономических преобразований в странах СНГ невозможно без тщательной разработки и осуществления скоординированной реформы законодательства. Если участники СНГ хотят оживить торговлю, стимулировать капиталовложения (в том числе и взаимные), их законодательство должно стать не только привлекательным для бизнеса, но и унифицированным. Сейчас отдельные части законодательства стран-участниц не соответствуют друг другу, а законы и реальность отделены пропастью. Проблема усугубляется несогласованностью различных зарубежных рекомендаций. Эти тенденции могут привести к несовместимости законодательных систем стран СНГ. Обеспечение правовой базы интеграционных мероприятий требует существенного повышения роли Межпарламентской Ассамблеи как органа, призванного разрабатывать модельные законодательные акты и добиваться сближения действующего законодательства государств, подписавших Договор об экономическом союзе. 
 
20.
Cтруктура международных финансово-кредитных организаций. 
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Эти организации объединяет общая цель -- развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. 
1. Международный валютный фонд (МВФ)

МВФ (International Monetary Fund IMF) -- межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. 

Целями создания МВФ  были следующие:

· Содействовать сбалансированному  росту международной торговли;

· Поддерживать устойчивость валютных курсов;

· Способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами  Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;

· Предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие  регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;

МВФ занимается экономическими проблемами и концентрирует усилия согласно Уставу на расширении и укреплении экономики стран, являющихся его  членами. За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт. 
2. Всемирный Банк

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западноевропейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х - первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.

Всемирный банк как  специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства. Членами МБРР могут стать только государства, являющиеся членами МВФ.

Капитал МБРР образован  путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17, 5 %) и числом голосов (примерно 17 %) обладают США.

На сегодняшний  день основными целями Банка являются:

· содействие реконструкции  и развитию территорий государств-членов, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

· поощрение частных  иностранных капиталовложений и  в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

· стимулирование долгосрочного  сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных  балансов путем поощрения международных  инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.

Основными направления  деятельности МБРР в настоящее время  являются:

· среднесрочное и  долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

· подготовка, техническое  и финансово-экономическое обоснование  инвестиционных проектов;

· финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах.

3. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)

ЕБРР - международная  организация, созданная на основании  Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран -- все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне.

Главная задача ЕБРР -- содействовать переходу европейских  постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и  предпринимательской инициативы. Основными  объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы  операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

· предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;

· инвестирование в  капитал;

· гарантированное  размещение ценных бумаг;

· облегчение доступа  на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;

· размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

· предоставление займов 

Во-первых, их деятельность позволяет  внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.

Во-вторых, они призваны служить  форумом для налаживания  сотрудничества между  странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в  сфере изучения, анализа  и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства. 
 
21.
Общая характеристика экономических ресурсов мирового хозяйства.

 
 
36.Перспективы интеграции России  в современную систему международного  бизнеса. 
 
Распад СССР и переход РФ от социалистической экономики к рыночной привели к затяжному кризису, охватившему все сферы экономики, в том числе и внешнеэкономическую. Особую актуальность приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, РФ обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: 
- огромные сырьевые богатства; 
- квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; 
- долговременное присутствие российской машинной и технической продукции на ряде рынков разных стран; 
- большие масштабы накопленных основных фондов; 
- мощный научно-технический потенциал, наличие передовых и даже уникальных технологий в ряде отраслей промышленности (авиакосмической, лазерной, приборостроении, судостроении и др.). 
Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, снижающие эффект от конкурентных преимуществ. К данным слабостям следует отнести: 
- отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров; 
- изменившаяся геополитическая структура современного мира, приведшая к резкой переориентации российских внешнеэкономических связей на промышленно развитые страны, что привело к усилению сырьевой направленности российского экспорта; 
- нерациональная структура экспорта и импорта; 
- долговременный спад производства, непродуманная конверсия ВПК, что привело к потере традиционных рынков; 
- ориентация НИОКР на военные исследования, свертывание государственного заказа на наукоемкую продукцию; 
- изношенность и моральное устаревание основных фондов; 
- нестабильность в экономике и политике. 
Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо: 
- установление стабильного политического режима; 
- развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования и рыночной инфраструктуры; 
- всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата; 
- проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозамещением; 
- стимулирование экономического развития по пути НТП; 
- вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.

Информация о работе Мировая экономика