Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:50, шпаргалка

Описание работы

Мир экономика(хоз-во)-совокупность национальных хозяйств всех стран мира, объединенных международными экономическими отношениями.
Субъектами мирового хоз-ва являются гос-ва с национальной системой воспроизводства, интеграционное объединение стран, транснациональные корпорации, международ. экономические орг-ции.
Мировая экономика представляет собой глобальный хозяйственный механизм, сформированный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений (внешняя торговля, вывоз капитала,валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, интеграция и т.д.).
Мировое хозяйство неоднородно, национальные хозяйства, входящие в него, различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами, формами международных экономических отношений.
Структура мировой экономики - это некое упорядоченное множество элементов мировой экономической системы.

Работа содержит 1 файл

билеты. мировая экономика.doc

— 243.50 Кб (Скачать)
  • географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
  • тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
  • растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США ;
  • усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке. 
    Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Впервые государство “третьего мира” добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. 
    Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. Одновременно в 80-е – начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В 1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран. По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом.

Структура североамериканского  интеграционного комплекса имеет  свои особенности по сравнению с  европейской моделью интеграции. Главное отличие – асимметричность  экономической зависимости США, Канады и Мексики. Канада и Мексика  скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Ключевыми моментами  соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего  многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

  • отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;
  • поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
  • смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
  • либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
  • североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
  • создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что  страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле.

В то же время НАФТА  содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики  на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров. В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду.

15. Интеграционные процессы в Латинской Америке и МЕРКОСУР. 
В Латинской Америке Боливия, Бразилия, Чили, Парагвай, Уругвай и Аргентина образуют экономическую организацию Рынок Южного конуса — Mercado Comu’n del Cono Sur1, сокращенно Меркосур (1991г.). Полноправными членами Меркосур являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами — Чили и Боливия. В свое время (начало 60-х годов) здесь планировалось создать "зону свободной торговли", а затем образование Центральноамериканского общего рынка - ЦАОР. Однако политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира.

Эта региональная группировка ставит своей задачей  содействовать развитию взаимной торговли и снижению зависимости от колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры. Сейчас страны Меркосур стоят перед необходимостью разработки и принятия общего оперативного соглашения, регулирующего импорт-экспорт природного газа в пределах блока (в сфере электроэнергии подобное соглашение уже есть), и выработки механизма распределения достигнутой выгоды от реализации межнациональных проектов в области энергетики. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе. 
В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение является показателем того, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать. Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия; желание и умение идти на компромиссы.

Латиноамериканская  ассоциация интеграции (ЛААИ) создана в 1980-1981 годах, в состав ее входят 11 стран Южной Америки. ЛААИ ставит своей целью создание общего рынка, имея уже некоторые наднациональные органы.

16. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и АСЕАН. 
Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations – ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке 5 странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея.

Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов человек, совокупный размер ВВП – 737 млрд. $, объем торговли – 720 млрд. $.

Первоначальная  роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил.

И в настоящее время АСЕАН продолжает держать курс на содействие региональному  сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе. В начале 90-х годов  она инициировала переговорный процесс между Россией и Китаем, также АСЕАН способствовала политическому решению камбоджийской проблемы.

Ежегодно  проходят министерские Конференции  АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском  регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки).

Подписание 8 августа 1967 года Бангкокской декларации о создании Ассоциации стран Юго-Восточной  Азии положило началом сотрудничеству также в области науки и  технологий, окружающей среды, культуры и информации, социального развития и др. в целях ускорения экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе, содействия активному сотрудничеству и взаимопомощи в перечисленных выше областях, а также в образовательной, технической и управленческой сферах.

Две первые встречи глав государств АСЕАН на о.Бали (1976 год) и в Куала-Лумпуре (1977 год) провозгласили принципы существования этой организации, а именно: дружеские взаимоотношения и сотрудничества с другими нациями на основе взаимного уважения и выгоды, отстаивание интересов региона на международной арене, усиление деятельности государственных и негосударственных организаций в развитии региональной индивидуальности, и призвали к расширению сотрудничества в развитии человеческих ресурсов, в устранении бедности, болезней и неграмотности, в обеспечении рабочих мест для групп людей с низкими доходами, особенно в сельской местности, в согласованных действиях по злоупотреблению и торговле наркотиками и наркотическими средствами.

      В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА. Уже в 1977 году были сделаны попытки сформировать район свободной торговли. В этом году появилось АСЕАНовское соглашение по льготной торговле ( Preferential Trade Agreement - РТА), которое явилось первым инструментом по либерализации торговли, по увеличению внутрирегиональной торговой деятельности.

В рамках создания зоны свободной торговли проводятся мероприятия по ускорению  процессов согласования тарифной номенклатуры, таможенной оценки; установление системы  зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур; согласование товарных стандартов. Работа по стандартизации продукции нацелена на то, чтобы снизить издержки ее производства путем выравнивания стандартов стран-членов с международными стандартами, взаимного признания требований, предъявляемых к проверке продукции и выдачи соответствующих сертификатов.

Базой для сотрудничества в этой сфере  являются соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схема промышленного  сотрудничества (АИКО).

      Высшим  органом АСЕАН является Встреча Глав Государств и Правительств АСЕАН. Этот саммит проводится каждые три года, а в промежутках между ними проводятся неформальные встречи. Встречи Министров иностранных дел проходят ежегодно. Также проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли: сельское хозяйство, рыболовство, энергетика, окружающая среда, финансы, информатизация, инвестиции, труд, юстиция, искоренение бедности, наука и технологии, социальное обеспечение, международная преступность, транспорт, туризм и пр. В АСЕАН работает 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 4 00 мероприятий.

АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС; проводятся совместные учения. В 1994 году на 27-й конференции министров иностранных дел стран-членов АСЕАН был принят флаг АСЕАН.

В ноябре 2002 года в столице Камбоджи прошёл саммит лидеров АСЕАН и  их партнёров по диалогу – руководителей  правительств Китая, Республики Корея, Индии и Южной Африки, главным  пунктом которого стала проблема борьбы с терроризмом. Массовые теракты, имевшие место в странах региона в конце года, подорвали доверие к туристической отрасли большинства стран АСЕАН, где туризм всегда оставался значительной статьёй доходов в государственных бюджетах, а также обеспечивал миллионы жителей этих стран рабочими местами.

      Юридической базой отношений стран АСЕАН  служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский  договор) 1976 г. В настоящее время  АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных держав, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.

Важное  место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор вступил в силу в 1997 г.).

В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами  мира, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу  с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

Информация о работе Мировая экономика