Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 03:50, шпаргалка
Мир экономика(хоз-во)-совокупность национальных хозяйств всех стран мира, объединенных международными экономическими отношениями.
Субъектами мирового хоз-ва являются гос-ва с национальной системой воспроизводства, интеграционное объединение стран, транснациональные корпорации, международ. экономические орг-ции.
Мировая экономика представляет собой глобальный хозяйственный механизм, сформированный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений (внешняя торговля, вывоз капитала,валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, интеграция и т.д.).
Мировое хозяйство неоднородно, национальные хозяйства, входящие в него, различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами, формами международных экономических отношений.
Структура мировой экономики - это некое упорядоченное множество элементов мировой экономической системы.
* В число основных
функций механизма и мирового,
и национального хозяйства
* Важная функция хозяйственного механизма
-- регулирование пропорций мирового производства.
Необходимость их регулирования заключается
в том, что они устанавливаются путем постоянных
отклонений.
* Разрешение противоречий между уровнем
развития производительных сил и производственных
отношений в их конкретных формах -- также
функция хозяйственного механизма. По
мере развития производительных сил происходят
определенные изменения в отношениях
хозяйствования. Они происходят стихийно,
через глубокие противоречия.
Разделение мирового
хозяйства на сферы экономической
деятельности и определение основных
экономических взаимосвязей между
ними позволяют не только проанализировать
тенденции развития отдельных стран,
но и сравнить их между собой. Однако
в мире в целом примерно 200 стран, которые
очень различны по уровню экономического
развития. И знание классификаций чрезвычайно
важно для взаимного изучения и обмена
опытом экономического развития.
Принятое в мировой
экономике
определение страны отличается от определения,
принятого в международном праве или обыденного.
В рамках мировой экономики страной считаются
не только территориальные единицы, являющиеся
государством, но и некоторые территориальные
единицы, которые не являются государствами,
однако проводя самостоятельную и независимую
экономическую политику и ведут отдельный
статистический учет своего экономического
развития. Это касается некоторых островных
зависимых территорий Великобритании,
Нидерландов и Франции, которые, не являясь
самостоятельными государствами рассматриваются,
тем не менее, международной экономикой
как отдельные страны.
Наиболее полное представление о группах
стран в мировой экономике дают данные
универсальных международных организаций,
членами которых являются большинство
стран мира, - Организации
Объединенных Наций, Международного
валютного фонда
и Всемирного
банка. Оценка
этими организациями групп стран в международной
экономике несколько различается, поскольку
различно количество стран – членов этих
организаций (ООН – 185, МВФ – 181, ВБ – 180),
а международные организации наблюдают
за экономикой только своих стран – членов.
Например, из классификации МВФ выпадают
Куба, КНДР и некоторые другие небольшие
по размеру страны, которые не являются
его членами. Некоторые страны – члены
международных организаций не предоставляют
полные данные о своей экономике или предоставляют
их не современно, в результате чего оценки
развития их экономике выпадают из общих
оценок международной экономики. Это Сан–Марино
из числа развитых и Эритрея из числа развивающихся
государств.
Наконец, любая классификация составляется
из задач каждой организации. Например,
Всемирный банк обращает внимания на оценку
уровня экономического развития каждой
страны, ООН – на социальные и демографические
аспекты и т.д.
Всего же, в современной литературе можно
выделить несколько основных признаков
для классификации стран мира: 1. По типу
социально-экономической системы во второй
половине ХХ века страны делили на капиталистические,
социалистические и развивающиеся, или
страны «третьего мира». В свою очередь,
развивающиеся страны делили на страны
социалистической или капиталистической
ориентации. Распад Советского Союза и
мировой социалистической системы привел
к отказу от такой классификации мирового
хозяйства.
2. По уровню развития страны подразделяются
на развитые и развивающиеся. Постсоциалистические
государства и страны, все еще официально
провозглашающие целью своего развития
строительство социализма, оказались
в числе развивающихся.
3. По степени развитости рыночной экономики
в международной практике все страны мира
чаще всего подразделяются на три основные
группы: развитые страны с рыночной экономикой,
страны с переходной экономикой и развивающиеся
страны. Такая разбивка на группы была
выбрана для удобства анализа в ЭКОСОС
(Экономическом и социальном совете ООН).
В настоящее время МВФ введен термин «передовые
экономики» (или «передовые страны») для
обозначения групп стран и территорий,
традиционно относимых к развитым (это
23 страны). К передовым экономикам мира
относят также четырех восточноазиатских
«тигров» (Южная Корея, Сингапур, Гонконг
, как особый административный район Китая,
и Тайвань), Израиль и Кипр.
Среди лидеров мировой экономики находятся
страны Северной Америки (США и Канада),
Западной Европы (прежде всего Великобритания,
Германия, Италия и Франция), Восточной
Азии во главе с Японией. За ними следует
заметно прогрессирующая группа новых
индустриальных экономик, в том числе
«азиатские тигры». Все еще на этапе реформирования
в рамках перехода к рынку остается ряд
государств Центральной и Восточной Европы,
а также государств на территории бывшего
СССР. Некоторые из них в последние годы
были приняты в Европейский Союз, и группа
развитых стран возросла до 30. Обширный
массив стран – развивающаяся зона –
насчитывает свыше 100 стран мира.
Для характеристики экономики стран мира
используются уже известные показатели:
ВВП на душу населения, отраслевая структура
экономики и наукоемкие отрасли и уровень
и качество жизни населения.
Развитые страны
(англ. Developed countries) характеризуются высоким
уровнем жизни населения. Развитые страны
имеют, как правило, большой запас произведённого
капитала и население, которое по большей
части занято высокоспециализированными
видами деятельности. В этой группе стран
проживает около 15% населения мира. Развитые
страны называют также индустриальными
странами или индустриально развитыми.
К развитым странам обычно относят 24 промышленно
развитые страны Северной Америки, Западной
Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким
уровнем доходов. Среди индустриальных
наиболее существенную роль играют страны
так называемой Группы 7 (G-7), обеспечивающие
47% мирового ВВП и 51% международной торговли.
Эти государства координируют свою экономическую
и финансовую политику на ежегодных встречах
в верхах, которые проводятся начиная
с 1975 года. На Европейском континенте,
где находятся 4 из 7 крупнейших развитых
стран, наиболее значимым объединением
является Европейский союз в составе 15
стран, дающих 21% мирового ВНП и 41% экспорта.
В качестве экономически развитых стран
Международный валютный фонд выделяет
государства: 1. Страны, квалифицирующиеся
ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой
в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия,
Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания,
Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия,
Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная
Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды,
Новая Зеландия, Норвегия, Португалия,
Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.
2. В более полную группу развитых стран
включаются также Андорра, Бермудские
острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг,
Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.
Среди основных признаков развитых стран
целесообразно выделить следующие:
1. ВВП на душу населения в
среднем составляет примерно 20 тыс. долл.
и постоянно растет. Это определяет высокий
уровень потребления и инвестиций и уровень
жизни населения в целом. Социальная опора
– «средний класс», разделяющий ценности
и основные устои общества.
2. Отраслевая структура экономики развитых
стран эволюционизирует в сторону доминирования
промышленности и ярко выраженной тенденции
превращения индустриальной экономики
в постиндустриальную. Бурно развивается
сфера услуг , и по доле населения, занятой
в ней, она лидирует. Научно-технический
прогресс оказывает значительное влияние
на экономический рост и структуру экономики.
3. Структура бизнеса развитых стран неоднородна.
Ведущая роль в экономике принадлежит
мощным концернам – ТНК (транснациональным
корпорациям). Исключение составляет группа
некоторых малых стран Европы, где нет
ТНК мирового уровня. Однако для экономик
развитых стран характерно также широкое
распространение среднего и мелкого бизнеса
как фактора экономической и социальной
стабильности. В этом бизнесе занято до
2/3 экономически активного населения.
Во многих странах малый бизнес обеспечивает
до 80% новых рабочих мест и воздействует
на отраслевую структуру экономики.
Хозяйственный механизм развитых стран
включает три уровня: спонтанно-рыночный,
корпоративный и государственный. Ему
соответствуют развитая система рыночных
отношений и диверсифицированные методы
государственного регулирования. Их сочетание
обусловливает гибкость, быструю приспособляемость
к меняющимся условиям воспроизводства
и в целом высокую эффективность хозяйственной
деятельности.
4. Государство развитых стран – активный
участник хозяйственной деятельности.
Целями государственного регулирования
являются формирование наиболее благоприятных
условий для самовозрастания капитала
и поддержание социально-экономической
стабильности общества. Важнейшие средства
госрегулирования – административно-правовые
(развитые системы хозяйственного права),
налогово-бюджетные (средства госбюджета
и фондов социального страхования), денежно-кредитные
и государственная собственность. Общей
тенденцией с начала 60-х годов является
снижение роли госсобственности в среднем
с 9 до 7% в ВВП. Причем она концентрируется,
в основном, в сфере инфраструктуры. Различия
между странами по степени госрегулирования
определяются интенсивностью перераспределительных
функций государства через его финансы:
наиболее интенсивно – в Западной Европе,
в меньшей степени – в США и Японии.
5. Экономики развитых стран характеризуются
открытостью мировому хозяйству и либеральной
организацией внешнеторгового режима.
Лидерство в мировом производстве определяет
их ведущую роль в мировой торговле, международном
движении капитала, международных валютно-расчетных
отношениях. В области международной миграции
рабочей силы развитые страны выступают
как принимающая сторона.
К странам с
переходной экономикой обычно относят
28 государств Центральной и Восточной
Европы и бывшего СССР, переходящие
от централизованно – планируемой
к рыночной экономике, а также, в
ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам.
В числе стран с переходной
экономикой в силу своей политической
значимости обычно отдельно, вне связи
с другими группами, рассматривается Россия
(2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной
группой выделяются некогда входившие
в социалистический лагерь страны Центральной
и Восточной Европы, а также страны бывшего
СССР, которые называют странами бывшей
«рублевой зоны».
К странам с переходной экономикой относятся:
1. Бывшие социалистические страны Центральной
и Восточной Европы: Албания, Болгария,
Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская
Республика, преемники Социалистической
Федеративной Республики Югославии —
Босния и Герцеговина, Республика Македония,
Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
2. Бывшие советские республики — ныне
страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия,
Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская
Федерация,
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,
Украина;
3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия,
Литва, Эстония.
Особую сложность представляет классификация Китайской
Народной Республики,
поскольку строительство капитализма,
а значит, рыночных отношений, в КНР происходит
под руководством Коммунистической партии
Китая (КПК). Экономика Китая представляет
симбиоз плановой социалистической экономики
и свободного предпринимательства. Международный
валютный фонд (МВФ) относит Китай, как
и Индию, к развивающимся азиатским странам.
Для стран Центральной и Восточной Европы,
стран Балтии и некоторых Балканских стран,
характерен изначально более высокий
уровень социально-экономического развития;
радикальное и успешное проведение реформ
(“бархатные революции”); выраженное
стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами
в этой группе являются Албания, Болгария
и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.
Бывшие советские республики, за исключением
стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество
Независимых Государств (СНГ). Развал СССР
привел к разрыву складывающихся десятилетиями
хозяйственных связей между предприятиями
бывших республик. Единовременная отмена
государственного ценообразования (в
условиях дефицита товаров и услуг), стихийная
приватизация крупнейших экспортно-ориентированных
государственных предприятий, введение
параллельной валюты (доллара США) и либерализация
внешнеторговой деятельности привели
к резкому падению производства. ВВП в
России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция
достигала 2000% и более в год.
Наблюдалось резкое падение курса национальной
валюты, дефицит государственного бюджета,
резкое расслоение населения при абсолютном
обнищании основной его массы. Произошло
формирование олигархического варианта
капитализма без создания среднего класса.
Кредиты МВФ и других международных организаций
направлялись на “латание дыр” в государственном
бюджете и бесконтрольно разворовывались.
Проведение финансовой стабилизации за
счет бюджетных ограничений и политики
рестрикции или сжатия денежной массы
(рост процентных ставок) постепенно снизили
инфляцию, но имели серьезные социальные
потери (безработицу, рост смертности
населения, беспризорные дети и др.). Опыт
“шоковой терапии” показал, что само
по себе введение частной собственности
и рыночных отношений не является гарантом
создания эффективной экономики.
Если говорить о термине «переходная экономика»,
то он используется для характеристики
преобразований экономики социалистических
стран в рыночную. Переход к рынку требовал
проведения ряда существенных преобразований,
к которым относятся:
1) разгосударствление экономики, требующее
приватизации и стимулирования развития
негосударственных предприятий;
2) развитие негосударственных форм собственности,
в том числе частной собственности на
средства производства; 3) формирование
потребительского рынка и насыщение его
товарами.
Первые программы реформ состояли из наборов
стабилизационных мер и приватизации.
Монетарные и фискальные ограничения
должны были сбить инфляцию и восстановить
финансовое равновесие, а либерализация
внешних связей – привнести на внутренний
рынок необходимую конкуренцию.
Экономические и социальные издержки
перехода оказались выше, чем ожидалось.
Затянувшийся экономический спад, высокий
уровень безработицы, упадок системы социального
обеспечения, углубление дифференциации
доходов и снижение благосостояния населения
стали первыми результатами реформ.
Практика реформирования в различных
странах может быть сведена к двум основным
альтернативным путям:
1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая
терапия»), принятому за основу во многих
странах, в том числе и в России. Стратегия
исторически была сформирована еще в 1980-е
годы МВФ для стран-должников. Ее чертами
стала обвальная либерализация цен, доходов
и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая
стабилизация достигалась за счет сокращения
денежной массы и огромной инфляции как
следствия.
Срочные системные преобразования включали
приватизацию. Во внешнеэкономической
деятельности целью стало вовлечение
национальной экономики в мировое хозяйство.
Результаты «шоковой терапии» скорее
негативные, чем позитивные;
2) пути постепенного эволюционного преобразования
экономики, взятому за основу в Китае.
Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии
оживления страны с переходной экономикой
демонстрировали неплохие в целом показатели
хозяйственного развития и рыночной экономики.
Показатели ВВП постепенно пошли вверх.
Однако высоким остается пока уровень
безработицы. С учетом неодинаковых стартовых
условий разного времени начала преобразований
их результаты получились разные. Наибольших
успехов добились Польша, Венгрия, Чехия,
Словения, Эстония, Словакия.
Во многих странах Центральной и Восточной
Европы (ЦВЕ) велика доля государственных
расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе
рыночного реформирования снизился уровень
жизни населения и увеличилось неравенство
в распределении доходов: примерно 1/5 часть
населения смогла поднять уровень жизни,
а около 30% превратились в неимущих. В одну
группу можно выделить бывшие советские
республики, которые ныне объединены в
СНГ. Их экономики демонстрируют различную
скорость рыночных преобразований.