Мирохозяйственные связи и положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

На участии России в международном обмене до сих пор болезненно сказывается резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшим советскими республиками в результате распада СССР, которые до начала 1990-х гг. были главными потребителями товаров, особенно машиностро-ительной продукции. Негативное воздействие на развитие внешней торговли России оказывает отсутствие структурной перестройки промышленности, экономический и технологический застой во многих наукоемких отраслях.

Содержание

Введение 3
1. Проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей 4
2. Внешнеэкономические связи России 6
2.1 Россия в мировой торговле 6
2.2 Россия на мировом рынке технологий 11
2.3 Россия в международном движении частного капитала 13
2.4 Внешний долг России 15
2.5 Валютная система и валютная политика 17
3. Конкурентные преимущества и слабости России 20
4. Перспективы внешней торговли России товарами 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     – основная часть советских должников  принадлежала к странам с низкой платежеспособностью. Так, крупнейшими  должниками СССР были (по нисхо-дящей) Куба, Вьетнам, Индия, Сирия, Афганистан, Йемен, Ирак, Эфиопия, КНДР, Алжир, Ангола, Ливия, Никарагуа, Мозамбик, Лаос. Ряд из них заведомо не мог выплатить свои долги целиком и в срок;

     – наибольшая часть долга падала на кредиты, предоставленные СССР зарубежным странам на закупку советского вооружения (по некоторым оцен-кам, 80% всего долга). Этот факт впоследствии использовался некоторыми странами-должниками как повод для отказа от выплат по таким займам, предоставленным им, якобы, прежде всего для укрепления там советского влияния, тем более что Парижский клуб государств-кредиторов не признает военных долгов (в 1997 г. Россия стала членом этого клуба).

     В результате Россия продолжает осуществлять работу по дополнительному оформлению, реструктуризации, но в основном по списанию советских долговых активов. В общей сложности за последние десять лет Россия списала своим должникам более 70 млрд долл. и по объемам задолжен-ности иностранным государствам относительно ВВП вышла на первое место в мире. Отчасти это следствие прежней политики предоставления государст-венных займов, отчасти недостаточной настойчивости российского прави-тельства, его строгого следования правилам Парижского клуба, а также заинтересованности российских посреднических структур, которые перекупили часть государственного долга с большим дисконтом или же обслуживают поток товарных поставок в Россию из стран-должников в счет погашения их реструктурированного долга.

     В итоге Россия в прошедшее и  нынешнее десятилетия получала ежегодных  платежей из-за рубежа по государственным  долговым активам 1—3 млрд долл. из планировавшихся по графику 5—14 млрд долл., а сама величина этих акти-вов (включая спорные) сократилась, по оценке Банка России, до 73 млрд долл. на начало 2006 г.

     Некоторую часть этих активов составляет уже  долг самой России. В основном это задолженность других стран СНГ перед Россией по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений (4 млрд долл. на начало 2005 г). Ежегодно накапливающаяся задолженность по товарным пос-тавкам на основе межправительственных соглашений фактически превратилась в помощь России своим партнерам по СНГ в товарной форме. В последние годы она составляет несколько сотен миллионов долларов в год и сопоставима по размерам с официальной помощью России этим странам.

2.5 Валютная система  и валютная политика

 

     В России интенсивное открытие экономики  происходило на фоне экономической  катастрофы 1990-х гг., повлекшей сильный  упадок работающих на внутренний рынок (т.е. на рубли) отраслей, многократное обесценение национальной валюты, бегство от нее домохозяйств и фирм. В результате произошел не просто рост значения валютных вопросов в хозяйственной жизни страны, но и резкое усиление воздействия иностранных валют на российскую хозяйственную жизнь (например, поведение даже домохозяйств определяется колебаниями курса доллара или евро).

     Национальная  валютная система России обладает следующими характерными чертами:

     – в отличие от СССР и нынешних ведущих  стран мира, валютная 
система России базируется не на принципе, что курс национальной валюты  обеспечивается  преимущественно  экономической  мощью страны (включая и ее золотовалютные резервы), а на принципе, что курс обеспечивается преимущественно государственными (официальными) золотовалютными резервами. На практике это часто выглядит как ориентация на то, чтобы официальный (номинальный) курс рубля был не ниже, а лучше — выше расчетного курса. Номинальный курс определяется на основе соотношения рыночного спроса и предложения валюты (в середине 2006 г. составлял около 27 руб. за доллар), а расчетный курс рассчитывается как отношение денежной базы в широком определении (наличные рубли плюс все средства коммерческих банков в ЦБ) по отношению к золотовалютным резервам ЦБ (в середине 2006 г. составлял около 11 руб. за доллар). Отсюда зависимость российской валютной системы не столько от положения дел в экономике страны (темпов и перспектив экономического роста России, состояния ее государственного бюджета, ситуации в денежно-кредитной системе), сколько от состояния государственных золотовалютных резервов. Размеры же последних зависят прежде всего от мировых цен на российское экспортное сырье;

     – слабость рубля в 1990-е гг. из-за высокой  инфляции, большой зависи-мости от неустойчивой внешнеэкономической  конъюнктуры, ненадежности национальной банковской системы привела к долларизации российской экономики. Доллар (и все больше евро) превратился во вторую национальную валюту России вследствие слабости первой в условиях ее свободного обмена на иностранную по всей стране. Тем не менее Правительство России даже в условиях укрепления рубля в середине текущего десятилетия не предпринимает активных попыток вытеснения иностранной валюты из внутрихозяйственного и внешнеэкономического оборота, полагаясь в силу своей либеральной ориентации на стихийный ход событий.

     В последние годы обострилась проблема оптимального курса рубля в связи с тем, что его стихийное укрепление по-разному сказывается на интересах различных хозяйствующих субъектов. По мнению российских экономистов либерального направления, относительное удорожание рубля и удешевление доллара стимулирует рост импорта и сдерживает рост экспорта. Исходя из предпосылки, что основным двигателем российской экономики является экспорт, они выступают за то, чтобы ЦБ проводил политику поддержки невысокого курса рубля на российском валютном рынке. Дешевый рубль, по их мнению, привлекателен и для иностранных инвесторов, которые на свою валюту могут купить больше активов в России. Более того, с их точки зрения, удорожание рубля подталкивает инфляцию в стране из-за роста импорта, цены на который по-прежнему остаются выше цен большинства российских аналогов. Кстати, к инфляции, по их мнению, ведет и усилившийся приток экспортной выручки, которая в соответствии с российским валютным законодательством должна обязательно переводиться в нашу страну и затем в основном обменивается на рубли, что увеличивает рублевую массу, а поэтому, по мнению либеральных экономистов, нужно отменить обязательный перевод экспортной выручки в Россию.

     Российские  экономисты кейнсианского направления  исходят из предпосылки, что основным двигателем российской экономики (как экономики любой большой страны) должен быть внутренний рынок, и поэтому полагают, что нужен более дорогой рубль. По их мнению, текущее десятилетие явно показало, что на российский экспорт воздействуют скорее мировые цены, чем курс рубля. Что касается импорта, то дешевый рубль тормозит ввоз машин и оборудования для инвестиционных целей (это главная статья российского импорта) и в результате — все российские инвестиции и структурную перестройку экономики. По их мнению, дорогой рубль предпочтителен и для потребителей, которые могут купить на него больше импортных товаров и услуг. Дорогой рубль предпочтительнее при обслуживании внешнего долга, когда собранные бюджетом рубли обмениваются у Центрального банка на доллары для выплаты кредиторам России. Наконец, по мнению российских кейнсианцев, дорогой рубль как символ устойчивости национальной экономики предпочтителен и для иностранных инвесторов.

     Центральный банк занимает в этой дискуссии скорее компромиссную по-зицию, добиваясь прежде всего плавности при изменении курса рубля по отно-шению к доллару и евро. В условиях укрепления рубля, роста ЗВР и поло-жительного сальдо платежного баланса ЦБ смог в середине 2006 г ввести пол-ную конвертируемость рубля, т.е. не только по текущим, но и по капитальным операциям. Рубль стал твердой (свободно конвертируемой) валютой.

3. Конкурентные преимущества  и слабости России

 

     Для оценки эффективности функционирования национальных экономик как части  всемирного хозяйства принципиальное значение имеют качественная и количественная характеристики их конкурентоспособности.

     Обычно  под конкурентоспособностью страны понимается способность ее фирм и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках. Естественно, что национальная конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране.

     Осуществляемые  в России системные реформы пока не способствуют серьезному повышению национальной конкурентоспособности. Более того, российские товаропроизводители стремительно сдают иностранным конку-рентам свои позиции даже на внутреннем рынке. Так, если в 1991 г. ресурсы розничного товарооборота России формировались на 86% за счет внутреннего производства, то в последние годы — менее 50%. Поэтому проблема конкурентоспособности сегодня остро стоит не только в области экспорта, но и в аспекте возвращения утерянных позиций на внутреннем рынке.

     На  современном этапе Россия добивается положительных результатов на мировом рынке за счет низких внутренних цен на многие экономические ресурсы, что является первой стадией развития национальной конкуренто-способности. Хотя это и свидетельствует о большом потенциале экономики страны, однако не может стать основой для достижения прочных позиций в системе мирохозяйственных связей, поскольку Россия не может позволить себе активную политику ценовой конкуренции, прежде всего в силу нарастающего противодействия этому ее партнеров на мировом рынке.

     По  оценкам международных экономических  организаций, Россия имеет сильные конкурентные позиции в черной и цветной металлургии, электро-энергетике, нефтяной, нефтехимической, газовой, лесной и оборонной промыш-ленности.

     В основном неконкурентоспособны легковые автомобили, гражданские самолеты, станки, тракторы, дизельные двигатели, готовые изделия элект-ронной промышленности.

     К сильным сторонам конкурентоспособности России относятся: индекс условий торговли, диверсификация экспортных рынков, положительное сальдо торгового баланса, достаточно низкие цены на электроэнергию и многие виды сырья и топлива для промышленных потребителей, низкая стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях, высокий образовательный уровень населе-ния, значительная численность научных работников (более 10% от мировой).

     К слабым сторонам относятся: невысокий  уровень расходов на НИОКР (в расчете  на душу населения); недостаточные стимулы инвестирования в науко-емком производстве; нехватка финансовых ресурсов для поддержания экспорта готовых изделий; сложившийся уровень защиты инвестиций, патентов и авторских прав.

     В последние годы международные рейтинги свидетельствуют о наметив-шемся росте конкурентоспособности страны. Так, уже в 2001 г. Россия вошла в десятку динамично развивающихся стран, заняв первое место по темпам роста общественной производительности труда (прирост реального ВВП в расчете на одного занятого в экономике) и снижения задолженности федерального бюджета; второе – среди 30 ведущих стран-экспортеров по темпам роста экспорта; четвертое – темпам роста ВВП в расчете надушу населения и валовых внутренних инвестиций; пятое – по темпам роста промышленного производ-ства; седьмое – по темпам роста сельскохозяйственного производства и ВВП.

     В сфере высокотехнологичного производства в мире выпуск наукоемкой продукции  обеспечивают 50–55 макротехнологий. Россия обладает только 17 из них, или 1/3 (ядерными, космическими, авиационными, в области нефтегазо-добычи и переработки энергетического сырья, в производстве вооружений и военной техники, а также химического, энергетического, транспортного маши-ностроения). В принципе, Россия может претендовать на 10–15 % мирового рынка наукоемкой продукции, или более 120 млрд долл. Ежегодных поступ-лений от экспорта.

     Жизнеспособность  российской экономики во многом обеспечивается за счет экспорта. Рост ВВП страны, по разным подсчетам, на 1/3–2/3 обеспечен  увеличением экспорта, структура которого отодвигает решение проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики. В сложившихся условиях принципиальное значение имеет формирование эффективной государ-ственной внешнеэкономической политики.

4. Перспективы внешней  торговли России товарами

 

     С учетом конкурентных преимуществ и  слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы  ее внешнеторговой деятельности.

     Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут  оставаться основной позицией. Дальнейшее развитие отраслей производства, связанных с переработкой сырья, будет способствовать увеличению в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.

Информация о работе Мирохозяйственные связи и положение России