Мирохозяйственные связи и положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

На участии России в международном обмене до сих пор болезненно сказывается резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшим советскими республиками в результате распада СССР, которые до начала 1990-х гг. были главными потребителями товаров, особенно машиностро-ительной продукции. Негативное воздействие на развитие внешней торговли России оказывает отсутствие структурной перестройки промышленности, экономический и технологический застой во многих наукоемких отраслях.

Содержание

Введение 3
1. Проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей 4
2. Внешнеэкономические связи России 6
2.1 Россия в мировой торговле 6
2.2 Россия на мировом рынке технологий 11
2.3 Россия в международном движении частного капитала 13
2.4 Внешний долг России 15
2.5 Валютная система и валютная политика 17
3. Конкурентные преимущества и слабости России 20
4. Перспективы внешней торговли России товарами 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Данные  табл. 2 свидетельствуют о катастрофе, произошедшей в торговле России с  другими постсоветскими странами. Если в рамках СССР на другие республики приходилась основная часть вывоза и ввоза товаров из РСФСР (почти 60%), то после сокращения объема торговли Российской Федерации с другими странами СНГ более чем в шесть раз эта доля упала до 15% в 2005 г., а в результате весь объем вывоза и ввоза товаров из России сейчас в четыре с лишним раза меньше по сравнению с 1990 г.

     «Обвал» связей с ближним зарубежьем был  одной из главных причин большой длительности и глубины экономического кризиса 90-х гг. в России. Больнее всего это сказалось на промышленности России, которая в 1990 г. вывозила за пределы республики более 18% своей продукции, из которых 2/3 шло в другие советские республики. В основном это была продукция машиностроения, а также нефть и газ. Но если в последующие годы нефтяная и газовая промышленность смогли компенсировать снижение своих поставок в страны ближнего зарубежья ростом поставок в страны дальнего зарубежья, то с машиностроением этого не случилось.

     Главными  причинами сворачивания экспорта России в страны ближнего зарубежья является резкое сжатие их внутреннего рынка в результате прошедшей в большинстве из них «шоковой терапии», а также усиление на их рынках конкуренции товаров из дальнего зарубежья. Эти же причины были главными для сокращения российского импорта из ближнего зарубежья.

     Постепенный выход большинства постсоветских  стран из экономического кризиса увеличивает их потребности в импорте, что благоприятно сказывается на взаимной торговле. В первую очередь это стимулирует вывоз машиностро-ительной продукции, так как ее доля в российском экспорте в страны СНГ в два-три раза выше, чем в экспорте в страны дальнего зарубежья.

Рынок услуг

     Несмотря  на то, что за последнее десятилетие  торговля России услугами развивалась  относительно высокими темпами, в стоимостном  выражении в 2003 году российский экспорт услуг составил 13,04 млрд долл., а импорт — 22,1 млрд долл. Россия остается отчетливо выраженным нетто-импортером услуг. Первое место в российской торговле услугами занимают транспортные услуги (в основном это авиаперевозки, морские и речные перевозки). В 2002 г. на них приходилось 42% всех поступлений от экспорта услуг.

     Второе  место занимает статья «поездки» (преимущественно  это услуги, связанные с иностранным туризмом). На них в 2002 г. приходилось 32% всех поступлений от экспорта услуг. Однако платежи по оплате поездок российских граждан за рубеж покрываются за счет доходов по этой статье только на одну треть. Отрицательное сальдо по этой статье является наибольшим и играет определяющую роль в формировании отрицательного сальдо в торговле услугами в целом.

     Все же другие виды услуг (включая услуги связи, строительные и финансовые услуги, роялти и лицензионные платежи, другие современные виды услуг) составили  в 2002 г. 26% всего объема экспортируемых Россией услуг (в то время как в мировом экспорте их доля составляет около 50%.)

     Укрепление  позиций России на мировом рынке  услуг предполагает обновление изношенного  парка авиалайнеров и морских  судов, совершен-ствование индустрии  туризма. Весьма перспективным является расширение взаимной торговли со странами СНГ некоторым современными видами услуг — инженерно-консультационными, формационными и другими, а также международного обмена в сфере образования и здравоохранения.

2.2 Россия на мировом  рынке технологий

 

     Значимость  такой формы международных экономических отношений, как международный обмен научно-техническими знаниями, для российских предприятий и организаций заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности российского экспорта является эффективным способом рационализации струк-туры внешнеэкономических связей.

     Для оценки участия России в международном  научно-техническом обмене необходимо прежде всего охарактеризовать состояние научно-технического потенциала страны. Россия обладает мощным, в значительной мере невостребованным, научно-техническим потенциалом. Особого внимания заслуживают отечественные космические исследования, авиастроение, разработки ядерных технологий, лазерная промышленность, а также ряд других наукоемких отраслей.

     Интеллектуальный потенциал нашей страны признан как один из самых высоких в мире. Число занятых в науке и научном обслуживании России огромно. Бесспорны преимущества РФ на мировом рынке вооружений и военной техники.

     Таким образом, Россия с ее огромным научно-техническим потенциалом и высокопрофессиональными инженерно-техническими кадрами имеет все основания для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно развитых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними. Однако на практике этого не происходит.

     Дефицит государственного бюджета приводит к постоянному сокращению финансирования науки. Падение зарплаты ученых определило «утечку умов», в результате которой Россия ежегодно теряет 50—60 млрд долл. Закономерный результат всего этого — сокращение научно-технических исследований России.

     Представленные  данные свидетельствуют о необходимости развития сотрудничества российских ученых с учеными других стран. Западу это так же выгодно, как и России. Они получают возможность покупать по низким ценам научно-технические разработки, использовать высококвалифицированных российских ученых в совместных исследованиях, выходить на очень слабо насыщенный технологиями российский рынок. Во многом Запад стремится предотвратить нежелательное проникновение российских технологий оборонного характера в недружественные ему страны.

     Среди форм западного содействия российской науке можно выделить две основные:

     – собственно помощь, включая поставку материалов, литературы через благотворительные организации и грантовое финансирование;

     – сотрудничество через подключение  российских ученых к реализации международных  научно-технических проектов.

     Можно выделить три главных направления  научно-технического сотруд-ничества РФ со странами Запада.

     1. Многостороннее межгосударственное сотрудничество. Министерство науки РФ поддерживает и частично финансирует свыше 500 международных проектов, из них 42 проекта — перспективные информационные технологии; 38 — биоинженерия; 33 — производственные технологии будущего и т.д.

     2. Двустороннее сотрудничество — главная форма научно-технического сотрудничества. На сегодняшний день РФ имеет двусторонние договора о научно-техническом сотрудничестве с  30 странами. 

     3. Начиная с 1994 г. практически  все научно-технические контакты бази-руются на прямых связях: институт—институт, лаборатория—лаборатория, ученый—ученый, ученый—заказчик. В результате 63% всех наших ученых уезжают за  границу на длительный  срок или  на  ПМЖ («утечка мозгов»).  Из работающих за рубежом ученых наибольшее число трудится  в США (38,2%), затем в Германии (16,1%) и Японии (около 10%), За рубеж уезжают, как правило, наиболее квалифицированные, одаренные ученые. Известно, что потеря даже небольшого количества ведущих специалистов (0,3—0,5%) может обернуться разрушением науки.

2.3 Россия в международном  движении частного  капитала

 

     Несмотря  на нехватку капитала в большинстве  отраслей, Россия вывозит частного капитала больше, чем ввозит, т.е. является нетто-экспортером капитала и лишь в последние годы эти величины сблизились за счет ускорения ввоза капитала в Россию. Большой вывоз частного капитала обусловлен проблемой трансформации сбережений в инвестиции, а ввоз капитала тормозится проблемой инвестиционного климата, труднопреодолимой для иностранного предпринимательского капитала.

     Вывоз российского частного капитала идет в легальной и нелегальной формах. Нелегальный вывоз капитала составляет основу бегства капитала (утечки капитала), который обусловлен плохим инвестиционным климатом в стране и недостаточной легитимностью происхождения значительной части капитала.

     По  данным ЦБ о международной инвестиционной позиции России на начало 2006 г., базирующейся на данных о легально вывезенном капитале, российскими резидентами за рубежом накоплено 139 млрд долл. прямых инвестиций, примерно 18 млрд долл. портфельных и 35 млрд долл. прочих инвестиций, в основном торговых кредитов, ссуд и займов, текущих счетов и депозитов.

     В то же время нелегальный вывоз  капитала из России за 1992— 2005 гг., по оценке, составил около 350 млрд долл., а с учетом контрабанды — около 450 млрд долл. Подавляющая часть нелегально вывезенных средств осела за рубежом и может быть добавлена к активам международной инвестиционной позиции России. Лишь в последние годы нелегально вывезенный капитал начинает частично возвращаться, однако в небольших размерах.

     Растущие  в 2000—2005 гг. масштабы нелегального вывоза капитала ставят под сомнение распространенный тезис, что улучшение инвестиционного климата в России прекратит этот процесс. Ведь этот климат явно улучшался в последние годы, хотя и медленно, но нелегальный вывоз капитала только увеличивался. В долгосрочной перспективе этот тезис может сработать, однако в среднесрочной перспективе происходит противоположное. Можно предположить, что пока еще инвестиционный климат в нашей стране улучшился не настолько, чтобы переломить ситуацию с бегством капитала.

     Приток  иностранного капитала в Россию (он происходит почти целиком в легальной  форме) невелик по масштабам страны. Это подтверждают данные табл. 34.6. По данным Центрального банка РФ, на начало 2006 г. в России накоплено 169 млрд долл. прямых иностранных инвестиций и столько же портфельных.

     Основными иностранными инвесторами в российскую экономику, если судить по объему накопленного в ней иностранного капитала (без учета внешнего долга), являются страны ЕС, и прежде всего Германия, затем офшор-ные центры, и прежде всего Кипр, а потом США. Накопленный в России иностранный капитал размешен прежде всего в торговле, пищевой и топливной промышленности. Географически преобладают Москва и Московская область, на которые приходится около 40% накопленного иностранного капитала.

     В общем объеме всех инвестиций в основной капитал, как отечественных, так и иностранных, на прямые инвестиции из-за рубежа в 1995—1997 гг. приходилось 0,5—1,5% инвестиций, в 1998—2004 гг. — уже 3,5—6,0%. Но для сравнения укажем, что в 1998—2003 гг. этот показатель в США колебался в пределах 1,5—16%, Бразилии — 11 — 28, Китае (без учета Гонконга) — 10—14%. На предприятиях с участием иностранного капитала выпускается около 13% всей продукции.

     Причины относительно слабого  притока в Россию предпринимательского капитала многочисленны, но прежде всего это недостаточно благоприятный инвестиционный климат.

2.4 Внешний долг России

 

     Весной 2006 г. внешний долг России составлял 275 млрд долл. (в том числе 86 млрд —  государственный внешний долг и 189 млрд — негосудар-ственный, т.е. принадлежащие  нерезидентам текущие счета и  депозиты, займы и ссуды, долговые ценные бумаги российских банков и компаний).

     Россия  не только в срок обслуживает свой внешний долг, но даже досрочно погашает его, опустив размер внешнего долга и платежей по нему намного ниже опасных порогов.

     Радикальному  улучшению ситуации с государственным внешним долгом способствовали следующие обстоятельства:

     – рост мировых цен на основные товары российского экспорта в 
этот же период привел к увеличению положительного сальдо текущего платеж-ного баланса, за счет которого страна увеличивала свои золотовалютные резервы, черпая затем из них средства на выплату внешнего долга;

     – быстрый рост ВВП с конца 90-х  гг. позволил увеличивать сбор 
налогов и сводить государственный бюджет с профицитом, расходуя 
основную часть этого профицита на обслуживание внешнего долга;

     – наконец, дефолт 1998 г. уменьшил возможности российского прави-тельства заимствовать за рубежом, а последующее оздоровление экономи-ческой ситуации в стране уменьшило подобное желание правительства. В результате оно сильно сократило свои заимствования за рубежом (до менее 1 млрд долл. в год). Резкое уменьшение новых государственных заимствований в сочетании с погашением старых способствовало снижению размеров государственного (но не частного) внешнего долга.

     Россия  как правопреемница СССР унаследовала от него огромные долго-вые активы — 86 млрд советских инвалютных рублей (более 145 млрд долл. по официальному обменному курсу в 0,58 рубля за доллар). Однако у этого долга имелись следующие черты, которые осложняли получение платежей по нему:

     – условия погашения основного долга и выплаты процентов были недостаточно документально оформлены. Так, займы традиционно предоставлялись товарами и были оформлены в рублях, но часто отсутствовало положение о том, как — товарами или валютой — будут осуществляться платежи по этим займам и тем более — по какому обменному курсу, если платежи будут не в советских рублях, а в долларах. Такая практика была в ходу потому, что межправительственные займы, в отличие от коммерческих (которых СССР предоставлял намного меньше), были нацелены на поддержку дружественных правительств;

Информация о работе Мирохозяйственные связи и положение России