Миграция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ миграционной политики в РФ, а также анализ миграционной политики на примере Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды миграции, задачи, основные направления и принципы государственной миграционной политики.
2. Проанализировать особенности миграционной политики в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………2
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ …….………..……...5
1.1Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политики...……………………………………………….……….5
1.2 Особенности миграционной политики в современной России…………………………………………………………………………...12
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ……………….……….………..21
2.1Правовое регулирование миграции на примере Самарской области.
…………………………………………………………..………………..21
2.2 Анализ внутренних миграционных процессов Самарской области………………………………………………………………….....……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………… …...…………………….….40

Работа содержит 1 файл

курсов.doc

— 680.50 Кб (Скачать)

     Самарская область всегда была привлекательна для селитебной миграции, хотя масштабы миграционного прироста невелики (для сравнения – прирост населения в г.Москва за аналогичный период колеблется в пределах 42- 52 тысячи человек в год).

     Высокий уровень экономического развития Самарской  области сопровождается высоким уровнем цен в различных сферах. В то же время средняя зарплата в Самаре остается относительно невысокой. Поэтому потенциальные мигранты, которые заранее серьезно готовятся к переезду, в первую очередь оценивают уровень цен (на аренду и покупку жилья, продукты первой необходимости, услуги и прочее) в привлекательном для них городе. Цены на самарском рынке в ряде случаев превышают цены столичных городов, поэтому рациональные мигранты предпочитают переезжать в те города, где зарплаты выше при аналогичных уровнях цен. Даже на территории своей области Самара по миграционной привлекательности стала постепенно проигрывать Тольятти. Взвешенная социальная политика, более высокие зарплаты, активное жилищное строительство, и меньшие по сравнению с Самарой цены на жилье, продукты питания и основные социальные услуги - вот основные факторы постоянно увеличивающегося миграционного притока в Тольятти.

       Миграционные потоки внутри страны  свидетельствуют о том, что  основное направление миграции  – с востока на запад (рис.2) 

Рисунок 2.

     Результат миграционного обмена населением (сальдо миграции)

     между федеральными округами РФ в 2010 году.

     

     Источник: Кузнецова О.В., В мире научных открытий, 2010, №5 (11), Часть 2 

     Таким образом, основная часть внутренних мигрантов в Самарскую область составляют жители Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. При этом следует отметить более высокий уровень доходов жителей этих регионов по сравнению с доходами самарчан.

     В качестве причин смены места жительства можно назвать такие факторы, как: более высокий уровень жизни населения, наличие рабочих мест, доступность проживания, социальная политика региона и покупательная способность денег в соотношении с уровнем доходов, а также более мягкие климатические условия и удобные транспортные пути. Как любой социальный процесс миграция несет плюсы и минусы. Общеизвестно, что миграция вызывает напряжение на рынке труда, увеличивает нагрузку на социальную сферу, а иногда ухудшает межэтнические отношения.

     Отношение органов управления к мигрантам очень неоднозначное. Российские власти рассматривают миграцию как процесс, подлежащий регулированию, поскольку сохранение стихийного характера миграционных потоков создает дополнительные трудности для городов и районов концентрации мигрантов. В долгосрочной перспективе миграция рассматривается как эффективный инструмент решения проблем социально-экономического развития регионов путем положительной коррекции демографической ситуации и пополнения трудовых ресурсов для всех сфер экономики. В условиях демографического кризиса рост миграционного потенциала некоторые регионы признают своей приоритетной задачей. Территория Самарской области пока является привлекательной для мигрантов. Миграционный потенциал области остается весьма высоким, но распределение его по отдельным компонентам (жилье, рабочие места, земельные ресурсы и др.), а также по отдельным городам и районам области крайне неравномерно.

     Миграция  является сложным и многоплановым  явлением, требующим комплексного изучения и определяющим особое место миграционной политики в системе государственной политики России. На фоне естественной убыли населения, в связи с высокой смертностью и крайне низкой рождаемостью, единственной возможностью развития региона является привлечение населения за счет селитебной миграции. В связи с тем, что внешняя миграция сопряжена с определенными трудностями, носящими объективный характер, наиболее рациональным вариантом решения проблемы нехватки трудовых ресурсов является внутренняя миграция. Но для того, чтобы привлечь людей в регион, требуется создать максимально комфортные условия для проживания и личностного развития человека. Только когда уровень жизни в данном конкретном регионе станет принципиально отличаться в положительную сторону от соседних регионов (в связи с аналогичностью природно-климатических и географических условий), только тогда можно рассчитывать на положительное значение внутреннего миграционного прироста, а с ним и на увеличение фактической численности проживающих и работающих, что, в конечном счете, отразиться на уровне общественного благосостояния в регионе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     По  результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Главной целью реализации государственной  миграционной политики является поддержание  экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость необходимой численности населения. Наиболее тесная взаимозависимость и взаимосвязь существует между миграционной и экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с ее региональной составляющей. Первая глава посвящена теоретическим аспектам рассматриваемого вопроса. Раскрыт смысл основных понятий “миграционная политика”, рассмотрены виды миграции, принципы, цели и задачи государственной миграционной политики. Во второй главе собраны и рассмотрены материалы о правовом регулировании миграционных процессов, в частности, Самарской области, а также проведен анализ внутренних миграционных процессов в данной области. Изучена работа УФМС по Самарской области, а также общественного - консультативного Совета при УФМС.

     Рассмотрен  объект курсовой работы - миграционная политика РФ,а также предмет курсовой работы – миграционные процессы в Самарской области.

     Проведя анализ, следует заметить, что в  настоящее время в Самарской  области наблюдается отсутствие внутристранового миграционного прироста. Это происходит за счет равенства оттока и притока населения. Также была выявлена причина данного равенства – несоответствие уровня цен и заработной платы.  Наиболее благоприятным городом в Самарской области на данный момент является Тольятти. Причинами положительной динамики роста миграции являются взвешенная социальная политика, более высокие зарплаты, активное жилищное строительство, и меньшие по сравнению с Самарой цены на жилье, продукты питания и основные социальные услуги.

     Чтобы стабилизировать ситуацию миграционных оттоков и притоков в Самарской  области, нужно серьезно задуматься о снижении цен, повышении качества уровня жизни  и создании благоприятных  условий для трудящегося населения, а также создание условий для привлечения в квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции.

     Активизация деятельности правительства РФ в  сфере государственной миграционной политики отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых правительствами большинства развитых стран национальных целей: эффективной занятости, улучшения качества жизни, социально справедливого распределения доходов, а также стабильного экономического роста.

     Необходимо  предоставить Самарской области полномочия по регулированию миграционных потоков через систему квотирования рабочих мест по отраслям экономики, через систему профессионального отбора или профессионального обучения мигрантов из разных стран, и из числа желающих приехать на заработки в Россию.

     Требуется порядок первичной проверки и  дальнейшего регулярного подтверждения  задекларированных мигрантами сведений о себе. Нужен обязательный учет мигрантов не только миграционными властями, но и социальной защиты, а также правоохранительным органам. Необходимo поставить вопрос о законодательном закреплении за главами исполнительной власти субъектов Федерации координирующих функций в сфере контроля за иммиграцией и внутренней миграцией.

     Все происходящее в миграционной сфере  должно быть под контролем органов  государственной власти.

     Россия  продемонстрировала политический интерес  к мигрантам, она, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики как области, так и страны в целом.

          В 2015 г. ФМС России намерена рассматривать вопросы миграции в качестве одних из основных.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Вопросы Федеральной миграционной службы". Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).
  2. Население России 2009: Пятнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А. Г. Вишневский; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2009. -- с.240.
  3. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от 30.06.2003) СЗ РФ №28 ст. 2642.
  4. Якобсон А.Я., Максимов И.М. Лекции по мировой экономике: Учебное пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2010. - 87 с.
  5. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2010.- 124 с.
  6. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции.- Ставрополь, 2009 – c.145.
  7. Некипелов А. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке.// Российский экономический журнал. - 2010. - №7 - С. 37.
  8. Рыбаковский Л. Л. Миграционные процессы: понятие, формы, виды и стадии // Миграция населения. - Вып. 1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». - М., 2010. - С. 5 – 17.
  9. Куценко Т. И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ //Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - 2009. - №9. - С.78.
  10. Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования.- М., 2010. c – 39.
  11. РФ Денисенко М.Б., Хараева О. А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада.- М., 2010. c – 135.
  12. Якобсон А.Я., Максимов И.М. Лекции по мировой экономике: Учебное пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2010. - С.52.
  13. "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики". Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2002 №232 ( с изменениями от 19.07.2004 N 928).
  14. "Вопросы Федеральной миграционной службы". Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).
  15. Интернет- сайт ФМС РФ режим доступа [ http:/www.fms.ru].
  16. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2007. - 107-110 с.
  17. Плисецкий Е.Л., Современные миграционные процессы в России http://migrant.ru/news.php?id=363.
  18. Аберкрамби Н. Социологический словарь. - М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2009. - с. 620.
  19. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2007. - 107-110 с.
  20. Миграционные прогнозы до 2020 года: инерционный и целевой. [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/

naturalization/doklad/doklad1.4

  1. Демографы считают, что спасти Россию от спада рождаемости может массовый завоз мигрантов. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0409/gazeta011.php
  2. Трактовка понятия «миграция» [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://geo.1september.ru/2003/37/4.html
  3. Миграция населения [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://ru.wikip
  4. Безопасность и этническая миграция в Россию [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/1998/4/ProEtContra_

1998_4_01.pdf

  1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/prilog/ES/0710/8_1.htmedia.org/wiki
  2. Население России. Статистика, факты, комментарии, прогнозы. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru
  3. История создания [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.ufms63.ru/history
  4. Положение об УФМС России по Самарской области [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.ufms63.ru/pologenieufms
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  № 1

     Виды  миграции

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №2

География миграционных настроений в России.

 

 
 
 
 
 
 


Информация о работе Миграция РФ