Миграция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ миграционной политики в РФ, а также анализ миграционной политики на примере Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды миграции, задачи, основные направления и принципы государственной миграционной политики.
2. Проанализировать особенности миграционной политики в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………2
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ …….………..……...5
1.1Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политики...……………………………………………….……….5
1.2 Особенности миграционной политики в современной России…………………………………………………………………………...12
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ……………….……….………..21
2.1Правовое регулирование миграции на примере Самарской области.
…………………………………………………………..………………..21
2.2 Анализ внутренних миграционных процессов Самарской области………………………………………………………………….....……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………… …...…………………….….40

Работа содержит 1 файл

курсов.doc

— 680.50 Кб (Скачать)

     В ближайшей перспективе будет  возрастать угроза «миграционного давления»  и на Сибирский регион с его  убывающим 30-миллионным населением, из которого 76% сосредоточено в Красноярском и Алтайском краях, Тюменской, Кемеровской, Иркутской и Новосибирской областях. Необходимо учитывать, что Тюменская, Иркутская, Кемеровская области и Красноярский край дают более 70% общей прибыли России.19

     Необходимо  также отметить, что на негативные миграционные и социально-политические тенденции влияют и будут в перспективе влиять ряд субъективных факторов, наиболее важными из которых являются:

  • рост преступности иностранных граждан, значительную долю

       которых составляют незаконные иммигранты;

  • формирование в России нелегального «миграционного бизнеса».

     Поэтому, выстраивая экономическую политику развития регионов важно развивать средние и малые города, в которых концентрировать предприятия малого и среднего бизнеса, внедряющие в свою деятельность инновационные ресурсосберегающие технологии в сферах добычи и производства сырья, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, жилищно-коммунального сектора.

     Необходимо  разобраться, так ли привлекательна либеральная миграционная политика.

     В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:

     1. Такой подход не решает полностью  задачу предотвращения нелегальной миграции;

     2. Возникнет стихийное движение  иммигрантов в регионы с благоприятными  природно-климатическими, социально-экономическими  и политическими условиями.

     Вышеизложенные проблемы предполагают реализацию следующих возможных направлений миграционной политики, среди которых:

  • определение приоритетных отраслей хозяйства, особо нуждающихся в рабочей силе;
  • выстраивание единой системы миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда на родину;
  • привлечение широкой научной общественности и специалистов к обсуждению концептуальных основ миграционной политики.

     Возрастающая  мобильность населения в эпоху  глобализации значительно повысила значение фактора миграции в мировой экономике и международных отношениях. В современных условиях миграция порождает множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению.

     Заметная  в последний период интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки усилить глобальный вектор в ее регулировании и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов. Миграции населения, особенно трудовая, роль которой в мировом развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основных факторов международной экономики.

     По  данным МОМ в настоящее время  в мире насчитывается около 150 миллионов  иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов  и нелегально работающих за границей, причем около половины их численности сосредотачивается в Западной Европе.

     Особенности современных мировых рынков труда  состоят в следующем:

  • рост масштабов международной трудовой миграции.
  • разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы.

     Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки мозгов».

     Формы утечки мозгов различны:

     1) непосредственная эмиграция - выезд  на постоянное местожительство;

     2) выезд за рубеж на контрактной  основе;

     3) наем на работу ученых и  специалистов иностранными компаниями;

     4) полная аренда зарубежной фирмой  научного центра.

     В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе  зарубежной фирмы и в ее интересах.

     Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий принадлежит США.

     Исходя  из всего вышесказанного, можно отметить следующие тенденции, складывающиеся на мировом рынке труда:

  • рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР;
  • повышение входного барьера проникновения на международный рынок рабочей силы;
  • усиление конкуренции между продавцами рабочей силы;
  • продолжает существовать дискриминация мигрантов;
  • активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.20

     Требования  рынка труда и политика в отношении  миграции соответствовали друг другу, что способствовало нормальному  развитию экономики. После нефтяного  кризиса 70-х, несмотря на то, что все страны заморозили прием иностранных рабочих, в некоторые страны все же вернулась половина.21

     Международная миграция, однако, стала не только мощным инструментом перераспределения мировых  трудовых ресурсов, но и сферой, которая  генерирует тенденции, осложняющие межгосударственные отношения и внутреннюю ситуацию во многих странах. Интенсивность людских потоков, пересекающих государственные границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, но также за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностью и конфликтами.

     Прогрессирующая нелегальная миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной транспортировкой людей  и работорговлей. Уже сейчас, по самым  скромным оценкам, численность нелегальных мигрантов в развитых странах превышает 10 млн. человек.22

     Одновременно  растут и масштабы нарушений прав мигрантов (среди них - прежде всего  детей и женщин), еще более усиливающие  напряженность миграционной ситуации. Неурегулированность многих вопросов, связанных с правовой защитой мигрантов, повышает уровень социального неравенства в трудовых отношениях, обеспечении доступа к услугам образования, здравоохранения и др.

     Основой миграционной политики является регулирование  трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

  • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. 23

         Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.

     Российское  законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов  состоит из:

    • Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40,41,43, 45, 46, 62;
    • Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами;
    • Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». 

     Главными  целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого  социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания. 24 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

     2.1Правовое регулирование миграции на примере Самарской области. 

     В 1992 году Указом Президента Российской Федерации создана Федеральная  миграционная служба России – самостоятельный  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные  функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

     В 2005 году в области создан территориальный орган Федеральной миграционной службы России – Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области. С 2 декабря 2005 года началась деятельность УФМС по Самарской области. Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области - территориальный орган для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Контроль за деятельностью территориального органа осуществляет ФМС России.25

     Основными задачами территориального органа являются:

  • Оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ;
  • Осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства;
  • Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ;
  • Оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в РФ;
  • Осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания в РФ;
  • Исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;
  • Осуществление контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в РФ.

     В своей деятельности УФМС руководствуется  Конституцией РФ, федеральными законами, актами президента РФ и Правительства РФ, принципами и нормами международного права.

     Деятельность  УФМС осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и  свобод человека и гражданина, законности и гуманизма.

     Данное  управление имеет структурные подразделения, включая посты иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

     УФМС  осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

     УФМС  по Самарской области осуществляет следующие полномочия:

     1. Осуществляет в соответствии  с законодательством Российской  Федерации контроль и надзор:

     а) за соблюдением гражданами правил регистрации  и снятия с регистрационного учета;

     б) за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами;

     в) оформление и выдачу работодателям  разрешений на привлечение и использование  иностранных работников;

     г) выдачу иностранным гражданам виз  на въезд в РФ;

     д) выдачу и замену гражданам РФ документов, удостоверяющих личность;

     е) регистрационный учет граждан;

     ж) учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации;

     з) осуществляет в установленном порядке  мероприятия по административному  выдворению за пределы РФ иностранных  граждан и лиц без гражданства;

     и) ринимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы территориального органа.

     2. Осуществляет функции распорядителя  и получателя средств федерального бюджета;

     3. Осуществляет защиту сведений, составляющих  государственную и иную охраняемую законом тайну;

     4. Осуществляет мероприятия, по  мобилизационной подготовке и гражданской обороне.

     Имеет следующие права:

     1. Участвовать в установленном  порядке в информационном обмене  с ФМС России, МВД России и др.;

     2. Запрашивать и получать в установленном порядке документы о какой – либо организации, справочные материалы и другую информацию;

Информация о работе Миграция РФ