Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:03, реферат
Важную роль в жизни белорусского общества играет миграция. Во второй половине 80-х—начале 90-х гг. в Республике Беларусь произошли кардинальные изменения в объемах, интенсивности и направленности миграционных потоков. Особенно существенно на изменения тенденций миграционных потоков повлияли распад СССР, а также перестройка экономической и политической жизни в республике и последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.
Среди основных
мотивов желания поработать за границей
мотив повышения своего профессионального
уровня отметили как значимый 24,5 % опрошенных.
Наибольшая доля респондентов, указавших
на это, относится к ИТР — 35,1 %, а также
к служащим — 34,4 %. Однако этот мотив можно
отнести больше к желаемым, чем реально
осуществимым. Следует в этой связи отметить,
что только 16,3 % рабочих полагают, что работа
за границей даст им возможность повысить
профессиональный уровень.
Как известно, выезд
за границу для работы по контракту
(или нелегально) всегда влечет за собой
установление профессиональных контактов,
связей и приобретение опыта проживания
за рубежом. Опрос показал, что доля респондентов,
имеющих этот мотив трудовой миграции,
незначительна — 13,4 %. Наиболее полно он
представлен у ИТР и служащих (19,3 % и 18,8
%), менее всего — у учащейся молодежи и
студентов (9,9 %) и у рабочих (8,5 %).
Как показал
опрос, всего 18,1 % респондентов, имеющих
желание поработать за границей, определили
непреложным условием контракта
работу только по специальности. Причем
наиболее ярко это желание проявляется
у служащих (25,8 %) и рабочих (22,8 %). У респондентов,
занимающих должности ИТР, это условие
найма для работы за рубежом выражено
в значительно меньшей степени. Только
12,5 % из них ставят такое условие. В определенной
степени это весьма неожиданный результат
опроса. ИТР, как известно, люди с высшим
образованием, с развитой самооценкой
и высокой квалификацией. Такое снижение
социально-профессиональных притязаний
может говорить, во-первых, о том, что они
более реалистично представляют себе
ситуацию на рынке труда в западных странах
и понимают, что при таких условиях им
никогда не удастся найти работу по специальности
за границей. Во-вторых, материальное положение
их семей таково, что им приходится забыть
о своих высоких социально-профессиональных
притязаниях и соглашаться на любую работу,
лишь бы она была высокооплачиваемой.
Так, вероятно, и происходит: 46,4 % опрошенных
ИТР согласны на любую высокооплачиваемую
работу, а 10,7 % — вообще согласны на работу
при любых условиях. Интересно отметить
в этой связи, что наименьший процент респондентов,
ставящих непременным условием выезда
за границу работу по специальности, был
выявлен у предпринимателей — 6,7 %. У них
же и самая высокая доля (63,3 %) согласных
на любую, но высокооплачиваемую работу.
Вместе с тем, только 3,3 % предпринимателей
выразили согласие на любую работу без
каких-либо условий.
Следует отметить,
что для большинства
Конечно, далеко
не все потенциальные мигранты осуществят
свои желания, однако проведенное исследование
говорит о высокой ориентации
населения, особенно молодежи республики,
на работу за границей. Поэтому очень важно
регулировать трудоустройство белорусских
граждан за рубежом. Государственное регулирование
должно быть направлено на поддержку внешней
трудовой эмиграции, организацию их трудоустройства,
обеспечение информацией о положении
на рынке труда других государств, рекламирование
фирм, имеющих лицензии, и пресечение распространения
ложной информации.
С этой целью
в дополнение к широко известным
в мировой практике мерам —
созданию законодательной и нормативно-
оказание содействия наиболее эффективно работающим на международном рынке посредническим фирмам, имеющим лицензии на трудоустройство за рубежом;
создание в республике сети образовательных структур по подготовке лиц, желающих работать за рубежом, включая профессиональное обучение, языковую подготовку, страноведение (сведения о стране предполагаемого трудоустройства, обычаях, национальных особенностях, культуре и т. п.);
создание информационного центра, в котором были бы сосредоточены сведения об особенностях миграционного законодательства, иммиграционной политике стран мира, о конъюнктуре зарубежных рынков труда и т. п.;
принятие мер на политическом уровне о международном признании действующих в нашей стране дипломов об образовании и свидетельств о профессиональной квалификации;
разработка мер
социальной защиты трудящихся-мигрантов,
включая меры по профессиональной адаптации
вернувшихся, включению их в трудовую
деятельность.
Будущие тенденции
миграции. Направление современных
миграционных потоков сохранится и
в будущем. Однако общий объем
их, по-видимому, сократится. Главным
миграционным партнером останется
Россия. Расширится объем международной
трудовой миграции, сохранится "утечка
умов" в Российскую Федерацию и за пределы
стран СНГ и Балтии. Несмотря на значительный
потенциал, из-за ограничительных мер
со стороны принимающих стран и языкового
барьера эмиграция за пределы СНГ вряд
ли значительно увеличится.
Серьезную проблему
по-прежнему будет представлять экологическая
миграция, связанная с последствиями
катастрофы на Чернобыльской АЭС: как
потоки, направленные из зон заражения,
так и встречные потоки лиц, возвращающихся
на старые места.
Следует отметить,
что интенсивность практически
всех миграционных потоков будет
в значительной степени зависеть
от развития экономической и политической
ситуации как в самой Беларуси,
так и в других странах, с которыми
у республики сложились определенные
миграционные потоки. Внутриреспубликанские
потоки, как и прежде, в основном будут
направлены из сельской местности в города
страны, из мелких городов в крупные. Ожидать
значительного роста встречного потока
нет оснований.
Мировой опыт показывает,
что нет прямой зависимости между
увеличением численности
Информация о работе Миграционные процессы в Республики Беларусь