Миграционные процессы в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:03, реферат

Описание работы

Важную роль в жизни белорусского общества играет миграция. Во второй половине 80-х—начале 90-х гг. в Республике Беларусь произошли кардинальные изменения в объемах, интенсивности и направленности миграционных потоков. Особенно существенно на изменения тенденций миграционных потоков повлияли распад СССР, а также перестройка экономической и политической жизни в республике и последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

Работа содержит 1 файл

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Незаконная миграция. К новым для Республики Беларусь следует отнести и проблему роста  нелегальной иммиграции. По оценкам  различных специалистов, на территории республики на нелегальном положении  находятся от 100 до 300 тыс. лиц, прибывших из стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Нелегальные мигранты прибывают в республику, используя каналы туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным и частным делам, а также с прямыми нарушениями правил въезда. Часто нелегальные мигранты прибывают в республику под видом беженцев. Большинство из нелегальных мигрантов, проживающих в Беларуси, рассматривают республику как транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции в страны Западной Европы. 

Международная трудовая миграция. Республика Беларусь только в 90-е гг. реально столкнулась с проблемами международной трудовой миграции. За 1995—1998 гг. Государственной миграционной службой было выдано субъектам хозяйствования республики 70 лицензий на право деятельности, связанной с трудоустройством наших граждан за границей. Тем не менее, для Беларуси пока характерны небольшие объемы регистрируемой трудовой миграции, но они с каждым годом растут. Так, число трудящихся-мигрантов, въехавших в республику на основе подписанных договоров и контрактов, в 1998 г. увеличилось по сравнению с 1995 г. в 13,2 раза и составило 2969 человек, а число белорусских граждан, выехавших на работу в другие страны на основе подписанных договоров и контрактов, возросло за этот период в 2,2 раза и составило 3692 человека. Однако и сейчас доля иностранцев, работающих на основе договоров и контрактов, в общей численности занятых в Республике Беларусь пока характеризуется незначительной величиной. В 1999 г. она составляла менее 1 %. 
 

В настоящее время в Беларуси характерно преобладание экспорта рабочей силы над импортом, но это соотношение постепенно меняется в сторону увеличения импорта рабочей силы.  

В республике расширяется  география экспорта и импорта  рабочей силы. В течение 1998 г. в республике по договорам и контрактам работали мигранты из 32 стран (в 1995 г. — из 21 страны), а жители Республики Беларусь выезжали в 14 стран мира (в 1995 г. — в 7 стран). В Беларусь в основном прибывают трудящиеся-мигранты из стран СНГ и Балтии. В 1998 г. они составили 97,8 % (в 1995г. — 74,2 %) зарегистрированной иностранной рабочей силы, в том числе: прибывшие из Украины — 81 % (2405 чел.), из Армении — 8,3 % (247 чел.), Российской Федерации — 3 % (88 чел.), Латвии — 3 % (87 чел.). 

В числе трудящихся-иммигрантов в 1995—1998 гг. были представители всех стран СНГ и Балтии, а трудящиеся-эмигранты из Беларуси выезжали в основном в Российскую Федерацию, Чехию, Польшу, а также в Молдову, Украину.  

Подавляющее число  прибывающих в республику из других стран трудящихся-мигрантов занято на работах, связанных с применением преимущественно физического труда (95,1 % от общего числа приехавших на работу в 1998 г.), и только 4,9 % работников-иммигрантов были заняты преимущественно умственным трудом. Трудящиеся-иммигранты были заняты главным образом в строительстве (39,2 % от их общей численности в 1998г.) и в сельском хозяйстве (53,1 %). Из 2405 украинцев, трудившихся на территории Беларуси в 1998 г., 1479 человек были заняты сельскохозяйственным трудом, 858 человек — строительными работами, 9 человек работали на автотранспорте и городском электротранспорте. Из 224 человек, прибывших на работу из Армении, 208 человек трудились на стройках; из 87 латышей 86 были заняты на автотранспорте и городском электротранспорте. 

Из стран дальнего зарубежья в 1998 г. в Беларуси работали по договорам и контрактам 66 человек (в 1995 г. — 58 человек), в том числе  из Польши — 12 человек, Индии — 10 человек, Китая — 7 человек, Австрии — 5 человек. В числе трудящихся-иммигрантов  из стран дальнего зарубежья преобладают занятые преимущественно умственным трудом (69,7 % их общей численности в 1998 г.). 

По данным действующей  статистической отчетности не представляется возможным определить, по каким именно строительным и сельскохозяйственным специальностям трудящиеся-иммигранты работают в республике. По имеющейся информации невозможно также определить, занимают трудящиеся-иммигранты вакантные рабочие места в условиях недостатка рабочей силы в каждом конкретном регионе приложения их труда или же в условиях избытка рабочей силы, обладая более высокой квалификацией, в силу чего наниматель отдает им предпочтение; или трудящиеся-иммигранты являются менее квалифицированными, но менее требовательными к условиям труда и уровню оплаты труда, что также может быть выгодно нанимателю рабочей силы. 

По данным Комитета по занятости, на 1 июня 2000 г. в республике по всем областям существует недостаток таких строительных специальностей, как каменщик, кровельщик-жестянщик, маляр, мастер-строитель, в сельском хозяйстве не хватает трактористов. Однако по имеющейся информации не представляется возможным определить, в какой мере спрос именно по этим рабочим специальностям удовлетворяется за счет иностранной рабочей силы. 

Преобладающее количество трудящихся-эмигрантов работают в Республике Беларусь по договорам и контрактам со сроком действия до 1 года. В 1998 г. 98,7 % работавших в республике иностранцев составляли те, кто заключил договоры и контракты сроком до 1 года, в том числе: до 1 месяца — 7,5 %, от 1 до 3 месяцев — 32,6 %, от 3 до 6 месяцев — 25,6 %, от 6 месяцев до 1 года — 33,0 %. 

Статистическая  информация о сроках действия договоров  и контрактов выезжающих на работу за пределы республики отсутствует. 

Отсутствуют также  данные об уровне образования и других социальных характеристиках трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов, а также о том, работают ли они в соответствии со своим образованием и прежней профессией. 

Большинство трудящихся-эмигрантов из Беларуси работают по договорам  и контрактам в странах СНГ. В 1998 г. выезжали из Республики Беларусь на работу на основе подписанных договоров и контрактов в Российскую Федерацию — 2004 человека, Молдову — 456, в Украину — 373, Венгрию — 145, Польшу — 90, Узбекистан — 67, США — 40, Грецию — 29, Израиль — 21 человек. 

В числе трудящихся-эмигрантов, так же, как и среди трудящихся-иммигрантов, преобладают занятые на работах, связанных с применением преимущественно  физического труда (93,8 % от общей  численности выезжавших на работу в  другие страны по договорам и контрактам в 1998 г. и 91,2 % выезжавших в январе—июне 1999 г.). 

В числе выезжавших на работу за границу преобладают  занятые в строительстве и  сельском хозяйстве. Среди трудящихся-эмигрантов, занятых преимущественно умственным трудом, выделяются преподаватели и воспитатели. Тот факт, что среди выехавших трудиться за границу только 1,5 % составили те, кто имел пособие по безработице, свидетельствует о том, что пока международная трудовая миграция мало влияет на состояние белорусского рынка труда, а также о невысокой активности безработных по поиску работы за границей.  

Наиболее активные трудовые мигранты — это молодежь. Так, более половины всех выезжавших на работу в другие страны по договорам  и контрактам (в 1999 г. — 60,2 %) составляла молодежь в возрасте до 24 лет. В контингенте трудящихся-иммигрантов в республике существенно преобладают мужчины: в 1998 г. они составляли 76,2 % всех трудившихся иностранцев. 

В современных  социально-экономических условиях Беларусь является потенциальным экспортером  рабочей силы. При государственном регулировании временной внешней трудовой эмиграции страна может получить определенный экономический эффект, в первую очередь, за счет освоения новых технологий и передовых методов организации трудового процесса, повышения квалификации и улучшения профессиональной подготовки своих специалистов, овладения иностранными языками. Знания и навыки, приобретенные при работе в другой стране, могут быть использованы после возвращения на родину. Благодаря переводу заработанных денег, увеличивается приток валютных поступлений в республику. Эти средства в значительной степени способствуют повышению уровня жизни семей трудящихся-эмигрантов, а в некоторых случаях могут способствовать повышению внутренних инвестиций. 

Позитивным моментом является также возможность смягчения напряженности на рынке труда республики, хотя в настоящее время вклад внешней трудовой миграции в решение проблем, связанных с рынком рабочей силы, носит пока ограниченный характер. 

Интеллектуальная  эмиграция ("Утечка умов"). В 90-е гг. для республики было характерно быстрое сокращение численности занятых в науке и научном обслуживании. Изменение кадрового потенциала науки в 90-е гг. можно разделить на два качественно разных этапа. Первый из них характеризовался обвальным сокращением финансирования НИОКР и численности научных работников. На этом этапе доля расходов на науку в валовом внутреннем продукте сократилась с 2,27 % в 1990 г. до 0,82 % в 1992 г., а численность работников сферы "наука и научное обслуживание" — со 110,3 тыс. человек в 1990 г. до 53,3 тыс. человек в 1994 г. Значительная часть научных работников в эти годы ушла в другие сферы деятельности или выехала в другие страны. 

Ситуация в  последующие годы несколько стабилизировалась, однако установившаяся с 1993 г. тенденция медленного снижения численности научных работников продолжается и сейчас. Ежегодно их число уменьшается на 3—4 тыс. человек. Причем это происходит практически при отсутствии притока молодежи. В результате за последние пять лет число докторов наук пенсионного возраста увеличилось с 35 до 40 %, а кандидатов наук старше 50 лет с 35 до 42 %. Проблема кадрового пополнения науки за счет молодежи сегодня является вопросом сохранения науки в нашей республике. 

Отток кадров из научно-технической сферы и падение  престижности научной деятельности имеют в своей основе, прежде всего, экономические причины:

низкий уровень  финансирования научных исследований и разработок, невостребованность результатов  научных исследований производством;

резкое падение  престижности научной работы из-за невысокой оплаты труда и низкого  уровня социальных гарантий. По итогам августа 1999 г. средняя зарплата в отрасли "наука и научное обслуживание" составляла 24,1 млн руб., или 91 % от уровня зарплаты в промышленности и 112,3 % от средней зарплаты по народному хозяйству. Принципиально неприемлемым является также уравнительный принцип оплаты труда научных работников (должностные оклады директора института и младшего научного сотрудника соотносятся как 1,5:1);

физически и  морально устаревшая приборо-техническая  база научных учреждений; недостаточный  уровень информационного обеспечения;

неразвитость  инфраструктуры научно-инновационного предпринимательства, отсутствие экономических  и моральных стимулов внедрения  разработок в производство как для  научных коллективов в целом, так и для отдельных научных  работников.  

Основные потери кадров науки происходят за счет внутренней миграции. Доля ежегодной научной  эмиграции составляет около 2,5 % от общего оттока кадров из НИИ и вузов. Эти  потери представителей научной и  технологической элиты наносят  невосполнимый урон экономическому развитию страны (потеря средств, инвестированных в подготовку специалистов, и возможности получения прибыли от этих затрат; ослабление общего интеллектуального потенциала страны; несанкционированный вывоз за рубеж результатов научно-технических разработок и "ноу-хау"). 

Как считают  эксперты, представители интеллектуальной элиты составляют около 5 % от общего потока эмигрантов с высшим образованием. При существующих в настоящее  время в республике темпах эмиграции  это около 100 человек ежегодно. При этом убытки, оцененные по методике ООН, составляют около 30 млн дол. США. 

По данным социологических  исследований, за период 1991—1995 гг. из числа  уволившихся научных сотрудников  уехали за рубеж на постоянное место  жительства 293 человека, из них 26 докторов и 114 кандидатов наук. Больше всего эмигрантов оказалось среди сотрудников отраслевых институтов (122 человека), преподавателей вузов (110 человек), сотрудников академических НИИ (61 человек). 

По результатам  исследования, предпринятого в октябре 1998 г. Администрацией Президента Республики Беларусь, за последние пять лет из страны уехали 315 научных и научно-педагогических работников (в том числе и для работы по срочным контрактам). Темпы интеллектуальной миграции, таким образом, сохраняются, хотя, по данным исследований Института социологии НАН Беларуси, миграционный потенциал наших научных учреждений год от года падает ("кто хотел уехать — уехал"). В связи с этим можно ожидать, что научная эмиграция будет молодеть. Отток будет идти за счет молодых перспективных исследователей, лучших выпускников вузов. Западные университеты и научные центры сегодня проявляют к молодым ученым особый интерес. Это в особенности касается физиков, математиков, программистов, радиотехников и других специалистов естественно-научного и технического профиля. Под угрозу ставится будущее нашей науки и экономики; возникает опасность превращения наших элитных вузов в бесплатную кузницу кадров для зарубежных стран и фирм (в первую очередь, США, Израиля и Германии). 

Информация о работе Миграционные процессы в Республики Беларусь