Миграции рабочей силы и её особенности в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Во второй половине ХХ в. одним из характерных явлений жизни мирового сообщества становится массовая миграция населения. Наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара. Таким образом, осуществляется международная трудовая миграция, ставшая частью системы международных экономических отношений.

Содержание

Международная миграция рабочей силы……………….……………………………..3
Факторы, определяющие миграцию рабочей силы и ее последствия……………….5
Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты……….7
Международное регулирование миграционных процессов…………………………10
Список литературы……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 42.11 Кб (Скачать)

    • иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

    • достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд. долл.;

    • иммигранты расширяют емкость внутреннего  рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

    Позитивные  для. отдельной фирмы:

    • иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная , следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

    Негативные:

    • ухудшается ситуация на рынке труда  в. связи с ростом предложения  рабочей силы· и ограничением рабочих мест;

    • происходит. снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение  рабочей силы на рынке труда;

    • провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

    2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

    позитивные  для экономики в целом:

    • эмиграция облегчает положение  на национальном рынке труда;

    • из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные  рабочие;

    • переводы валютных средств из-за рубежа являются .важным источником дохода страны.

    Например, Югославия получает ежегодно 7 млрд. долл.; от экспорта рабочей силы;

    • при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные· переводы.

    Кроме того, в последнее время наблюдается  тенденция к приобретению за рубежом оборудовaния, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов;

    Негативные:

    • страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

    • теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

    • происходит утечка умов. Например, Россия. ежегодно теряет 50 -60 млрд. долл.; В результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.

    Таким образом, наличие положительных  и отрицательных последствий  международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть· государственной миграционной политики.  

 Государственная  миграционная политика: сущность, виды  и инструменты.

 

    Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходимость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.

    Государственная  миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.

    Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.

    Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать  благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры  эмиграционных потоков.

    Косвенные методы включают такие, как:

    1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

    2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий - от сырья до предметов роскоши;

    3) специальные эмиграционные программы,  дополнительно принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. правительство Югославии разработало специальную долгосрочную «Программу мер и акций по возвращению югославских· рабочих с временной работы из-за границы и их трудоустройству в стране».

    Прямые  методы включают такие, как:

    1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам посредникам, трудящимся-мигрантам;

    2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции;

    3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея);

    б) запрет (прямой. и косвенный) на въезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

    Иммиграционная  государственная политика призвана защитить национальный рынок труда. от  неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.

    В различных иммиграционных. программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

    1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер,· престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие родственника - гражданина страны, который может дать поручительство;

    2) экономическая эмиграция; предполагает  наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности., которые могут оказаться полезными :в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов: а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;

    3) гуманитарная эмиграция; предполагает  признание статуса беженца и  др.

    Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

    • политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

    • политика, разрешающая проживание без  определенного срока с правом въезда членов семьи;

    • политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право  на получение гражданства.

    Иммиграционная  политика формируется из следующих  инструментов.

    1. Качественные требования к иностранной  рабочей силе:

    а) наличие сертификата об образовании. Так, например, в ОАЭ требуются  дипломированные врачи и средний· медицинский персонал, в Австралии специалисты· по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.;

    б) стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет., в США - 5 лет, на Кипре - 2 года.

    2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет; Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-нефтяниках 20-40 лет.

    3. Состояние здоровья.

    4. Ограничения личностного характера (так называемая социальная чистка). Так, в США ограничивается въезд членов :коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

    5. Прямое квотирование импорта  рабочей силы. Например, соотношение  численности иностранцев и местных работников на предприятиях в Греции должно составлять 1: 10.

    6. Финансовые ограничители .. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

    7. Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу· выдается на срок· не более 5 лет, Польше - на 0,5 года, в Норвегии - на 1 год. В России, . согласно «Положению О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

    8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

    9. Национально- географические приоритеты: в США с 1924г.  структура иммиграционных квот, установленная Конгрессом, была благоприятной для жителей Северной Европы. Реформа иммиграционного законодательства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый иммиграционный закон предоставляет большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.

    10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов -лиц,· занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматриваются лишение свободы либо штраф.

    11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида программ:

    а) программы материальной компенсации предусматривают денежные· выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности;

    б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома;

    в) программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.

    В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций.  

Международное регулирование миграционных процессов. 

    На  международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.

    1. Международная организация труда  (МОТ). Была создана в 1919 г., а  в 1946 г. МОТ стала специализированным  учреждением ООН. На 1 января 1990 г.  в МОТ входило 150 государств. Задачами  МОТ являются:

    • содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;

    • разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий  труда и жизни;

    • выработка  международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих  принципов для национальных властей  при проведении этой политики;

    • регламентация набора рабочей силы;

    • борьба с безработицей;

    • гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни;

    • зашита от профессиональных заболеваний  и от несчастных случаев;

    • защита детей и женщин;

    • регламентация вопросов социального  страхования и обеспечения;

Информация о работе Миграции рабочей силы и её особенности в современных условиях