Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 13:22, контрольная работа
Во второй половине ХХ в. одним из характерных явлений жизни мирового сообщества становится массовая миграция населения. Наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара. Таким образом, осуществляется международная трудовая миграция, ставшая частью системы международных экономических отношений.
Международная миграция рабочей силы……………….……………………………..3
Факторы, определяющие миграцию рабочей силы и ее последствия……………….5
Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты……….7
Международное регулирование миграционных процессов…………………………10
Список литературы……………………………………………………………………..
• иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
• достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд. долл.;
• иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.
Позитивные для. отдельной фирмы:
• иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная , следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.
Негативные:
• ухудшается ситуация на рынке труда в. связи с ростом предложения рабочей силы· и ограничением рабочих мест;
• происходит. снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
• провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.
2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):
позитивные для экономики в целом:
• эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;
•
из-за границы в страну возвращаются
обученные и более
• переводы валютных средств из-за рубежа являются .важным источником дохода страны.
Например, Югославия получает ежегодно 7 млрд. долл.; от экспорта рабочей силы;
• при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные· переводы.
Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудовaния, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов;
Негативные:
• страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
• теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;
• происходит утечка умов. Например, Россия. ежегодно теряет 50 -60 млрд. долл.; В результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.
Таким
образом, наличие положительных
и отрицательных последствий
международной миграции рабочей силы
как для стран-экспортеров, так и для стран
импортеров, приводит к необходимости
выработки мер, позволяющих обеспечить
нормальное функционирование национальной
экономики этих стран, то есть· государственной
миграционной политики.
Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты.
Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходимость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.
Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся мигрантов, национальных работников, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.
Государственная
миграционная политика подразделяется
на два вида: эмиграционную и
Эмиграционная
политика включает косвенные методы
регулирования, призванные создать
благоприятный эмиграционный
Косвенные методы включают такие, как:
1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий - от сырья до предметов роскоши;
3)
специальные эмиграционные
Прямые методы включают такие, как:
1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам посредникам, трудящимся-мигрантам;
2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции;
3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея);
б) запрет (прямой. и косвенный) на въезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.
Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда. от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.
В различных иммиграционных. программах мигрантов классифицируют по трем категориям:
1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер,· престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие родственника - гражданина страны, который может дать поручительство;
2)
экономическая эмиграция;
3)
гуманитарная эмиграция;
Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:
• политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);
• политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;
• политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства.
Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов.
1.
Качественные требования к
а)
наличие сертификата об образовании.
Так, например, в ОАЭ требуются
дипломированные врачи и
б) стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет., в США - 5 лет, на Кипре - 2 года.
2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет; Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-нефтяниках 20-40 лет.
3. Состояние здоровья.
4. Ограничения личностного характера (так называемая социальная чистка). Так, в США ограничивается въезд членов :коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.
5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работников на предприятиях в Греции должно составлять 1: 10.
6. Финансовые ограничители .. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.
7. Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу· выдается на срок· не более 5 лет, Польше - на 0,5 года, в Норвегии - на 1 год. В России, . согласно «Положению О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.
8.
Запреты в явной форме,
9. Национально- географические приоритеты: в США с 1924г. структура иммиграционных квот, установленная Конгрессом, была благоприятной для жителей Северной Европы. Реформа иммиграционного законодательства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый иммиграционный закон предоставляет большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.
10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов -лиц,· занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматриваются лишение свободы либо штраф.
11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида программ:
а) программы материальной компенсации предусматривают денежные· выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности;
б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их трудоустройство дома;
в) программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.
В
целом каждая страна вырабатывает свои
меры по регулированию притока и оттока
рабочей силы в зависимости от внутриэкономического
положения данной страны. Причем характерной
особенностью регулирования миграционных
процессов является то, что приоритеты
в данной области отдаются национальным
государствам. Именно национальное миграционное
законодательство является определяющим
в разрешении спорных ситуаций.
Международное
регулирование миграционных процессов.
На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.
1.
Международная организация
• содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;
• разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни;
• выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики;
• регламентация набора рабочей силы;
• борьба с безработицей;
• гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни;
• зашита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев;
• защита детей и женщин;
• регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;
Информация о работе Миграции рабочей силы и её особенности в современных условиях