Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:08, курсовая работа
В данной работе рассматриваются понятия валютных отношений и валютной системы, показаны связь и различия элементов национальной и мировой валютных систем. Анализируются причины демонетизации золота – утраты им денежных функций, исключение его из современной мировой валютной системы. Особое внимание уделено рассмотрению понятия конвертируемость валют.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА. 3
1.1 ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 3
1.2 ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ 8
1.3 РЫНОЧНОЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 14
1.3.1 Международный валютный фонд (МВФ) 16
1.3.2 Банк международных расчетов (БМР) 17
2 ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 18
3 КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ ВАЛЮТ 22
4 РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
возрастали масштабы внешнеторгового дефицита (особенно в торговле с Японией), инфляция и безработица Устойчивость доллара подвергалась все большему сомнению.
Попытки приспособить действующие механизмы системы привели к тому, что в 1969 г. МВФ введены для расчетов "Специальные права заимствования" (СПЗ) и золотодевизный стандарт был заменен стандартом СПЗ. В августе 1971 правительство США официально прекратило продажу золотых слитков на доллары, а в 1970—1971 гг. снизило процентные ставки на государственные ценные бумаги ниже допустимого предела — с 8 до 3,3%.
На протяжении первой половины 70-х гг. правительство ведущих стран мира, а также руководители международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, Базельского банка международных расчетов и др.) искали надлежащую альтернативу валютной системе, созданной в 1944 г. и переставшей «срабатывать» в условиях предельной интернационализации мировой экономики и финансов и процесса их глобализации. В 1976 году эта задача в своей основе была решена в ходе работы Ямайской конференции (г. Кингстон) ведущих стран мира. Суть Ямайских соглашений, введенных в мировую валютную систему, заключается в следующем.
Бреттон – Вуддские учреждения (МВФ, МБРР, или Всемирный Банк) расширяют и укрепляют свою деятельность наднационального характера в качестве международных регулирующих учреждений, их роль значительно повышается.
Устраняется функция золота в качестве меры стоимости валютных единиц, соответственно, ликвидируется твердая цена на золото, что означает демонетизацию золота и окончание отводившейся ему на протяжении столетий роли мировых денег.
Золото становится «обычным» товаром, цена на который определяется соотношением спроса и предложения. Банкам предоставлена возможность свободно покупать и продавать золото на частном рынке по свободно складывающимся на рынках ценам.
Валютные отношения между странами стали базироваться на плавающих курсах их национальных денежных единиц.
Из рассмотренного выше следует, что до Первой мировой войны существовала полная, ничем не ограниченная внутренняя и внешняя обратимость бумажных денег и денег в иной форме, обменивавшихся на золото. Эта конвертируемость постепенно ограничивалась, и после Второй мировой войны осталась только одна обратимая валюта – американский доллар, да и то в ограниченной мере. Право требовать от США за доллары золото имели лишь иностранные центральные валютные учреждения, но не граждане США или иностранные частные лица. Такая ограниченная внешняя конвертируемость единственной национальной валюты на золото в 1971г. отменена. В результате внутри национальных хозяйств и в международной сфере функционирует валюта, обмениваемая не на золото, а на другие валюты. Это важное обстоятельство, имеющее ключевой характер для международных сопоставлений, без чего они оказались бы невозможными.
Национальный режим регулирования валютных сделок по различным видам операции для резидентов и нерезидентов определяет степень конвертируемости валюты. Полная конвертируемость валюты означает:
Ранее, когда мировыми деньгами служило золото, полная конвертируемость национальных валют была характерна для всех стран. Но сегодня
золото в
качестве мирового посредника вытеснили
ключевые валюты. Полная конвертируемость
стала привилегией
Режим полной конвертируемости национальной валюты (ГКИ) действует в очень немногих странах. Сегодня его взяли на вооружение такие страны, как США, Англия, Евросоюз, Япония, Канада, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия и отдельные богатые нефтедобывающие страны. Полную конвертируемость могут себе позволить только государства, которые имеют постоянный мощный приток иностранной валюты в страну. Подобную ситуацию им обеспечивают весомый конкурентоспособный экспорт их товаров и услуг, а также приток иностранного капитала, желающего утвердиться на их национальном рынке.
Страны со слабой экономикой не могут позволить режим полной конвертации национальной валюты.
При нем они:
Экспортировать свои товары такие страны не могут по причине их неконкурентоспособности. Поэтому приток валюты в их страну незначителен. Спрос же на нее слишком высок. Недостаток валютных средств делает их очень дорогими для граждан страны, а для иностранцев такой рынок становится очень дешевым. Они, обменивая свои деньги и совершая на них покупки, получают возможность вывозить из страны массированное количество дешевых для них ресурсов.
Полная конвертируемость национальной валюты приводит к засилью импорта в стране. Засилье импорта обычно тормозит развитие отечественного производства. Страна со слабой национальной валютой по причине отставания развития производительных сил оказывается не способной продвигаться вперед.
Отмеченные негативные эффекты от полной конвертируемости для стран со слабыми конкурентными позициями заставляет их принимать защитные меры по ограждению страны от угроз международной конкуренции. Они вводят в режим конвертируемости валют ограничения, степень которых весьма дифференцирована:
Крайней формой защиты собственной валюты от давления иностранной является режим ее полной неконвертируемости. В этом случае законодательство страны практически вводит ограничения по всем видам валютных операций. Гражданам страны запрещается ввоз и вывоз из страны иностранной валюты.
Для СССР до 1992 года был характерен именно такой режим валютных отношений, который превращал его экономику в закрытую для мира. Внешнеэкономические операции осуществляло только государство на самом высоком уровне. Даже государственные предприятия не имели права включаться в этот процесс. СССР отказывался от своих рублей за границей и требовал оплаты контрактов только в иностранной валюте. Такая ситуация вполне объяснима. Ведь если рубль неконвертируем, то на мировом рынке на него ничего нельзя купить.
Изоляционизм, на который обрекает себя страна, неизбежно приводит к отставанию развития. Страна не получает через импорт новых знаний, ноу-хау и технологий. Она слишком слабо включается в абсорбирование мирового опыта и делается консервативной. Кроме того, она лишается возможности за счет импортной продукции покрывать дефициты своего хозяйства. Дефициты по разным товарным позициям принимают устойчивый характер. Такая ситуация сложилась в СССР, где дефициты приняли угрожающий характер, ущемляя процесс жизнеобеспечения граждан. Тогда выход из сложившейся ситуации виделся в импортной товарной интервенции. Предполагали, что она позволит избежать экономической катастрофы, наполнив рынок товарами. Государство для увеличения импорта должно было больше экспортировать продукции. Но сделать это тогда было невозможно, так как мировые цены на нефть и нефтепродукты упали. Большинство остальной продукции было неконкурентоспособным.
В этой критической ситуации в 1992 году страна отказалась от режима неконвертируемости национальной валюты, но сделала это слишком резко. В результате она стала иметь типичные издержки страны со слабой национальной валютой: вывоз ресурсов за рубеж, засилье импорта, угнетение внутреннего рынка иностранной конкуренцией. Такая ситуация внесла свою лепту в углубление экономического спада в стране.
Жизнь показала, что без создания предварительных условий для обеспечения режима конвертируемости возможны очень серьезные и разрушительные потери. Англия в 1947 году поспешила объявить о частичной конвертируемости фунта стерлингов, не подготовив для этого условий. Через несколько месяцев ей пришлось отменить это решение, к которому она вернулась лишь
к 1961 году.
Итак, после Второй мировой войны многие страны шли к режиму конвертируемости национальной валюты, подвигались по этому пути постепенно.
В таких стратегиях можно выделить три типичных, направления:
Наращивание экспортного потенциала важно, так как именно экспорт обеспечивает страну иностранной валютой, увеличивая ее предложение. Не полнокровный объем позволяет осуществлять обменные операции на валютном рынке без угроз для национальной экономики.
Стимулирование экспорта при укреплении национальной валюты возможно путем:
— льготных кредитов;
— налоговых льгот;
— страхования экспортеров от внешнего риска.
Девальвация приводит автоматически к сокращению спроса на иностранную валюту и увеличивает ее предложение. Тем самым она создает условия для последующего укрепления курса национальной валюты.
Франция с 1944 по 1949 год 5 раз девальвировала франк, в результате чего его курс упал по отношению к доллару в 9 раз, но не сразу, а постепенно. Страна подстраивалась к требованиям мирового рынка, минуя состояние хаоса, связанного с шоковыми ударами со стороны мирового рынка.
Бюджетный дефицит
автоматически ослабляет
Отказавшись от режима неконвертируемости национальной валюты и не достигнув условий для ее полной конвертируемости, большинство стран применяют промежуточные варианты, на основе которых формируется режим частичной конвертируемости национальной валюты. Поскольку таких вариантов оказалось достаточно много, частичная конвертируемость подверглась классификации.
Классификация частичной конвертируемости национальной валюты
строится по двум критериям:
Классификация, построенная на основе применения различного режима валютных операций на национальном и мировом рынке, выделяет два вида частичной конвертируемости: внутреннюю и внешнюю. Она фиксирует разный режим обменных операций для резидентов страны и нерезидентов, которые находятся в стране менее года или вообще располагаются за ее пределами.
Классификация, построенная по счетам платежного баланса, выделяет также два вида частичной конвертируемости: конвертируемость по счетам текущих операций и по капитальным счетам. Такая классификация прицельно рассматривает ограничения, сопровождающие международную торговлю (счет текущих операций) и характерные для движения капиталов (счет движения капитала).
Внутренняя конвертируемость предполагает разрешение резидентам, т. е. гражданам страны и всем, кто живет в ней более года, свободный обмен валюты при торговых сделках и при операциях с финансовыми активами. Внутренняя конвертируемость означает право обменять отечественные деньги на иностранную валюту. Кроме того, она дает право иметь свои валютные депозитные счета в национальном банке.
Внешняя конвертируемость предполагает право резидентов совершать операции с иностранной валютой с нерезидентами. Это означает, что резиденты страны имеют право совершать обменные операции непосредственно на мировом рынке с его участниками.
Внутренняя конвертируемость может сопровождаться ограничениями операций, ведущих к утечке валюты из страны. В таком случае внутренняя конвертируемость достигается при отсутствии внешней конвертируемости. Это может быть достигнуто за счет:
Выдвинутые требования и ограничения нацелены на удержание иностранной валюты в рамках своей страны. Угрозы ее оттока за рубеж резко ослабят позиции страны.
Внутренняя конвертируемость может спровоцировать параллельное обращение валюты иностранного государства на внутреннем рынке.