Международный туризм: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение рынка туристских услуг и выработка рекомендаций по улучшению деятельности сферы туризма.
В данной курсовой работе раскрыты вопросы по актуальной теме. Данная работа включает в себя теоретический материал, позволяющий получить общие, базовые знания по этой теме и информацию о развитии рассмотренных стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. МЕЖДУНАРОДНИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ…..6
2. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………………………………..9
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27

Работа содержит 1 файл

Международный туризм.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     В  настоящее  время  в  Республике Беларусь  функционирует  258 гостиниц,  или  92  процента от всех средств  размещения.  Гостиницы находятся   в   различных  формах  собственности   и   ведомственных подчинениях,  существенно разнятся по уровню и ценам. Число  средств размещения,  находящихся  в  частной  собственности,  составляет  71 единицу,  или 25 процентов от их общего числа. Тем не  менее,  в них было   размещено  38  процентов  всех  проживающих,  а  выручка   от размещения  превысила 45 процентов от общего объема. Это  связано  с тем,  что  частные  средства размещения  находятся,  в  основном,  в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль. В тоже время государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных  в районных  центрах.  Кроме этого, следует признать  и  более  высокий уровень  сервиса  и  самих  условий  проживания,  что  и  привлекает иностранных граждан.

     Общая  проблема,  присущая  подавляющему  большинству  гостиниц, состоит  в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса однозвездочной.

     Хотя  в  гостиницах  размещались  граждане из довольно  большого круга   стран,  определяющее  значение  имеют,  особенно  по   линии организованного  туризма,  прибытия и  ночевки  ограниченного  числа представителей стран -  России, Германии, Польши,  Италии,  Литвы, Великобритании, Латвии и США.

     Питание жителей и гостей Республики  Беларусь в настоящее  время осуществляют   свыше   3   тыс.  объектов   общественного   питания, расположенных в общедоступной сети.

     Учитывая  важное  географическое  положение  Беларуси,  большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее  время на  автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе,  ресторанов, баров.

     Актуальным  является  и  развитие  сети  организаций   быстрого питания,   позволяющих   при  относительно  небольших   материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами   времени  на  получение  и  прием  пищи.   В   республике насчитывается 1,8 тыс. организаций быстрого питания.

     Важнейшим  элементом  туристского  бизнеса  являются  туристские организации,   организующие  и  обеспечивающие   прием   иностранных туристов. Однако число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется  проведение государственной политики  по  их  поддержке  и развитию.

     Таким   образом,  сегодня   в  Республике  Беларусь  создана   и функционирует определенная база для обслуживания въездного  туризма, которая в достаточной степени развита, но требует больших затрат  на ее обновление и совершенствование [5].      

Основные  показатели деятельности организаций, оказывающих туристские услуги, в 2000-2004 годах (по данным Минстата)

 
Год
Число организаций, оказывающих туристические услуги. Численность работающих в сфере туризма, человек. Принято иностранных  туристов, человек. Отправлено  туристов за рубеж, человек. Прибыль туризма, млн. рублей.
2000 415 4 095 60 224 1 289 034 738,6
2001 419 4 004 61 491 1 386 660 840,6
2002 408 3 072 63 484 1 436 483 896,4
2003 400 2 346 64 289 1 108 237 986,7
2004 576 2 721 67 517 514 593 1 157,9
 

     За 2000-2004 годы:

      Количество    иностранных   туристов,   посетивших   Республику Беларусь,  увеличилось  на 7 293 человека к уровню  2000  года,  что соответствует 112,1 процента роста;

      Количество  граждан Республики Беларусь, выехавших за  рубеж  с туристскими  целями, уменьшилось на 774 441 человека к  уровню  2000 года.

      В  2004  году в республику прибыло 67 517 иностранных туристов, или 105 процентов к уровню 2003 года  [15].    

Платежный баланс Республики Беларусь по услугам и статье «поездки» в разрезе деловых и личных поездок.

Доля  туристских услуг в экспорте - импорте  услуг:

Статьи  платёжного

 баланса

2001 2002 2003 2004 2005
Экспорт
Поездки - всего 93,2 174,9 192,5 266,8 294,9
деловые 28,1 79,2 78,7 107,4 100,6
личные 65,1 95,7 113,8 159,4 194,3
Импорт
Поездки - всего 243,2 508,0 558,5 492,8 445,7
деловые 103,7 156,0 140,7 100,6 64,2
личные 139,5 352,0 417,8 392,2 381,5
Сальдо
Поездки - всего - 150,0 - 333,1 - 366,0 - 226,0 - 150,8
 

      Как  видно  из  таблицы, импорт по статье  «поездки»  превышает экспорт,  формируя отрицательное сальдо. Но по данным  Национального банка   экспорт   туристских  услуг  в  2005  году  составил   294,9 млн.  долларов  США и увеличился по сравнению с 2004 годом на  10,5 процента.  Импорт  в 2005 году сократился  на  6,9  процента  и составил  445,7  млн.  долларов США.  Исходя  из  этого,  в  течение последних  двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо  по статье  экспорт-импорт туристских услуг. В 2004  году  отрицательное сальдо уменьшилось на 75 млн. долларов США.

     Такое   положение   во  внешней   торговле  определено   отчасти соотношением  въездного и выездного туризма:  выезжает  из  Беларуси туристов  больше,  чем  въезжает в республику.  Однако  кроме  этого фактора  на  состояние  платежного баланса влияют  и  другие,  более существенные факторы.

     Во-первых,  ввиду несовершенства  законодательства в  туристском секторе  большие объемы финансовых средств не попадают под учет,  в частности под учет экспортно-импортных операций.

     Во-вторых,  существует значительный  недоучет во  внешнеторговых операциях  в  туризме,  в  связи с чем необходимо  совершенствование системы учета в туризме.

     Анализ  основных  тенденций конъюнктуры  внешних  рынков  и  их влияние  на  определение приоритетов отрасли можно проследить  через структуру   туристского  потока  в  Республику   Беларусь.   Таблица показывает   основные  рынки  экспорта  туристских   услуг.   Однако необходимо  учитывать, что эти данные включают только организованных туристов,  сюда  не  входят лица, посещающие  Беларусь  в  личных  и деловых  целях.  Иными  словами, эти данные  не  полностью  отражают структуру  рынков  по  въезду в Беларусь. Для более  полной  картины необходимы сведения о пересечении государственной границы,  а  также целей путешествий [10].    

20 стран-лидеров по  посещаемости Беларуси

п/п

Наименование  страны Количество  иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, по годам                  
2001 2002 2003 2004 2005
1. Польша 13 464 11 755 11 028 10 287 5 563
2. Россия 11 257 9 929 7 343 6 801 11 681
3. Латвия 6 364 7 603 6 359 7 665 4 978
4. Великобритания 6 197 8 915 9 117 3 282 5 222
5. Германия 5 669 4 952 6 147 7 067 8 542
6. Израиль 3 723 882 1 119 755 2 515
7. США 2 881 4 768 2 855 3 376 5 518
8. Литва 1 949 2 744 6 734 7 458 5 317
9. Италия 1 463 1 642 2 067 4 225 4 533
10. Кипр 1 101 1 375 1 258 2 602 1 179
11. Эстония 953 572 268 727 840
12. Австрия 534 598 733 593 723
13. Украина 449 540 710 645 919
14. Нидерланды 427 502 648 1 347 954
15. Франция 387 700 581 486 759
16. Швеция 380 348 412 415 1 093
17. Япония 323 243 390 383 428
18. Бельгия 197 182 313 322 497
19. Чехия 189 139 152 389 148
20. Сирия 144 106 160 76 44
 

     Проанализировав  данные о  структуре туристского  потока,  можно сказать,  что  приоритетными для Беларуси внешними рынками  являются Россия,  Польша, страны Прибалтики, Великобритания,  Германия,  США, Италия, Израиль [16].

     Основными  факторами, сдерживающими  развитие въездного  туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

1. Образ  Республики  Беларусь  как  страны,  проблематичной   для туризма,   создаваемый  отдельными  зарубежными   и   отечественными средствами массовой информации;

2. Действующий   порядок   выдачи   белорусских   виз    гражданам иностранных  государств,  безопасных в  миграционном  отношении,  не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

3. Неразвитая   туристская  инфраструктура,   износ   существующей материальной  базы, малое количество гостиничных средств  размещения туристского  класса  (двух-, трехзвездочных) с  современным  уровнем комфорта;

4. Отсутствие    практики   создания   субъектами   хозяйствования Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в  средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

5. Практическое    отсутствие   до   2002   года   государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

6. Невысокое  качество  обслуживания во всех  секторах  туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия  опыта в  условиях  рыночной экономики, в том числе вследствие  длительного периода  эксплуатации курортно-туристских средств  размещения  через систему социального страхования;

7. Несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

      Целью  Программы является формирование и  развитие в  Республике Беларусь   высокоэффективного  и  конкурентоспособного   туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения  потребностей отечественных и  зарубежных  граждан  в разнообразных туристских услугах, а с другой - значительный вклад  в развитие  экономики страны (налоговые поступления в бюджет,  приток валютных  средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение  и рациональное   использование   историко-культурного    наследия    и природного потенциала) [6].

      Программа также направлена на:

Информация о работе Международный туризм: современное состояние и перспективы развития