Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования - изучение рынка туристских услуг и выработка рекомендаций по улучшению деятельности сферы туризма.
В данной курсовой работе раскрыты вопросы по актуальной теме. Данная работа включает в себя теоретический материал, позволяющий получить общие, базовые знания по этой теме и информацию о развитии рассмотренных стран.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. МЕЖДУНАРОДНИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ…..6
2. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА…………………………………………………………………..9
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27
В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 258 гостиниц, или 92 процента от всех средств размещения. Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 71 единицу, или 25 процентов от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38 процентов всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45 процентов от общего объема. Это связано с тем, что частные средства размещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль. В тоже время государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан.
Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса однозвездочной.
Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа представителей стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.
Питание жителей и гостей
Учитывая важное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.
Актуальным является и развитие сети организаций быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тыс. организаций быстрого питания.
Важнейшим элементом
Таким образом, сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует больших затрат на ее обновление и совершенствование [5].
Основные показатели деятельности организаций, оказывающих туристские услуги, в 2000-2004 годах (по данным Минстата)
Год |
Число организаций,
оказывающих туристические |
Численность работающих в сфере туризма, человек. | Принято иностранных туристов, человек. | Отправлено туристов за рубеж, человек. | Прибыль туризма, млн. рублей. |
2000 | 415 | 4 095 | 60 224 | 1 289 034 | 738,6 |
2001 | 419 | 4 004 | 61 491 | 1 386 660 | 840,6 |
2002 | 408 | 3 072 | 63 484 | 1 436 483 | 896,4 |
2003 | 400 | 2 346 | 64 289 | 1 108 237 | 986,7 |
2004 | 576 | 2 721 | 67 517 | 514 593 | 1 157,9 |
За 2000-2004 годы:
Количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, увеличилось на 7 293 человека к уровню 2000 года, что соответствует 112,1 процента роста;
Количество граждан Республики Беларусь, выехавших за рубеж с туристскими целями, уменьшилось на 774 441 человека к уровню 2000 года.
В 2004 году в республику прибыло 67 517 иностранных туристов, или 105 процентов к уровню 2003 года [15].
Платежный баланс Республики Беларусь по услугам и статье «поездки» в разрезе деловых и личных поездок.
Доля туристских услуг в экспорте - импорте услуг:
Статьи
платёжного
баланса |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Экспорт | |||||
Поездки - всего | 93,2 | 174,9 | 192,5 | 266,8 | 294,9 |
деловые | 28,1 | 79,2 | 78,7 | 107,4 | 100,6 |
личные | 65,1 | 95,7 | 113,8 | 159,4 | 194,3 |
Импорт | |||||
Поездки - всего | 243,2 | 508,0 | 558,5 | 492,8 | 445,7 |
деловые | 103,7 | 156,0 | 140,7 | 100,6 | 64,2 |
личные | 139,5 | 352,0 | 417,8 | 392,2 | 381,5 |
Сальдо | |||||
Поездки - всего | - 150,0 | - 333,1 | - 366,0 | - 226,0 | - 150,8 |
Как видно из таблицы, импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка экспорт туристских услуг в 2005 году составил 294,9 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2004 годом на 10,5 процента. Импорт в 2005 году сократился на 6,9 процента и составил 445,7 млн. долларов США. Исходя из этого, в течение последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг. В 2004 году отрицательное сальдо уменьшилось на 75 млн. долларов США.
Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.
Во-первых, ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.
Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем необходимо совершенствование системы учета в туризме.
Анализ основных тенденций конъюнктуры внешних рынков и их влияние на определение приоритетов отрасли можно проследить через структуру туристского потока в Республику Беларусь. Таблица показывает основные рынки экспорта туристских услуг. Однако необходимо учитывать, что эти данные включают только организованных туристов, сюда не входят лица, посещающие Беларусь в личных и деловых целях. Иными словами, эти данные не полностью отражают структуру рынков по въезду в Беларусь. Для более полной картины необходимы сведения о пересечении государственной границы, а также целей путешествий [10].
20 стран-лидеров по посещаемости Беларуси
№
п/п |
Наименование страны | Количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, по годам | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
1. | Польша | 13 464 | 11 755 | 11 028 | 10 287 | 5 563 |
2. | Россия | 11 257 | 9 929 | 7 343 | 6 801 | 11 681 |
3. | Латвия | 6 364 | 7 603 | 6 359 | 7 665 | 4 978 |
4. | Великобритания | 6 197 | 8 915 | 9 117 | 3 282 | 5 222 |
5. | Германия | 5 669 | 4 952 | 6 147 | 7 067 | 8 542 |
6. | Израиль | 3 723 | 882 | 1 119 | 755 | 2 515 |
7. | США | 2 881 | 4 768 | 2 855 | 3 376 | 5 518 |
8. | Литва | 1 949 | 2 744 | 6 734 | 7 458 | 5 317 |
9. | Италия | 1 463 | 1 642 | 2 067 | 4 225 | 4 533 |
10. | Кипр | 1 101 | 1 375 | 1 258 | 2 602 | 1 179 |
11. | Эстония | 953 | 572 | 268 | 727 | 840 |
12. | Австрия | 534 | 598 | 733 | 593 | 723 |
13. | Украина | 449 | 540 | 710 | 645 | 919 |
14. | Нидерланды | 427 | 502 | 648 | 1 347 | 954 |
15. | Франция | 387 | 700 | 581 | 486 | 759 |
16. | Швеция | 380 | 348 | 412 | 415 | 1 093 |
17. | Япония | 323 | 243 | 390 | 383 | 428 |
18. | Бельгия | 197 | 182 | 313 | 322 | 497 |
19. | Чехия | 189 | 139 | 152 | 389 | 148 |
20. | Сирия | 144 | 106 | 160 | 76 | 44 |
Проанализировав данные о
структуре туристского потока,
Основными факторами,
1. Образ Республики Беларусь как страны, проблематичной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
2. Действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;
3. Неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух-, трехзвездочных) с современным уровнем комфорта;
4. Отсутствие практики создания субъектами хозяйствования Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
5. Практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
6. Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
7. Несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Целью Программы является формирование и развитие в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия и природного потенциала) [6].
Программа также направлена на:
Информация о работе Международный туризм: современное состояние и перспективы развития