Международный туризм и его роль в развитии экономики стран Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы - изучить международный туризм как форму экономических отношений и его роль в развитии экономики стран Европы.

Задачи исследования:

• исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;

• раскрыть значение международного туризма в экономике стран Европы

• исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов Европы;

• выявить основные направления и перспективы развития международного туризма в Европе;

• исследовать влияния международного туризма на развитие экономики страны на примере Испании

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы развития международного туризма………….....5

1.1 Понятие международного туризма и его характеристика………………….....5

1.2 Место и роль международного туризма в мировой экономике………………7

Глава 2. Потенциальные возможности и перспективы развития международного туризма в Европе…………………………………………………………………...10

2.1 Структура туристической отрасли Европы…………………………………..10

2.2 Основные направления развития международного туризма в Европе……..14

Глава 3. Исследование влияния международного туризма на развитие экономики страны на примере Испании………………………………………….16

3.1 Основные факторы развития туризма в Испании…………………………....16

3.2 Туристская индустрия Испании ……………………………………………...18

3.3 Роль международного туризма в экономике Испании ……………………...22

Заключение……………………………………………………………………….....24

Список использованных источников……………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.17 Кб (Скачать)

Испании подразделяются на несколько видов в зависимости  от скорости и уровня комфорта. Общая  протяженность сети железных дорог  около 22 тысяч км, из них около  четверти электрифицированных.

      В Испании действуют две государственные  авиакомпании – «Иберия» и

«Авиако», а также  ряд небольших частных авиакомпаний, работающих на местных линиях. В  декабре 2008 года в Европе число пассажиров снизилось на 13.7%. Та же тенденция - в  январе 2009 года. Но в феврале число  пассажиров выросло 2.1%, что дает надежду  хоть на медленный, но относительно постоянный и надежный рост перевозок. [6]

      Автодорожная сеть Испании составляет 332 тыс. км, из них 2/5 – с твердым  покрытием. В последнее десятилетие  резко увеличился парк автомобилей.  Так к 1965 в Испании насчитывались  529,7 тыс. легковых автомобилей  и 260 тыс. грузовых (включая тракторы), а к 1991 соответствующие показатели  достигли 12,5 млн. и 2,5 млн. машин.[10]

      Таким образом, общий уровень  экономического развития Испании  и в том числе – высокий  уровень развития инфраструктур  (транспорт, гостиничный сервис, предприятия общественного питания  и т.д.) – мощный фактор развития  туристической индустрии. Этому  же в большей степени способствует  развитая система рекламно-информационных  служб, характер международного  туризма в стране. 

3.3 Роль международного  туризма в экономике Испании

      Туризм является в Испании  самой крупной отраслью экономики,  а его доля в размере ВВП  составляет 12%. В туротрасли занято  около 2,6 млн. чел., что составляет  более 10% всего активного населения.

В 2008 Испанию  посетило 74,4 млн иностранных туристов (2-е место в мире после Франции), в том числе 26,2 млн так называемых экскурсантов (без ночевки). Доходы от туризма составили почти 40 млрд долл. (3-е место в мире после США, Франции). 91% туристов приезжает в Испанию из Европы. Выезд российских туристов в Испанию составил 221 тыс.чел. Доходы от туризма покрывают на 136,6% отрицательное сальдо торгового баланса страны. Сфера туризма в Испании находится под контролем государства, что в значительной мере объясняется возможностями самой страны развивать туристический бизнес, стремлением сохранить исторические памятники своей культуры. Внушительные результаты в области туризма достигнуты благодаря гос. поддержке. Управление туризмом осуществляет минэкономики и финансов, в составе которого имеется Ген. дирекция по туризму. Под его контролем находится Институт по туризму Испании «Турэспанья». Его представительства имеются во многих странах. В столицах автономных областей имеются соответствующие службы по туризму, в составе местной администрации.[11]

      Туризм, как выгодная и высокодоходная  отрасль, оказывает огромное влияние  на экономику Испании. Благодаря  туризму, изменились приоритеты  во многих сферах народного  хозяйства, уровень жизни населения.  Также, туризм имеет влияние  на распределение рабочих сил  и финансовых потоков, на платежеспособный  спрос на товары и услуги  туризма в частности. Именно  благодаря туризму географическое  положение государства, его природно- климатические ресурсы и культурно-исторические достопримечательности становятся всеобщим благом.

      Туризм в Испании также стимулирует  развитие других отраслей экономики.Например, все большее значение в Испании приобретает рекламный бизнес, развивается картография и средство массовой информации. Кроме того, туризм оказывает влияние на уровень развития инфраструктуры страны. Создается все больше предприятий сфере туризма, а соответственно и десятки тысяч рабочих мест, значимые финансовые потоки.

      Экономическое значение международного  туризма не ограничивается прямыми  финансовыми результатами. Обладая  мультипликативным эффектом, в результате  комплексного взаимодействия с  ключевыми секторами экономики,  такими как транспорт, связь,  торговля, строительство, производство  товаров народного потребления  и др., международный туризм выступает  в качестве катализатора социально-экономического  развития.

      Влияние туризма на экономику  имеет и некоторые отрицательные  стороны.Одной из наиболее острых проблем, вызванных развитием туризма, является состояние окружающей среды, которая актуальна, прежде всего, для средиземноморской и южной приморских зон Испании. Проблема состоит в том, что побережья этих районов буквально перегружены туристами, вследствие чего в последнее время власти этих приморских зон пытаются стимулировать увеличение интереса туристов к их внутренним областям районов. Также явным прогрессом в действиях властей Испании, раньше не уделявшим достаточного внимания вопросам экологии, можно считать стремление улучшить условия содержания природоохранных зон. 5% территории страны взяты под охрану региональных правительства или государства. Сюда относится приблизительно

500 природных  парков и заповедников. По решению  уполномоченных ЕС по вопросам  экологии, площадь испанских природоохранных  областей к 2012 году должна утроится. Уже сейчас в Испании находится одиннадцать национальных парков. 

Заключение

      В данной работе был исследован  международный туризм и его  роль в развитии экономики  стран Европы, а также значимость  и актуальность в настоящее  время. Целью этого исследования  являлось изучение международного  туризма как формы экономических  отношений. Для реализации цели  исследования был отобран и  обработан материал по данному  вопросу, указаны основные моменты  и сделаны выводы.

      Итак, туризм в Европе прошел  в своем развитии долгий путь  и сегодня является одной из  наиболее успешно развивающихся  отраслей мирового хозяйства.

      Как и любая другая сфера  хозяйственной деятельности, индустрия  туризма в Европе является  весьма сложной системой, степень  развития которой зависит от  степени развития экономики страны  в целом.

      В настоящее время на промышленно  развитые страны Европы приходится 60% всех прибытий иностранных  туристов и 70 - 75% совершаемых в  мире поездок. При этом на  долю стран, входящих в ЕС  приходится около 40% прибытий  туристов и валютных поступлений.

      В ходе изучения проблемы были  выявлены некоторые аспекты, которые  необходимы для развития эффективного  туризма и требуют дальнейшей  доработки. К таким можно отнести:

        1.  Разработка проектов и согласования  их целей и задач в масштабах  мировой экономики. Есть специфика  в разработке таких проектов, поскольку привлекаются значительные  средства не только туристических  фирм, но и государственного бюджета;

        2.  Усиление материально-технической  базы размещения, повышение уровня  и культуры услуг;

        3.  Хорошее развитие экономики  страны в целом;

        4. Правильное соотношение между  качеством и расценками на  предлагаемые услуги и т.д.

      Итак, анализ туристского рынка  в каждом туристском регионе  мира освещает историю развития, текущее состояние и будущее  мирового туристского сектора.  Испания, как лидер в международном  туризме в значительной мере  влияет на успешное функционирование  этого сектора. В Испании сложилась  и стабильно развивается индустрия  туризма, располагающая огромной  материальной базой, обеспечивающая  занятость миллионов людей и  взаимодействующая почти со всеми  отраслями хозяйства. Можно выделять  следующие факторы, успешно влияющие  на формирование туристских потребностей  в этой стране:

      . Природные факторы

      . Культурно-исторические факторы

      . Социально-экономические факторы

      Туризм, как выгодная и высокодоходная  отрасль, оказывает огромное влияние  на экономику Испании. На примере  исследования влияния международного  туризма на экономику Испании,  можно сделать вывод, что

благодаря туризму, изменились приоритеты во многих сферах народного хозяйства, уровень жизни  населения. Также, туризм имеет влияние  на распределение рабочих сил  и финансовых потоков, на платежеспособный спрос на товары и услуги туризма  в частности. Именно благодаря туризму  географическое положение государства, его природно- климатические ресурсы и культурно-исторические достопримечательности становятся всеобщим благом. 

      Список использованных источников.

      1. Александрова А.Ю. Международный  туризм : учеб. пособие / А. Ю. Александрова, Е. П. Голубков. – М. : Изд-во Гном-Пресс, 2007. - 351 с.

      2. Балабанов И. Т. Экономика  туризма : учеб. пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 2007. - 376 с.

      3. Выльский В.В. Социально-экономическая  география зарубежного мира: учебное  пособие / В.В.Выльский. – М. : Изд-во «Турист», 2007. - 560 с.

      4.Гоголева Т.Н. Международная  экономика: учебное пособие /В.Г.Ключищева., Ю.И.Хаустов. - М.: Кино Рус, 2006. - 245 с.

      5. Долматов Г.М. Международный  туристический бизнес: история, реальность  и перспективы: учебное пособие  / Г.М. Долматов. – М. : Изд-во Феникс, 2007. - 320 - 340 с.

      6. Квартальнов В. А. Иностранный  туризм. : учеб. пособие / В. А. Квартальнов. - СПб. : Изд-во «Питер», 2007. -416 с.

      7. Киселев А.В. Испания/Espana. / А.В.  Киселев // Испания. - 2008. - №52. – С. 64-67.

      8. Кудров В.М. Мировая экономика:  учебное пособие / В.М.Кудров.

- М.: БЕК, 2008. - 495 с.

      9. Папирян. Г. А. Международные  экономические отношения. / Г.А. Папирян  // Экономика туризма. - 2009. - №14. –  С. 31-37. 

      10. Сенин В.С. Введение в туризм : учеб. пособие / В.С. Сенин. – М. : Высшая школа., 2008. – 245 с. 

      11. Словарь международных туристских  терминов : толковый словарь туристских терминов / [под ред. И.А. РЯбова]. - М. : Книгодел, 2007. - 466 с. 

      12. Стржалковский В.И. Макроэкономические  условия развития сферы туризма. //Автореферат дисс...канд. экономич. наук. Институт экономики переходного периода. - М., 2007. – С.12-16 

      13. Туризм в России : статистический сборник (официальное издание) / [под ред. В.Л. Соколина]. - М. : Госкомстат РФ, РОССТАТ, Статистика России, Информационно-издательский Центр, Финансы и Статистика, 2009. - 494 с.

      14. Туризм. Туристская индустрия.  Туристский бизнес : толковый словарь туристских терминов / [под ред. И.В. Зорина]. - М. : МАТГР, 2007. - 640 с.

      15. Туристский терминологический  словарь : справочно-методиче-ское пособие / [под ред. И. В. Зорина]. - М. : МАТГР, 2008. - 520 с.

      16. Шаповал Г. Д. История туризма:  учебное пособие / Г.Д. Шаповал.  – М. : Изд-во Минск, 2006. - 216 с.

      17. http://www.who.int

      18. http://www.world-tourism.org/frameset/silk_road.html

      19. http://www.Travel.ru/

      20. http://www.votpusk.ru/

      21. http://reports.travel.ru/

      22. http://club.geotravel.ru 

-----------------------

      [1] Александрова А.Ю. Международный  туризм : учеб. пособие / А. Ю. Александрова, Е. П. Голубков. – М. : Изд-во Гном-Пресс, 2007. - 351 с.

[2] Шаповал Г.  Д. История туризма: учебное  пособие / Г.Д. Шаповал. – М. : Изд-во Минск, 2006. - 216 с. 

      [3] Кудров В.М. Мировая экономика:  учебное пособие / В.М.Кудров.  М.: БЕК, 2008. - 495 с. 

[4] Папирян. Г.  А. Международные экономические  отношения. / Г.А. Папирян // Экономика  туризма. - 2009. - №14. – С. 31-37. 

[5] Балабанов  И. Т. Экономика туризма : учеб. пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 2007. - 376 с. 

[6] http://www.who.int 

[7] http://www.world-tourism.org/frameset/silk_road.html 

[8] Шаповал Г.  Д. История туризма: учебное  пособие / Г.Д. Шаповал. – М. : Изд-во Минск, 2006. - 216 с. 

      [9] http://reports.travel.ru/

[10] Киселев А.В.  Испания/Espana. / А.В. Киселев // Испания. - 2008. - №52. – С. 64-67. 

[11] http://club.geotravel.ru

Информация о работе Международный туризм и его роль в развитии экономики стран Европы