Международный туризм и его роль в развитии экономики стран Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы - изучить международный туризм как форму экономических отношений и его роль в развитии экономики стран Европы.

Задачи исследования:

• исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;

• раскрыть значение международного туризма в экономике стран Европы

• исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов Европы;

• выявить основные направления и перспективы развития международного туризма в Европе;

• исследовать влияния международного туризма на развитие экономики страны на примере Испании

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы развития международного туризма………….....5

1.1 Понятие международного туризма и его характеристика………………….....5

1.2 Место и роль международного туризма в мировой экономике………………7

Глава 2. Потенциальные возможности и перспективы развития международного туризма в Европе…………………………………………………………………...10

2.1 Структура туристической отрасли Европы…………………………………..10

2.2 Основные направления развития международного туризма в Европе……..14

Глава 3. Исследование влияния международного туризма на развитие экономики страны на примере Испании………………………………………….16

3.1 Основные факторы развития туризма в Испании…………………………....16

3.2 Туристская индустрия Испании ……………………………………………...18

3.3 Роль международного туризма в экономике Испании ……………………...22

Заключение……………………………………………………………………….....24

Список использованных источников……………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.17 Кб (Скачать)

      Туристические услуги в международном  товарообороте выступают как  "невидимый" товар. Характерной  особенностью и своеобразным  достоинством туристических услуг  как товара является то, что  значительная часть этих услуг  производится с минимальными  затратами на месте и, как  правило, без использования иностранной  валюты. Иностранные туристы пользуются  услугами, предоставляемыми предприятиями  туристской индустрии страны  назначения. Кроме того, они потребляют  или покупают и вывозят в  качестве сувениров определенное  количество товаров, приобретаемых  в стране посещения за иностранную  валюту.

      Для международного туризма характерны  быстрый рост числа туристов  и резкое увеличение денежных  поступлений. Если в 1950г. туристским  оборотом было охвачено 25 млн. человек, в 1960г. - 71 млн. чел., то 1982г. это число возросло до 280 млн. чел., в 1988г.- до 400 млн. чел., в настоящее время перешло за 500 млн человек. В ряде стран поступления от туризма составляют существенную часть валютных поступлений страны. Например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет более 35%- в Испании, Австрии, Греции; около 20% - в Португалии, 10-12% в Швейцарии и Италии, 52% - на Кипре. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика). В ряде стран этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке - 30%, Панаме - 55%, на Гаити свыше 70%. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристского рынка и 60% валютных поступлений. Примерно 20% падают на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.[4]

      В классификации Всемирной туристской  организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь  странами-поставщиками туристов, и  страны, являющиеся в первую очередь  принимающими странами. К странам-поставщикам туристов относятся США, Бельгия, Дания, ФРГ, Голандия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся Австрия, Италия, Швейцария,Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

      Международный туризм как одна  из форм международных экономических  отношений приобрел в современных  условиях огромные масштабы и  стал оказывать существенное  влияние на политические, экономические  и культурные связи между государствами. 

Глава 2. Потенциальные  возможности и перспективы развития международного туризма в Европе

2.1 Структура  туристической отрасли Европы

      Европа - один из важнейших финансовых, торговых, туристических центров  мира. В конце ХХ в. Европа включает более 42 стран. Европа - наиболее важная в туристическом отношении территория земного шара. Здесь возникли первые очаги туризма в древнем мире, здесь зародился организованный туризм 19 в., здесь находятся и наиболее посещаемые туристами государства. Европа очень разнообразная по природным особенностям территория - здесь турист может познакомиться практически со всеми зонами холодного и умеренного пояса, вплоть до особенно популярных в туризме средиземноморских субтропиков. Здесь много морей, которыми Европа буквально изрезана, крупных озер, очень различных по длине и водному режиму рек, среди которых есть и интернациональные, протекающие через несколько стран .

      Масштаб Европы, количество государств, природные и климатические пояса, разнообразный рельеф этой части света, древняя архитектура, памятники древних культур, множество ВУЗов, позволяет развивать всевозможные виды туризма (деловой, научный, спортивный, образовательный).

      Для того чтобы судить о  масштабах туризма, его экономическом  значении, нужно анализировать соответствующие  статистические данные.

      В практике туристской деятельности  различают страны - поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как  правило, принимающие туристов. К  первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и др. Ко вторым - Франция, США, Испания, Италия, Венгрия и др. Статистика ВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы от них выросли во всех регионах мира. [5]

Таблица 1

Наиболее популярные туристские страны мира

|Страна                          |Количество прибытий         |Средний ежеголный прирост  |Доля  прибытий от общего     |Место (по прибытиям)        |

|                                |туристов,                   |прибытий, 2009 г.          |ежегодного мирового         |                            |

|                                |2008 г.                     |                           |показателя, %, к 2009       |                            |

|Франция                         |36,748                      |60,640                     |11,28                       |1                           |

|США\ Испания                    |25,399                      |45,504                     |8,47                        |2                           |

|Италия                          |24,477                      |43,232                     |8,05                        |3                           |

|Венгрия                         |25,047                      |27,408                     |5,11                        |4                           |

|Китай                           |9,724                       |21,475                     |3,99                        |5                           |

|Великобритания                  |7,113                       |21,070                     |3,92                        |6                           |

|Польша                          |14,449                      |20,885                     |3,88                        |7                           |

|Австрия                         |5,664                       |18,800                     |3,50                        |8                           |

|Мексика                         |15,168                      |17,894                     |3,33                        |9                           |

|Чехия                           |11,907                      |17,113                     |3,18                        |10                          | 

     Международный  туризм в конце ХХ в. стал одним из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. Экономическое значение международного туризма, как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики, постоянно растет. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства. 

     Таблица  2 

     Доходы  за 2009г. ведущих туристических  стран Европы 

|№                     |Страна                                               |Доходы, млрд.долл.                                                  |

|1                     |Франция                                              |24,7                                                                |

|2                     |Испания                                              |25,2                                                                |

|3                     |Италия                                               |31,0                                                                |

|4                     |Великобритания                                       |21,0                                                                |

|5                     |Венгрия                                              |4,3                                                                 |

|6                     |Польша                                               |4,5                                                                 |

|7                     |Австрия                                              |2,5                                                                 | 

      По доходам, получаемым от туризма,  лидируют Испания, Франция, Италия  и Великобритания. По данным ВТО,  в 2009 г. Испания заняла второе  место после Франции, обогнав   Италию. Благодаря увеличению числа  посещающих Испанию туристов  в этом же году возросли  доходы от туризма на 12,2% по  сравнению с доходами в предыдущем  году.

      Доля международного туризма  в общих доходах от экспорта  товаров и услуг составляет: в  Испании, Австрии - 25-30%, Португалии - более 20 %, Италии, Швейцарии - 11-12 %.[6]

      Туристские потоки в основном  направлены в центры отдыха  Западной и Южной Европы. Эти  зоны насчитывают 64,5% всех прибытий  в Европу Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.

      В Южной и Западной Европе  Франция, Испания и Италия больше  других стран выигрывают от  туристских потоков в этот  регион и являются главными  туристскими центрами. Великобритания  традиционно славится образовательным  туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны  и Ирландия, специализируются на "зеленом туризме".[7]

     Таблица  3

Первые десять туристских центров в Европе

|Страна                              |Число туристов, млн. человек        |Соотношение численности туристов  в  |Доля от общеевропейского уровня, %  |

|                                    |                                    |2000 и 2001 гг., %                  |                                    |

|Франция                             |60,0                                |-2,1                                |18,1                                |

|Испания                             |44,886                              |3,8                                 |13,5                                |

|Италия                              |29,953                              |9,0                                 |9,0                                 |

|Великобритания                      |23,746                              |12,9                                |7,1                                 |

|Венгрия                             |20,7                                |-3,4                                |6,2                                 |

|Польша                              |19,2                                |2,1                                 |5,8                                 |

|Австрия                             |17,173                              |-4,0                                |5,2                                 |

|Чехия                               |15,5                                |-8,8                                |4,7                                 |

|Германия                            |14,847                              |2,4                                 |4,5                                 |

|Швейцария                           |11,5                                |-5,7                                |3,5                                 | 

      Туристские потоки в Центральную  и Восточную Европу составляют 22% общего числа европейских прибытий, а поступления - всего 2-3% из-за  низких цен на туристские продукты  и относительно низкого качества  обслуживающих инфраструктур. Средний  доход от одного иностранного  туриста в странах этого региона составляет меньше 100 долл., тогда как в странах Северной Европы он приближается к 1000 долл.

2.2 Основные направления  развития международного туризма

Информация о работе Международный туризм и его роль в развитии экономики стран Европы