Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа
Активизация в современном мире, и прежде всего в Западной Европе,
интеграционных процессов является важным фактором для формирования
международного рынка труда. Европейским союзом в настоящее время достигнута
высокая степень объединения национальных рынков труда. Начиная с 1992 года,
все работающие по найму в странах ЕС получают единый документ о занятости, в
котором указываются работодатель, место и продолжительность работы, величина
вознаграждения и его условия, а также вид социального страхования. Обратная
сторона этого процесса - значительная сложность при трудоустройстве в странах
Введение.......................................................................2
1. Понятие международного рынка труда и условия его формирования....... 4
1.1 Международный рынок труда и его виды.......................................4
1.2 Особенности и последствия формирования рынка труда....................... 7
1.3 Формирование единой системы легального экспорта-импорта
рабочей силы...................................................................9
2. Международная мобильность рабочей силы.....................................10
2.1 Понятие «мобильность рабочей силы» в макроэкономике................... 10
2.2 Мобильность труда, не связанная с миграцией...............................11
2.3 Глобализационный аспект мобильности рабочей силы......................... 12
3. Структура и динамика международного рынка рабочей силы................... 13
3.1 Современное состояние международного рынка рабочей силы........... 13
3.2 Прогноз развития на ближайшие годы........................................17
4. Экспорт рабочей силы из России.............................................19
4.1 Общие особенности экспорта рабочей силы из России........................ 19
4.2 Конкурентоспособность российской рабочей силы.............................21
Заключение....................................................................22
приблизительно составляло 280 тыс. человек.
Страны Латинской Америки и Карибского бассейна являются регионом, в котором
доля мигрантов невысока и составляет 6,2%. Основными государствами-
реципиентами являются Аргентина, Бразилия и Венесуэла. Эти страны, а также
Боливия, Чили и Парагвай испытывают острый недостаток в квалифицированной
рабочей силе и поэтому субсидируют специальные программы по привлечению
мигрантов из Восточной Европы и СНГ.
Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция. Ее динамика
усилилась после экономического спада 1980-х, который привел к возвращению лиц
европейского происхождения и их потомков в страны исхода. В Венесуэле в этот
период удельный вес выходцев из
стран Латинской Америки
Боливия, Чили, Парагвай и Уругвай
стали активными странами-
Аргентины.
Один из самых насыщенных миграционных потоков направлен из Мексики в США.
Численность мексиканцев, проживающих в Соединенных Штатах, возросла с 1970 по
1990 гг. с 760 тыс. до 4,3 млн. человек (6).
Государства Северной Африки являются донорами для нефтедобывающих стран
Западной Азии и Европы. До принятия Францией соответствующих мер Алжир
являлся одним из главных поставщиков рабочей силы. Трудовые мигранты из
Египта направляются в Ливийскую Арабскую Джамахирию и страны Западной Азии.
Основной центр трудовой миграции в Западной Африке –
Кот-д’Ивуар, где число иммигрантов в начале 90-х годов достигало 1,5 млн.
человек, большинство из которых прибыли из соседних стран африканского
континента.
Южно-Африканская Республика – самая богатая страна континента, долгое время
являлась центром притяжения мигрантов, основное количество которых занято
было в угледобывающей отрасли. После проведения ЮАР политики снижения
зависимости от трудовых мигрантов удельный вес иностранных рабочих в общей
численности всех рабочих, занятых в угольной промышленности, сократился с 77
до 40% в период с 1970 по 1980 гг.
В последние годы увеличился приток незарегистрированных трудовых мигрантов из
соседних государств.
ЮАР по-прежнему является страной-реципиентом для людей, приезжающих сюда на
постоянное место жительства, но
для такой категории лиц
факторами стали профессия и квалификация. Трудно судить о миграционных
потоках в других частях Африки из-за отсутствия статистических данных о
межстрановых перемещениях в этих регионах.
На миграционную ситуацию в мире
большое влияние оказали
связанные с распадом СССР и образованием новых независимых государств,
изменением экономической
жизни в стране.
За пределами России оказалось около 25 млн. русских и несколько миллионов
представителей других коренных народов Российской Федерации (7).
Процесс переселения бывших соотечественников в Россию из стран нового
зарубежья будет продолжаться в ближайшие годы, но его масштабы несколько
уменьшатся в связи с
ограниченными возможностями государства по приему и обустройству
репатриантов.
Межнациональные вооруженные конфликты являются причиной вынужденных
переселений, которые сопровождаются большими потерями для самих мигрантов и
тяжелыми экономическими, социальными и политическими последствиями для
государства.
В конце 80-х годов увеличился поток эмигрантов из России. К традиционной
форме этнической миграции добавилась новая – по экономическим причинам. За
три года с 1987 по 1990 г. эмиграция из России увеличилась в 10 раз и в
последующие годы составляла порядка 80 – 100 тыс. в год. Основными центрами
притяжения для российских эмигрантов остаются Германия (две трети
выезжающих), Израиль (около 17%) и США (приблизительно 10%). Незначительные
потоки мигрантов направляются в Финляндию, Швецию, Канаду и Австралию. Потоки
трудовой эмиграции
Турцию и Китай.
Проводя количественную оценку миграционных процессов в России, можно сказать,
что убыль населения покрывается значительным притоком людей из стран ближнего
зарубежья. Однако следует обратить внимание на то, что РФ несет значительные
структурные потери населения, поскольку большая часть покидающих страну
мигрантов имеет высокую профессиональную квалификацию, а мигранты, въезжающие
в страну, как правило, теряют при переезде свой социальный статус,
квалификацию и возможность работать по специальности. Такая ситуация
отрицательно влияет на профессиональный уровень населения и качество трудовых
ресурсов.
Либерализация законодательства способствовала активизации процесса внешней
трудовой миграции из России. По данным Госкомстата РФ, в 1995 г. легально
выехали для временной работы за рубеж порядка 11 тыс. человек.
Иностранные работодатели и компании все чаще обращаются к России, которая
является источником сравнительно дешевого наемного труда при весьма высоком
уровне образования и
США принимают российских ученых, программистов, банковских служащих и
преподавателей высшей школы.
Специалисты в области ракетостроения, инженеры-нефтяники, квалифицированные
строители, инженеры-электронщики пользуются спросом в странах Ближнего
Востока.
Западная Европа является одним из основных центров притяжения трудовых
мигрантов из России, но интеграционные процессы и объединение национальных
рынков труда в странах - членах ЕС, препятствуют трудоустройству мигрантов из
других стран.
Современный процесс внешней трудовой миграции из России мало исследован и
нуждается в особом внимании, т.к. с выходом России на международный рынок
труда возникает множество проблем как перед государством, так и перед
специалистами, выезжающими за рубеж.
Важное место в осуществлении мер по интеграции России в международный рынок
труда занимают вопросы, связанные с привлечением в Россию иностранной рабочей
силы.
В 1997 г. численность иностранцев, работающих по контрактам и договорам,
составляла 241,5 тыс. человек, и примерно половина из них прибыли из стран
СНГ. Но основную массу миграционного потока трудовых сил составляют
незарегистрированные мигранты из Китая, Вьетнама и Афганистана. Большинство
из них заняты в челночной торговле, строительстве, ремонтных работах, на
транспорте и в оказании сервисных услуг.
В связи с неравномерностью экономического развития отдельных государств и
регионов, процессы международной миграции трудовых сил будут усиливаться. Все
большее число стран будет принимать самое активное участие в этих процессах,
испытывая социальную, культурную, политическую и демографическую зависимость
от них.
Для России, чтобы избежать потерь, которые понесли страны-доноры, важно
изучать мировой опыт государств, длительное время участвующих в экспорте и
импорте рабочей силы.