Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа
Активизация в современном мире, и прежде всего в Западной Европе,
интеграционных процессов является важным фактором для формирования
международного рынка труда. Европейским союзом в настоящее время достигнута
высокая степень объединения национальных рынков труда. Начиная с 1992 года,
все работающие по найму в странах ЕС получают единый документ о занятости, в
котором указываются работодатель, место и продолжительность работы, величина
вознаграждения и его условия, а также вид социального страхования. Обратная
сторона этого процесса - значительная сложность при трудоустройстве в странах
Введение.......................................................................2
1. Понятие международного рынка труда и условия его формирования....... 4
1.1 Международный рынок труда и его виды.......................................4
1.2 Особенности и последствия формирования рынка труда....................... 7
1.3 Формирование единой системы легального экспорта-импорта
рабочей силы...................................................................9
2. Международная мобильность рабочей силы.....................................10
2.1 Понятие «мобильность рабочей силы» в макроэкономике................... 10
2.2 Мобильность труда, не связанная с миграцией...............................11
2.3 Глобализационный аспект мобильности рабочей силы......................... 12
3. Структура и динамика международного рынка рабочей силы................... 13
3.1 Современное состояние международного рынка рабочей силы........... 13
3.2 Прогноз развития на ближайшие годы........................................17
4. Экспорт рабочей силы из России.............................................19
4.1 Общие особенности экспорта рабочей силы из России........................ 19
4.2 Конкурентоспособность российской рабочей силы.............................21
Заключение....................................................................22
рынок.
Право на экспорт рабочей силы из РФ провозглашено Постановлением Верховного
Совета СССР от 19.04.91 “О занятости населения РСФСР”, действующем на
территории России и в настоящее время. В статье 10-й Закона о занятости
(“Право граждан на
граждане “имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за
границей”. Право на трудовую миграцию за рубеж было закреплено также в статье
42-й Конституции,
страны и беспрепятственное возвращение.
С переходом России к рыночным отношениям процесс трудовой иммиграции за рубеж
стал регулироваться и законом РФ от 12.08.93 “О порядке выезда за пределы РФ
и въезда на территорию РФ граждан
РФ”, а также отдельным
Совета Министров РФ от 8.06.93 “Об упорядочении деятельности, связанной с
трудоустройством граждан РФ за границей” (устанавливает порядок
лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за
границей).
Названными законами правовое поле деятельности в сфере экспорта рабочей силы
ограничиваться не может. Увы, до сих пор отсутствуют важные
межгосударственные
россиян. Это приводит к тому, что многие наши соотечественники на свой страх
и риск выезжают за рубеж по туристической визе (самостоятельно, через
российских или иностранных посредников) и пытаются найти работу. По тем же
соглашениям, которые заключены с некоторыми государствами (Германия,
Швейцария, Финляндия), Федеральная миграционная служба России обеспечивает
реализацию установленных
из существенных причин этому является не отсутствие претендентов, а слабое
знание ими иностранных языков.
Очевидно, что настала пора, когда государство должно не только разрешать
выезд на заработки из России за рубеж, но и, с учетом мирового опыта, активно
содействовать этому процессу и регулировать его.
Список литературы
1. Башкатов Б.И., Карпухина Л.А. Международная статистика труда. Учебник.
М.: Дело и сервис, 2001.
2. Киреев А.П. Международная экономика. Часть 1. – М.: ЮНИТИ, 1999.
3. Красинец Е.С. Международная миграция населения в России в условиях
перехода к рынку. – М.: Наука, 1995.
4. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 1998.
5. Миграционная ситуация в странах СНГ / Под редакцией Зайончковской Ж.А.
– М.: Комплекс-Прогресс, 1999.
6. Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарики,
1999.
7. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 1999.
8. Тарлецкая Л. Международная
миграция и социально-
// МЭиМО, 1998, № 7.
9. Цапенко И. Социально-
населения. – МЭиМО, 2000, № 3.
Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных
связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее
число государств вовлекается в миграционные процессы, но несмотря на масштабы
этого явления современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны,
это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на
различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография,
социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций
международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием
унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая
статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста.
Тем не менее можно утверждать,
что общая численность
увеличивается год от года ускоренными темпами, а характер и направление
потоков в различных регионах мира значительно меняются. Так, к концу ХХ века,
вследствие международной
притяжения мигрантов США, Канады и Австралии добавились новые мировые рынки
рабочей силы. Это страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона,
нефтедобывающие страны Ближнего Востока,
Аргентина и Венесуэла в
Америке, а также наиболее богатые африканские государства.
По оценочным данным с 1950 г. по 1990 г. США приняли 25 млн. иммигрантов из
Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, ФРГ – 9 млн.,
Франция – 4 млн., а Канада и Австралия – по 3,5 млн. человек. Численность
иммигрантов в 7 наиболее богатых нефтедобывающих странах (Саудовская Аравия,
Ливия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн) увеличилась в период с 1975 г. по
1990 г. с 1,9 млн. до 8 млн. человек (1).
Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки
состоят из двух направлений, и, следовательно, одно и то же государство может
быть как страной-донором, так и страной-реципиентом.
Например, Великобритания и США являются одновременно и одними из главных
стран-реципиентов в мире, и донорами для отдельных государств (США донор для
Канады, Великобритания – для Австралии).
В США начиная с конца 60-х годов преобладает доля иммигрантов из
развивающихся стран. Количество выходцев из Азии и Латинской Америки в
иммиграционном потоке достигает
88%. Для таких иммигрантов
компактное расселение, что приводит к формированию этнического бизнеса. Так,
в конце 80-х, по данным американских исследователей, 47,5% корейского
населения были предпринимателями, 27,6% – работали по найму на этих же
фирмах. Для иранских мигрантов эти цифры составляли 56,7 и 4,6%.
Традиционными сферами развития этнического бизнеса являются строительство,
торговля и сфера услуг (2).
США, проводя политику по привлечению
высококвалифицированных
сегодня остаются общепризнанным центром притяжения профессионалов. По оценкам
различных специалистов, за период с 1965 г. по 1990 г. Соединенные Штаты
сэкономили на образовании и научной деятельности не менее 15 млрд. долларов.
Как в США, так и в Канаде велико число нелегальных мигрантов. По оценкам
специалистов, только в Соединенных Штатах эта цифра превышает 4,5 млн.
человек, большинство из которых выходцы из Мексики.
Поток иммигрантов, направляющихся в Канаду, также претерпел изменения по
своему составу. Так, если в1900 году выходцы из азиатских стран составляли
3%, то к 1991 году эта цифра возросла до 52%. Основными странами-донорами
являются: Гонконг (15,3%), Филиппины (5,2%), Шри-Ланка (5,1%), Индия (5,1%)
(3).
Большинство иммигрантов из Гонконга
– инвесторы или
приезжающие на постоянное место жительства. По оценкам Canadian Imperial Bank
of Commerce, ежегодно порядка 2 –4 млрд. канадских долларов поступает в
страну из бывших британских колоний (3).
В последнее время увеличился приток в Канаду иммигрантов из Восточной Европы,
особенно из Польши. По-прежнему существует экспорт трудовых сил из
Великобритании, Германии, Италии и США.
После США и Канады Австралия является третьей страной, принимающей мигрантов
на постоянное место жительства. Однако в последние годы первичная иммиграция
существенно затруднена национальным законодательством, а миграционный поток
основывается на воссоединении семей.
Статистические данные говорят о том, что Великобритания пока продолжает
оставаться доминирующим донором для Австралии. Так, в 1992 г. 13,5% от общего
числа прибывших в страну составили мигранты из Объединенного Королевства и
Ирландии. На втором месте иммигранты из Гонконга – 12%, далее из Вьетнама –
8,9% и Новой Зеландии – 6,7% (4). Удельный вес иностранцев в общих трудовых
ресурсах государства
Западная Европа также является одним из крупнейших центров международной
миграции рабочей силы. За период с 1950 по 1990 годы численность иммигрантов
в этом регионе возросла с 5,1 млн. человек до 17 млн. По данным на 1990 г.,
странами, в которых проживает основная масса иммигрантов, были Германия
(5,242 млн. человек), Франция (3,608 млн.), Великобритания (1,875 млн.),
Швейцария (1,1 млн.), Бельгия (0,905 млн.), Италия (0,781 млн.), Нидерланды
(0,692 млн.). К 1995 г. численность
иммигрантов в Германии
на 2 млн., в Англии – на 2 тыс. человек, но при этом страной с максимальным
процентом присутствия иммигрантов является Люксембург – 28% в 1990 г. и 33,5%
в 1995 г.
Основными странами-донорами для некоторых европейских стран являются: Алжир,
Марокко и Португалия для Франции; Италия и Марокко для Бельгии; Турция,
Югославия, Италия, Греция и Польша для Германии; Турция и Марокко для
Нидерландов; Италия, Югославия и Испания для Швейцарии; Индия для
Великобритании.
В последнее время на европейском
рынке наблюдается жесткая
стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии,
Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации.
Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из стран
Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля ручного труда,
а работа считается не престижной или оплачивается по низким расценкам. Во
Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в обрабатывающей
промышленности и торговле, а в Германии три пятых иностранных рабочих
трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры говорят об ориентации
отдельных отраслей на иностранную рабочую силу.
В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной структуре
занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев, работающих в сфере
услуг. Наблюдается снижение занятости
в сталелитейной
металлообработке, автомобилестроении.
Присутствие большого числа нелегальных мигрантов является серьезной проблемой
для европейских стран. В начале 90-х, по оценкам экспертов, в Европейском
сообществе находилось более 3 млн. “нелегалов”, в основном это выходцы из
Северной Африки и Азии.
Интеграционные процессы, происходящие в Европейском сообществе, ведут к
ускоренному экономическому росту и созданию новых рабочих мест. Эти изменения
оказывают существенное влияние на миграцию трудовых сил в мире, но, по данным
некоторых специалистов, страны ЕС будут неохотно вербовать работников из
стран – нечленов Европейского сообщества. В опубликованных прогнозах
предполагается снижение сальдо миграции для ЕС. Если с 1989 по 1993 гг.
сальдо ежегодно превышало 1 млн. человек, то в 2000 г. составит, по разным
оценкам, от 400 до 800 тыс. человек. Европейские эксперты прогнозируют
существенные качественные изменения, которые будут происходить в ближайшее
время в трудовых миграционных потоках. Речь идет о том, что работники самой
высокой квалификации станут наиболее мобильной частью рабочей силы и их
процент будет увеличиваться в общем миграционном потоке, состоящем из низко-
и полуквалифицированных
Азия является развивающимся регионом, для которого характерны самые
разнообразные потоки международной миграции.
Один из них сформировался в 70-е гг. Из-за стремительного роста цен на нефть
возникла необходимость
Востока, но эти государства не располагали необходимыми трудовыми ресурсами.
Пересмотрев иммиграционную политику, нефтедобывающие страны увеличили импорт
рабочей силы, и к началу 90-х годов иностранные рабочие составляли
подавляющее большинство. В Катаре – 92%, ОАЭ – 90%, в Кувейте – 85%, в
Саудовской Аравии и Бахрейне – около 40%, в Омане – 34% (5).
Странами-донорами для этих шести государств стали не только арабские страны,
Индия и Пакистан, но и некоторые
государства Восточной и Юго-
а также Греция, Турция, Италия, значителен поток мигрантов– строителей из
Южной Кореи и Таиланда.
Другой миграционный поток сформировался благодаря ослаблению эмиграционных
ограничений в бывшем Советском Союзе. За семь лет (1989 – 1995 гг.) 597 тыс.
евреев прибыли в Израиль, из них 29,9% выехали из Российской Федерации, 29,3%
– из Украины и 22,3% – из азиатских стран СНГ.
Вследствие экономического роста Гонконг, Сингапур, Япония, Малайзия, Южная
Корея и Тайвань стали
Филиппины и Таиланд, но доля нелегальной миграции в этом регионе очень
высока.
В середине 80-х Япония стала принимать иностранных рабочих в
низкооплачиваемую сферу обслуживания и строительство. Большинство иммигрантов
работали нелегально, т.к. законодательство страны не содержит статьи,
разрешающей нанимать неквалифицированную рабочую силу. В 1990 г.
законодательство было изменено, но таким образом, что трудовые ресурсы
пополнялись за счет потомков японского происхождения из Латинской Америки и
иностранных специалистов некоторых категорий. За несколько лет численность
иностранного населения, законно проживающего в Японии, возросла на 60%, но
число незарегистрированных мигрантов тоже увеличилось и в 1995 г.