Международные валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Одной из отличительных особенностей функционирования мирового хозяйства второй половины XX века являлось интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении, переплетении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Содержание

Введение……….……………………………………………………………..3
I. Международные валютно-финансовые отношения………….………….3
1. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование……....4
Международные валютные системы….………………………………6
3. Организация внешнего валютного рынка……………………………16
Международный валютный фонд…………………………………….18
Банк международных расчетов…………………………………….…20
Международное движение капиталов………………………………..21
Международное кредитование и финансирование развивающихся стран…………………………………………………………………….24
II. 1. Платежный баланс страны…………………………………………….25
2. Движение капитальных средств в Украине..………………………....27
Проблемы внешнеэкономической политики Украины………………29
Экспортный потенциал Украины…………………………………… 30
Список литературы…………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

relations.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Введение механизма поддержания  валютных курсов и система валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие  элементы:

1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках двусторонних отношений между центральными банками. Операции "своп" осуществляются банками тех стран, курсы валют которых достигли допустимых пределов взаимных отклонений, причем размер этих операций не лимитируется. Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца, в котором он был предоставлен. В случае происшедшего за этот период изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;

2) фонд краткосрочного кредитования  в размере 14 млрд. ЭКЮ. Для каждой  страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита. Кредиты предоставляются на срок от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев;

3) фонд предоставления среднесрочных  кредитов (от 2 до 5 лет) в размере  11 млрд. ЭКЮ.

Краткосрочное кредитование проводится центральными банками без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.

В целом механизм ЕВС значительно  отличается от механизма "европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий круг участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в области проведения внутренней экономической политики; иной принцип оценки отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве индикатора для выявления этих отклонений; тесная координация действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных курсов не должно быть связано с американским долларом.

Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные  черты. Легко проследить преемственность  основных элементов этих двух систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был стать упор на координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось, определенные шаги в намеченном направлении были сделаны.

ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы - "европейской  валютной змеи", но и от ныне действующей  ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность  создания валютных группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину, отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось маловероятным.

Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены  введение стандарта ЭКЮ вместо стандарта  СДР, использование "демонетизированного" золота в качестве важного резервного актива, поддержание относительно стабильных валютных курсов, создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской валютной системы в значительной степени так и остались пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар, который и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.

Несмотря на вышеперечисленные  недостатки и трудности, практически  стопроцентно можно утверждать, что "плавающие" валютные курсы будут существовать в мировой экономической системе достаточно большой период времени. Те рыночные силы, которые ныне определяют "подвижность" обменных курсов валют и их чувствительность к потокам и перемещениям капитала, превосходят в своем могуществе даже самые мощные в экономическом отношении государства в способности поддерживать курсы своих валют на фиксированных уровнях за счет валютных интервенций на внешних рынках и их стерилизации на рынках внутренних. Более того, сегодня правительственные органы многих стран предпочитают иметь стабильную основу для внешней торговли, нежели абсолютно независимую денежно-кредитную систему внутри страны. В настоящий момент не возникает вопроса о поиске лучшей международной валютной системы. Вероятнее всего на сегодня она единственная возможная.

 

3. Организация  внешнего валютного рынка.

Внешний валютный рынок - это самый  большой финансовый рынок в мире, на котором осуществляются международная  торговля и обмен иностранных  валют. Каждый день на нем происходят сделки на десятки и даже сотни миллиардов долларов.  Внешний валютный рынок отнюдь не  централизованное мероприятие,  он действует через ряд многочисленных учреждений, а участвующие в рыночном процессе дилеры и брокеры связываются друг  с другом посредством телексов,  телефонов и телефаксов.

Главными экономическими агентами внешнего валютного рынка  выступают экспортеры, импортеры, держатели  портфелей активов. Наряду с "первичными" субъектами валютного рынка —  экспортерами и импортерами, формирующими базисный спрос и предложение валюты, - выделяют и "вторичных" — тех участников валютного рынка, которые торгуют непосредственно валютой. Это коммерческие банки, валютные брокеры и дилеры. Определение "вторичные" весьма условно, поскольку в настоящее время около 90 % всех валютных сделок на внешнем валютном рынке не связаны с торговыми операциями. Большая часть торговли валютой — это обычная биржевая игра в целях получения прибыли, где в качестве объекта фигурируют обменные курсы валют. Наиболее крупные центры международного валютного рынка расположены в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Брюсселе.

Важнейшими субъектами в сфере международного денежного  обращения выступают правительственные  органы. Денежно-кредитные отношения в мировой экономике затрагивают национальные интересы государств. Закономерно, что в ходе эволюции этих отношений вырабатывались правила и законы, регулирующие эти отношения, приемлемые с точки зрения национальных интересов.

Валютные отношения представляют совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег. Деньги, как мировые деньги, обслуживают внешнюю торговлю и услуги, миграцию капитала, перевод прибылей на инвестиции, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные денежные переводы.

Валютные отношения  осуществляются на национальном и международном  уровнях. На национальном уровне они  охватывают сферу национальной валютной системы. Национальная валютная система — это форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством. Особенности НВС определяются степенью развития и специфики экономики, а также внешнеэкономических связей той или иной страны.

Связующим звеном между  национальными валютными системами являются валютный курс и паритет. Валютный курс представляет соотношение между валютами отдельных стран или «цену» валюты данной страны, сраженную в валютах других стран.

Паритет — это соотношение  валют, соответствующее их золотому содержанию. Паритет лежит в основе курса валют. Но курс валют почти никогда не совпадает с паритетом.

Международная валютная система (МВС) является формой организации  валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она возникла в результате эволюции мирового капиталистического хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.

Основные участники  торговых  сделок  на внешнем валютном рынке - это крупные коммерческие банки,  во многих случаях выполняющие функции  дилеров в рыночном процессе. Эти банки располагают сетью филиалов в разных странах или валютными счетами в банках других стран. Проводя через такие банки торговые и иные внешнеэкономические операции, клиенты имеют возможность вносить средства на счет банка в одной стране и при необходимости переводить эти вклады в другую страну в иной валюте, т.е. основная часть валютного оборота — это депозиты до востребования и лишь сравнительно небольшая часть связана с наличной валютой.

Иногда коммерческие банки выступают  в роли брокеров.  В этом качестве они не "поддерживают позицию" по определенным валютам, но только сводят вместе продавцов и покупателей.  Так,  например,  какая-либо английская фирма может попросить лондонский банк выступить в роли брокера при необходимой ей организации обмена долларов на фунты.

Рыночное и  государственное регулирование валютных отношений.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.

Государство издавна вмешивалось  в валютные отношения – вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование - регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное - с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Основные причины регулярных встреч на высшем уровне кроются в интернационализации хозяйственных связей, нестабильности и неравномерности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию.

Приведем небольшой пример из истории.

Капиталистические страны вступили во вторую Мировую войну уже с расстроенными международными валютно-финансовыми связями. Многие из них ввели правительственный валютный контроль еще в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг.

Объектом правительственного валютного  контроля являлись все операции с иностранной валютой. В странах, где были введены валютные ограничения, запрещалось покупать и продавать без разрешения соответствующих органов валютного контроля иностранную валюту, вывозить или перевозить за границу национальные денежные знаки и иностранную валюту, золото, ценные бумаги. Иностранная валюта, полученная резидентами данной страны за экспортированный ими товар или оказанные иностранцам услуги, или в погашение других каких-либо обязательств, подлежала обязательной сдаче в обмен на национальную валюту казначейству, национальному банку или другому уполномоченному на это органу. Импортер мог получить иностранную валюту для оплаты купленного им товара за границей только с разрешения соответствующего правительственного органа валютного контроля в национальном банке.

 

6. Международный  валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд был создан в 1947 году. В соглашении о нем говорится, что одной из его целей является “содействовать” созданию многосторонней системе расчетов по текущим операциям между странами-членами и устранению валютных ограничений, которые препятствуют росту мировой торговли. Существование МВФ показало, что его деятельность была подчинена устранению валютных ограничений, являющихся серьезным препятствием на пути экономической экспансии монополий США и других развитых стран. В составе Фонда был учрежден специальный отдел валютных ограничений, на который были возложены следующие функции:

- собирать и систематизировать  валютное законодательство стран-участниц.

- постоянно наблюдать за всеми изменениями в области валютного законодательства.

- изучать формы и методы валютных  ограничений, применяемых отдельными  государствами.

- разрабатывать предложения Директорату  Фонда и рекомендации правительствам отдельных стран о путях и средствах ликвидации валютных ограничений.

Информация о работе Международные валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны