Международные валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Одной из отличительных особенностей функционирования мирового хозяйства второй половины XX века являлось интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении, переплетении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Содержание

Введение……….……………………………………………………………..3
I. Международные валютно-финансовые отношения………….………….3
1. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование……....4
Международные валютные системы….………………………………6
3. Организация внешнего валютного рынка……………………………16
Международный валютный фонд…………………………………….18
Банк международных расчетов…………………………………….…20
Международное движение капиталов………………………………..21
Международное кредитование и финансирование развивающихся стран…………………………………………………………………….24
II. 1. Платежный баланс страны…………………………………………….25
2. Движение капитальных средств в Украине..………………………....27
Проблемы внешнеэкономической политики Украины………………29
Экспортный потенциал Украины…………………………………… 30
Список литературы…………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

relations.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Бреттон-Вудская система оказалась  неспособной обеспечить относительную  длительную стабильность обменных курсов валют. Это объяснялось тем, что стремление укреплять курсы валют стран-членов МВФ по отношению к доллару США содержало в себе принципиальные противоречия. Такое укрепление могло происходить только за счет ослабления американского доллара. Однако, поскольку вся система договорно-фиксированных курсов строилась на презумпции незыблемости доллара, ослабление последнего фактически означало подрыв основ всей Бреттон-Вудской валютной системы.

Страны мира получали доллар в качестве резервной валюты в результате дефицита платежного баланса США. По мере того, как количество долларов, находящихся на руках у иностранцев, стремительно росло, а золотые резервы США сокращались, другие страны неизбежно стали задавать вопрос: неужели доллар был действительно "так хорош, как золото"? Способность США сохранять обратимость доллара в золото становилась все более сомнительной. Для сохранения за долларом статуса резервного средства необходимо было устранить дефицит платежного баланса США; но ликвидация дефицита означала бы истощение источника дополнительных долларовых резервов для системы. Эта проблема встала во весь рост в начале 70-х годов. Столкнувшись с устойчивым и растущим дефицитом платежного баланса США, президент Р.Никсон 15 августа 1971 года приостановил конвертируемость доллара в золото. Новая политика разорвала связь между золотом и интернациональной стоимостью доллара, пустив доллар в "плавание" и позволив рыночным силам определять его стоимость. Свободное колебание доллара лишило Бреттон-Вудсскую систему фиксированных курсов поддержки.

Режим фиксированных валют действовал на протяжении почти 30 лет. Однако усиление инфляции, которая стала принимать галопирующий характер, послужило одним из основных факторов отхода от фиксированных паритетов.

Эта мировая валютная система, базирующаяся на относительно фиксированных валютных курсах и управляемая через МВФ, просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1971 года. МВФ продолжает и сейчас занимать важнейшее место в международных финансах.

Ямайская валютная система

1973 год был ознаменован формальным  крахом Бреттон-Вудской валютной  системы. Это не могло не  сказаться на всем механизме формирования и движения валютных курсов. Результатом явился переход к "плавающим" валютным курсам, что должно было неизбежно привести к усилению неустойчивости курсовых соотношений валют. В настоящее время в мире действует Ямайская валютная система (новые соглашения были подписаны в январе 1976 года в городе Кингстон, Ямайка). С ее введением было отменено золотое содержание валют, соотношение которых даже юридически не основывается на золотых паритетах. Ямайская система узаконила свободно колеблющиеся курсы валют, при этом был существенно модифицирован механизм национального и межгосударственного воздействия на формирование курсовых соотношений.

Систему, возникшую с тех пор, можно определить, как систему  управляемых плавающих валютных курсов. С одной стороны, общепризнанно, что изменяющиеся условия экономических отношений между странами требуют постоянных изменений валютных курсов для избежания устойчивых отрицательных или положительных сальдо платежных балансов; валютные курсы должны иметь возможность плавать. С другой стороны, краткосрочные изменения валютных курсов, возможно усиленные спекулятивными операциями купли-продажи, могут вызвать частые и значительные их колебания, которые приводят к нарушению торговых и финансовых потоков. Поэтому имеется общая договоренность, что центральные банки разных стран должны покупать и продавать иностранную валюту для сглаживания подобных колебаний валютных курсов. Другими словами, центральные банки должны "управлять" краткосрочными спекулятивными изменениями курсов валют своих стран, или стабилизировать их. Эти важнейшие моменты были зафиксированы в 1976 году ведущей группой стран, входящих в МВФ. Т. о., в идеале новая система придаст не только долгосрочную гибкость валютным курсам, необходимую для выравнивания несбалансированных платежных балансов, но и обеспечит их достаточную долгосрочную стабильность в целях поддержания и стимулирования международной торговли и финансов. В действительности нынешняя валютная система несколько сложнее. В то время как ведущие валюты, такие, как американский и канадские доллары, японская йена, британский фунт стерлингов, колеблются или плавают в соответствии с изменяющимися условиями спроса и предложения, большинство стран европейского "Общего рынка" пытаются привязать свои валюты друг к другу. Более того, многие слаборазвитые страны привязывают свою валюту к валюте какой-либо ведущей промышленно развитой страны. Так, например, около 40 наименее развитых стран привязали свои валюты к доллару. Наконец, некоторые страны привязывают стоимость своих валют к "корзине" или группе других валют.

Положение нового устава МВФ, вступившего  в силу с апреля 1978 года, в области  валютных паритетов и курсов открывают  перед странами-членами возможность  гибкого маневрирования. Во-первых, страны члены фонда не обязаны более устанавливать валютные паритеты, а могут использовать "плавающие" валютные курсы. Во-вторых, отклонение рыночных курсов между теми валютами, для которых установлен паритет, допускается в пределах +4,5% от данного паритета. В-третьих, страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, имеет право вернуться к режиму "плавающего" курса.

Таким образом, в соответствии с  Ямайскими соглашениями странами-членами  МВФ предоставлено право выбора: иметь "плавающий" курс валюты; либо установить или поддерживать фиксированную стоимость валюты или других расчетных единиц; либо привязать свою валюту (т. е. установить твердое соотношение) к другой валюте или нескольким валютам. Исключается только возможность паритета валюты в золоте.

В конце 1984 года в мире существовали следующие режимы "плавания" валютных курсов:

- свободно плавающие курсы валют  имели США, Канада, Великобритания, Япония, Греция, Израиль, ЮАР, Ливан;

- страны, входящие в европейскую  валютную систему (ЕВС), зафиксировали курсы взаимного обмена своих валют  (так называемая "европейская валютная змея"), но эти курсы "плавали" по отношению к третьим валютам;

- 16 стран определяли центральные  курсы своих валют по отношению  к СДР;

- ряд стран, включая страны  Северной Европы, устанавливали центральные курсы по отношению к индивидуальным "корзинам" валют;

- валюты 38 стран были привязаны  к доллару США, 13 - к французскому  франку, 5 стран - к другим валютам.

С введением "плавания" валютных курсов резко усилилась их нестабильность. В течение года курсы валют могут изменяться на величину до 40-45%. Степень изменения обменных курсов валют в течение года существенно выше показателей различий между минимальным и максимальным уровнем курса соответствующих валют в течение календарного года. Это связано с тем, что в рамках календарного года курсы валют могут как повышаться, так и понижаться.

С введением "плавающих" валютных курсов остро встала проблема нахождения оптимальных стоимостных измерителей  их динамики.

В нынешних условиях динамика внешней стоимости национальной денежной единицы может определяться только путем сопоставления данной валюты с целым рядом других валют. Курс валюты изменяется по отношению к другим валютам по-разному и зачастую разнонаправленно (к одним валютам он повышается, к другим - понижается).

Т. о., в современных условиях динамику курса валюты целесообразно выражать в индексной форме, то есть в относительном  показателе, отражающем изменение курса  по отношению к определенной группе конвертируемых валют. Таким показателем является так называемый эффективный валютный курс, исчисление которого представляет собой расчет среднеарифметической и среднегеометрической величины. Эффективный курс представляет собой способ измерения динамики стоимости валюты, выраженной в нескольких других валютах, относительно определенной базисной даты.

Значение эффективного валютного  курса в каждой точке кривой, отражающей его динамику, зависит от тех валют, которые включаются в калькуляцию, и весов (так называемой "относительной  важности"), рассчитываемых для каждой из них при подсчете этого индекса.

Для каждой валюты может быть исчислен ряд индексов эффективных валютных курсов. Они могут отличаться по тем валютам, которые включаются в исчисление индекса, и по базовому периоду. Причем принятие того или иного периода (как правило, того или иного года) за базовый, окажет воздействие только на абсолютное значение индекса эффективного валютного курса в каждой точке, но не на процент изменения этого индекса между любыми двумя точками в ряде динамики эффективного курса.

Для определения эффективного курса  валюты должны включаться в "корзину" с учетом их значимости (пропорционально  и удельному весу) во внешних расчетах той или иной страны или группы стран. МВФ рассчитывает эффективный  курс - МЕРМ (Multilateral Exchange Rate Model) - для валют 18 основных стран по их месту в объеме мировой торговли.

Насколько хорошо работает система  управляемых плавающих валютных курсов? Хотя опыт этой системы в историческом плане слишком непродолжителен и потому недостаточен для полной оценки, у системы имеются как сторонники, так и критики. Сторонники системы доказывают, что за время ее недолгого существования она функционировала хорошо, намного лучше, чем предполагалось. Однако до сих пор существуют веские аргументы в пользу системы, характеризующейся большей стабильностью валютных курсов.

Европейская валютная система

Европейская валютная система (ЕВС) - форма государственно-монополистического регулирования валютных отношений  стран западноевропейского интеграционного  комплекса, характерной чертой которого является усиление этого регулирования на межгосударственном, а в перспективе и на надгосударственном уровнях.

ЕВС - новейшая попытка стран ЕЭС  осуществить межгосударственное регулирование  валютных отношений. Она постепенно приобретает черты региональной валютной системы, представляющей собой форму организации валютных отношений стран ЕЭС, обслуживающую внутрирегиональные хозяйственные связи, один из полюсов полицентрической валютной системы.

Механизм ЕВС образуют три элемента: европейская валютная единица - ЭКЮ; режим совместного колебания валютных курсов - "суперзмея"; Европейский фонд валютного сотрудничества.

Центром новой  системы стала  европейская валютная единица

- ЭКЮ, заменившая использовавшуюся  с 1975 года странами "общего рынка" европейскую расчетную единицу - ЕРЕ. От ЕРЕ ЭКЮ унаследовала построение по принципу "стандартной корзины".

Удельный вес каждой национальной денежной единицы зависит от доли валового внутреннего продукта страны в совокупном ВВП ЕЭС.

В связи с изменениями рыночных курсов валют доля каждой из них в процентном выражении постоянно меняется.

По замыслам инициаторов ЕВС  ЭКЮ должна стать альтернативой  доллару в качестве международного платежного и резервного средства.

Вторым элементом ЕВС является система совместного колебания валютных курсов, пришедшая на смену "европейской валютной змее". Для каждой денежной единицы стран-членов Сообщества к началу действия ЕВС был установлен исходный центральный курс по отношению к ЭКЮ, на основании которого определены двусторонние паритеты всех валют, участвующих в системе.

Сетка паритетов служит для измерения  взаимных отклонений рыночных курсов любой пары валют; допустимыми пределами  отклонений курсов от центрального являются +2,25%, для Италии - +6%. Сетка паритетов служит основой для проведения валютных интервенций.

Кроме того, ежедневно определяется расхождение между рыночным и  центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отклонений по отношению  к ее центральному курсу, называемым "индикатором", или "порогом" отклонений, составляет приблизительно 75% максимального взаимного отклонения валют. Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный" механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

Сетка паритетов и ее связь с  ЭКЮ является основой валютных интервенций  и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, и наоборот, банк слабой валюты продает сильную. Однако, покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса, либерализует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки. Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая трудностей в проведении валютных интервенций (т. е. продажи своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться.

В результате использование сетки  паритетов теоретически обязывает  страны со слабой валютой постоянно  проводить жесткую внутреннюю экономическую  политику в интересах поддержания валютной стабильности. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.

Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль за валютными курсами осуществлялся  только путем их привязки к ЭКЮ, т. к. в этом случае меры по изменению  экономической политики обязана принимать та страна, изменение валютного курса которой идет вразрез с курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС. Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так как принятие мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.

Информация о работе Международные валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны