Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью работы: изучение влияния монополий на мировую экономику и экономику стран-потребителей, выявить положительные и отрицательные стороны существования монополий
Для достижения цели исследования были произведены следующие действия:
рассмотрены крупнейшие международные монополии
проанализирована деятельность монополий и её последствия
Введение…………………………………………………………………………..4
Монополия, определение, история возникновения, виды………………...6
Международные монополии………………………………………………...9
Виды международных монополий: транснациональные
и международные монополии…………………………………………..9
Монополистическая конкуренция……………………………………..10
Монополистический сговор……………………………………….…....13
Монопольная цена…………………………………………………........14
Влияние международных монополий на экономику………………....15
Инвестирование международных монополий и его виды……..…….17
Примеры международных монополий………………………..…….....19
Антимонопольное регулирование……………………………………….…24
Антимонопольное регулирование РБ…………………………………24
Антимонопольное регулирование ЕС…….…………………………...25
Примеры работы антимонопольных служб……………………….....26
Глобализация…………..……………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………....29
Список использованных источников……………………………………….....30
В 2000 году модель De Beers пришлось изменить, из-за таких факторов, как решения производителей в России, Канаде и Австралии, распределить алмазы за пределами De Beers, таким образом этобыл конец абсолютной монополии. Текущий состав основных игроков в алмазной промышленности: Debswana и Namdeb, De Beers, Rio Tinto , BHP Billiton, Harry Winston .
На сегодняшний день "Де Бирс" регулирует поставки более 70% алмазного сырья на мировой рынок. И поскольку все это сырье поступает на рынок через Центральную сбытовую организацию "Де Бирс" (ЦСО), сложившуюся систему называют одноканальной системой сбыта. Естественно, что цены формируются именно в этом канале. А ЦСО, в свою очередь, руководствуется идеологией "De Beers": доверие клиентов - прежде всего. Иными словами, цены поддерживались на одном уровне. За последние десять лет они лишь плавно поднимались на несколько процентов в год. И это является главным козырем одноканальной системы.
Из всего этого можно сделать вывод, что "De Beers" ещё многие годы будет оставаться лидером на мировом алмазном рынке и приумножать свой капитал от года к году.
Royal Dutch Shell
Royal Dutch Shell – нидерландско-британская нефтегазовая компания, на момент 2010 года восьмая по величине компания в мире, согласно рейтингу Forbes 2000 (2010 год) и вторая в рейтинге Fortune Global 500 (2010 год). Штаб-квартира — в Гааге (Нидерланды). Группа была создана в 1907 путём объединения Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd в пику экспансии американского треста Standard Oil.
До середины 2005 структура компании носила оригинальный «двойственный» характер: Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd являлись так называемыми «материнскими компаниями» (они не вели производственной деятельности и не входили в состав концерна). «Материнские компании» владели акциями холдинговых компаний концерна — голландской «Шелл Петролеум Н. В.» и английской «Шелл Петролеум Компани Лимитед», причем «Ройял Датч Петролеум Компани» принадлежало 60 %, а «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани» — 40 % акций холдинговых компаний. В свою очередь холдинговым компаниям принадлежали все акции в сервисных компаниях, а также — прямо или косвенно — вся доля концерна «Шелл» в производственных компаниях.
Летом 2005 акционеры Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб-квартирой в Нидерландах. Эта сделка превратила в 2005 году Нидерланды в крупнейшего в мире инвестора, а Великобританию – в главного получателя инвестиций в мире (они выросли втрое, до $164,5 млрд).
Около 100 % акций компании по состоянию на июль 2010 года находились в свободном обращении. Капитализация на этот период — $159,4 млрд.
Председатель совета директоров компании — Йорма Оллила (фин. Jorma Ollila). Главный управляющий директор с июня 2009 года — Петер Возер (нидерл. Peter Voser). Заместитель председателя и старший независимый директор — Джон Керр.
Shell ведёт геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 40 странах мира. Запасы нефти на 2009 год составляли 5,69 млрд баррелей (770 млн тонн), газа — 49,1 трлн куб. футов (1,38 трлн куб. м)[3].
Также «Шелл» полностью или частично владеет более 50 нефтеперерабатывающими заводами. В частности, компании принадлежит один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающий завод Pernis в Нидерландах мощностью 10 000 т в сутки, завод «Стэнлоу» в Великобритании мощностью 12 млн тонн в год, три НПЗ во Франции общей мощностью 40 790 т в сутки. «Шелл» принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 55 тыс. станций.
Помимо этого, Shell принадлежит значительное количество химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии.
Добыча нефти компанией в 2009 году составила около 80 млн тонн (1,581 млн баррелей в сутки), природного газа – около 88 млрд куб. м.
В 2006 году Shell перерабатывала 3,57 млн баррелей нефти в сутки (177,7 млн тонн за год).
Общая численность персонала компании на 2010 год – около 101 тыс. человек. Выручка компании в 2010 году составила $285,1 млрд (в 2008 году — $458,36 млрд), чистая прибыль — $12,5 млрд ($26,48 млрд).
3. Антимонопольное регулирование
Возможность создания в экономике абсолютной монополии со всеми её отрицательными факторами заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
3.1 Антимонопольное регулирование РБ
Основу антимонопольного законодательства РБ составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.
Антимонопольная политика Беларуси направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции, способствованию снижения и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
За 9 месяцев 2011 года была проведена оценка уровня монополизации товарных рынков, было изучено:
Коллегией Департамента ценовой
политики Министерства экономики приняты
решения по 8 заявлениям о нарушениях
антимонопольного законодательства, в
части осуществления
Однако, не смотря на данную
статистику, Министерство экономики
признаёт, что проблема монополий
всё ещё актуальна для
3.2 Антимонопольное регулирование ЕС
Антимонопольная политика ЕС
(общая политика по вопросам конкуренции)
в целом направлена на недопущение
ограничения свободы
Принципы антимонопольной
политики и права ЕС по вопросам
конкуренции закреплены в Учредительном
договоре (разд. V ч. 3 “Общие правила
по вопросам конкуренции, налогообложения
и сближения законодательств”: гл.
1 “Правила конкуренции”, прежде всего
ст. 85, 86, 91, 92). Статья 85 запрещает заключение
соглашений, направленных на предотвращение,
ограничение или нарушение
Кроме Договора о ЕС, нормы права ЕС о свободе конкуренции закрепляются в регламентах и директивах, утвержденных. Важное значение имеет также прецедентное право Европейского Суда, решения, принимаемые Комиссией, и интерпретация законодательных положений ЕС национальных судами и административными органами стран ЕС.
3.3 Пример работы антимонопольных служб
Наглядным примером работы
европейских антимонопольных
Deutsche Boerse заявила о намерениях слиться с американской биржей ещё в феврале прошлого года. После некоторых оценок антимонопольные органы Министерства юстиций США заявили о согласии на дано объединение. Однако 11 января комиссар ЕС по антимонопольной политике Жоакин Алмуниа проинформировал, что еврокомиссия намерена наложить запрет на данную сделку, если компании не согласятся продать одну из принадлежащих им двух основных площадок по торговле деривативами – Liffe, входящую в NYSE, или Eurex, входящую в Deutsche Boerse. В итоге слияние бирж было заблокировано.
4. Глобализация
Глобализация – возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран. То есть, международные монополии в силу объективно доминирующей на всяком рынке тенденции к концентрации, будут стараться образовать единый глобальный рынок, который, без надлежащего контроля, в итоге приведёт к созданию единой глобальной монополии.
Как следствие, вместо идеалистического рынка совершенной конкуренции, где в эталон возведены принципы добросовестной конкуренции, минимизации издержек можно получить абсолютную монополию со всеми вытекающими последствиями.
Однако следует заметить, что процесс глобализации может иметь не только отрицательные стороны, но и ряд положительных, такие как:
Исходя из материала представленного выше понятно, что глобализация может привести как к достаточно плачевным результатам, так и к глобальному росту и развитию мировой экономики, технологий, но лишь под достаточно жёстким контролем антимонопольных служб всего мира.
Заключение
В заключение данной курсовой работы хотелось бы подвести некоторые итоги.
В рамках исследования данной работы было выяснено, что:
Также в рамках курсовой, были приведены примеры не только мировых монополий, British Petroleum, De Beers, Royal Dutch Shell, но и антимонопольных служб и предоставлен пример их работы. Предоставлена статистика работы белорусских антимонопольных служб, из данной статистики, а также информации, выложенной на сайте Министерства экономики РБ понятно, что полная демонополизация белорусской экономики, в ближайшее время невозможна.
Была разобрана глобализация, выявлены угрозы и возможности данного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Микро и макроэкономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zloysoft.ru/ Дата доступа: 16.01.2012
Германия/США: сделка по объединению
Deutsche Boerse и NYSE Euronext может сорваться [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.finam.ru/
Глобализация Материал из
Википедии — свободной энциклопедии [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Euronews Бизнес [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://ru.euronews.net/
Минюст США согласен на
брак NYSE Euronext с немецкой Deutsche Boerse [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://quote.rbc.ru/stocks/
Что такое антимонопольное
регулирование? [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.genon.ru/GetAnswer.
Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glossary.ru Дата доступа: 18.01.2012
Реферат на тему Монополии
и их виды [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.coolreferat.com/