Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью работы: изучение влияния монополий на мировую экономику и экономику стран-потребителей, выявить положительные и отрицательные стороны существования монополий
Для достижения цели исследования были произведены следующие действия:
рассмотрены крупнейшие международные монополии
проанализирована деятельность монополий и её последствия
Введение…………………………………………………………………………..4
Монополия, определение, история возникновения, виды………………...6
Международные монополии………………………………………………...9
Виды международных монополий: транснациональные
и международные монополии…………………………………………..9
Монополистическая конкуренция……………………………………..10
Монополистический сговор……………………………………….…....13
Монопольная цена…………………………………………………........14
Влияние международных монополий на экономику………………....15
Инвестирование международных монополий и его виды……..…….17
Примеры международных монополий………………………..…….....19
Антимонопольное регулирование……………………………………….…24
Антимонопольное регулирование РБ…………………………………24
Антимонопольное регулирование ЕС…….…………………………...25
Примеры работы антимонопольных служб……………………….....26
Глобализация…………..……………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………....29
Список использованных источников……………………………………….....30
Дифференциация товаров может быть основана на:
Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:
Создавая свой собственный вариант продукта, каждая фирма становится относительной монополией. Существует только один производитель, но тем не менее, он сталкивается с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.
Дифференциация товаров
создает возможность
4) Жёсткая неценовая конкуренция – характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:
Данные стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой – большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.
Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг. Что касается вещественных благ, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к структуре олигополий, а розничный рынок – к монополистической конкуренции.
Монополистический сговор – предварительная, предшествующая совершению экономических операций, не оглашаемая договоренность нескольких участников операций ( в данном случае монополий) действовать определенным образом в собственных интересах и в ущерб интересам других экономических субъектов. Обычно сговор носит противоправный, противозаконный характер и ущемляет интересы государства либо третьей стороны.
Примером монополистического
сговора может послужить
Истец утверждал, что с 1.07.2003 г. ответчики проводят согласованную ценовую политику, направленную на поддержание и увеличение цен на продукцию, поставляемую в США. Производители «обменивались важной непубличной информацией о ценах, мощностях, объемах продаж и спросе, долях на рынке и потребителях», а также согласовывали объемы производства.
В результате за последние несколько лет оптовые цены на хлористый калий на североамериканском рынке увеличились в несколько раз. С 1985 по 2001 гг. их уровень не превышал 150 USD/т, в 2004-2005 гг. цены выросли на 60% до 200-240 USD/т, в 2007-2008 гг. практически удвоились, достигнув в июле 1000 USD/т. С такой ценой Беларуськалий заключил контракт на поставку в США 30 тыс. т калийных удобрений. На аналогичных условиях был выигран тендер в Бангладеш.
Если сговор будет доказан, то помимо многомиллионных штрафов, которые способны в разы превышать сумму установленного ущерба, речь может идти даже об уголовном преследовании руководителей компаний-ответчиков.
2.4 Монопольная цена
Монопольная цена - особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся цену на конкурентном рынке.
Различают 2 вида монопольных цен:
Международные монополии совмещают в себе не только все минусы международных корпораций (транснациональные и международные корпорации) и монополий, но ещё и множество плюсов.
Влияние международных монополий
на экономику стран-
Плюсы:
Минусы:
Влияние международных монополий (ММ) на мировую экономику:
2.6 Инвестирование международных монополий и его виды
Исходя из представленной до этого информации видно, что международные монополии имеют колоссальное влияние на экономику и играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.
Как один из рычагов управления
международные монополии
2.7 Примеры международных монополий
British Petroleum
Нефтегазовая и нефтехимическая транснациональная монополия Великобритании; 46% акционерного капитала принадлежат государству. Основана в 1909 в Лондоне под назв. "Аnglo-Persian Oil Co." на базе концессионного соглашения об эксплуатации месторождений нефти в Южном Иране, в 1935 переименована в "Аnglo-Iranian Oil Co.", после национализации её иранских активов в 1954 преобразована и получила современное название.
По величине продаж занимала 1-е место в Великобритании и 6-е среди промышленных монополий развитых капиталистических и развивающихся стран. Специализируется на разведке, добыче и переработке нефти, природного газа, а также угля, руд цветных металлов и урана. Разведует и добывает нефть в 26 странах. Доказанные запасы нефти 1,05 млрд. тонн (1980), из которых 73% приходятся на континентальный шельф Великобритании и Сев. Америки.
На протяжении почти всего столетия British Petroleum играла ведущую роль в мировой экономике. Сегодня ВР - третья по величине нефтяная и нефтехимическая корпорация мира, обладающая богатым опытом научно-исследовательской и практической деятельности в ключевых областях нефтебизнеса.
Оборот - 54,5 млрд. долларов США
Прибыль - 4,5 млрд. долларов США
Чистые активы 37,1 млрд. долларов США
Численность работников 66550 чел.
Число акционеров 445 945
De Beers
Международная корпорация,
которая занимается добычей, обработкой
и продажей природных алмазов, а
также производством
Владельцы компании на 2011 год: компании Anglo American plc (45 %), Central Holdings Group (40 %, контролируется семьёй Оппенгеймеров) и правительство Ботсваны (15 %)
В начале ноября 2011 года было объявлено о договорённости между семьёй Оппенгеймеров и Anglo American, в соответствии с которым последняя согласилась купить весь пакет акций Оппенгеймеров (40 %) за $5,1 млрд
В 2005 году предприятия De Beers добыли 51 млн каратов алмазов. Выручка в 2008 году повысилась на 0,8 % до $6,89 млрд, чистая прибыль — $90 млн (в 2007 убыток $482 млн).
De Beers известна своей монополистической практикой в рамках 20-го века, в которой она использовала свое доминирующее положение для управления международным рынком алмазов. В частности, компания использовала несколько методов для осуществления этого контроля над рынком: во-первых, De Beers убедили независимых производителей присоединиться к монополии, тем самым она наводнила рынок бриллиантами, а кампании, которые отказались присоединиться к картелю оказались неконкурентоспособными, и, наконец, она приняла на хранение запасы алмазов, произведенных другими производителями с целью контроля цен за счет ограниченных поставок.