Международные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: изучение влияния монополий на мировую экономику и экономику стран-потребителей, выявить положительные и отрицательные стороны существования монополий
Для достижения цели исследования были произведены следующие действия:
рассмотрены крупнейшие международные монополии
проанализирована деятельность монополий и её последствия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Монополия, определение, история возникновения, виды………………...6
Международные монополии………………………………………………...9
Виды международных монополий: транснациональные
и международные монополии…………………………………………..9
Монополистическая конкуренция……………………………………..10
Монополистический сговор……………………………………….…....13
Монопольная цена…………………………………………………........14
Влияние международных монополий на экономику………………....15
Инвестирование международных монополий и его виды……..…….17
Примеры международных монополий………………………..…….....19
Антимонопольное регулирование……………………………………….…24
Антимонопольное регулирование РБ…………………………………24
Антимонопольное регулирование ЕС…….…………………………...25
Примеры работы антимонопольных служб……………………….....26
Глобализация…………..……………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………....29
Список использованных источников……………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

Государственное учреждение образования.docx

— 106.38 Кб (Скачать)

Дифференциация товаров  может быть основана на:

  • физических характеристиках товара;
  • месторасположении;
  • "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

Кроме того, иногда делят  дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:

  • вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие”
  • горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель выбирает товар соответствующий его вкусу

Создавая свой собственный  вариант продукта, каждая фирма становится относительной монополией. Существует только один производитель, но тем не менее, он сталкивается с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.

Дифференциация товаров  создает возможность ограниченного  влияния на рыночные цены, так как  многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме  даже при некотором повышении  цен. Однако данное влияние будет  относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов  является достаточно высокой.

4) Жёсткая неценовая конкуренция – характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

  • производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям)
  • пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

Данные стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой – большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.

Обычно предполагается, что  модель монополистической конкуренции  наиболее реалистична в отношении  рынка услуг. Что касается вещественных благ, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к структуре олигополий, а розничный рынок – к монополистической конкуренции.

 

    1. Монополистический сговор

 

Монополистический сговор –  предварительная, предшествующая совершению экономических операций, не оглашаемая договоренность нескольких участников операций ( в данном случае монополий) действовать определенным образом в собственных интересах и в ущерб интересам других экономических субъектов. Обычно сговор носит противоправный, противозаконный характер и ущемляет интересы государства либо третьей стороны.

 Примером монополистического  сговора может послужить ситуация, когда в один из американских судов подан иск против шести крупнейших мировых производителей хлористого калия: канадских Potash Corp., Mosaic, Agrium, российских Уралкалия, Сильвинита и белорусского Беларуськалия.

Истец утверждал, что с 1.07.2003 г. ответчики проводят согласованную ценовую политику, направленную на поддержание и увеличение цен на продукцию, поставляемую в США. Производители «обменивались важной непубличной информацией о ценах, мощностях, объемах продаж и спросе, долях на рынке и потребителях», а также согласовывали объемы производства.

В результате за последние  несколько лет оптовые цены на хлористый калий на североамериканском рынке увеличились в несколько  раз. С 1985 по 2001 гг. их уровень не превышал 150 USD/т, в 2004-2005 гг. цены выросли на 60% до 200-240 USD/т, в 2007-2008 гг. практически удвоились, достигнув в июле 1000 USD/т. С такой ценой Беларуськалий заключил контракт на поставку в США 30 тыс. т калийных удобрений. На аналогичных условиях был выигран тендер в Бангладеш.

Если сговор будет доказан, то помимо многомиллионных штрафов, которые способны в разы превышать сумму установленного ущерба, речь может идти даже об уголовном преследовании руководителей компаний-ответчиков.

 

2.4 Монопольная цена

 

Монопольная цена - особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся цену на конкурентном рынке.

Различают 2 вида монопольных цен:

  • Монопольно высокие – цена товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции
  • Монопольно низкие – цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

 

    1. Влияние международных монополий на экономику

 

Международные монополии  совмещают в себе не только все  минусы международных корпораций (транснациональные  и международные корпорации) и  монополий, но ещё и множество  плюсов.

Влияние международных монополий  на экономику стран-производителей:

Плюсы:

  • распространение достижений научно-технического прогресса на периферийную зону мирового хозяйства
  • выделение денежных и технических средств для модернизации отраслей промышленности в странах
  • создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости местного населения
  • более высокий уровень заработной платы и социального обеспечения работников, занятых в филиалах
  • повышение квалификации национальных кадров – «обучающий эффект»
  • включение местных производителей в процессы международного разделения труда

 

Минусы:

  • подавление своей мощью местных фирм
  • установление монопольных цен
  • нарушение государственных законов страны присутствия в виде укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую
  • загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия
  • дестабилизацию ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов превышает заработную плату работников местных фирм
  • возможность оказания влияния на политику правительства данной страны

 

Влияние международных монополий (ММ) на мировую экономику:

  • ММ во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.
  • ММ контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах.
  • ММ играют огромную роль в создании и передаче технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. В силу производственных и финансовых возможностей именно они сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства.
  • ММ являются важнейшим фактором международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за прямыми зарубежными инвестициями.

 

2.6 Инвестирование международных монополий и его виды

 

Исходя из представленной до этого информации видно, что международные монополии имеют колоссальное влияние на экономику и играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.

 

Как один из рычагов управления международные монополии используют инвестирование. В своей деятельности они используют различные модели инвестирования:

  • инвестирование с нуля – создание за рубежом полностью нового предприятия, до 80-х гг. это была самая распространенная форма инвестирования
  • трансплантацию – вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще сборочных)
  • стратегические альянсы – гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах
  • стратегические семьи – являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке. В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик — поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками
  • стратегические системы — кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию
  • международные слияния и приобретения — финансовые операции, цель которых — объединение компаний, банков и т.п. в один хозяйствующий субъект для получения конкурентных преимуществ и максимизации стоимости этого субъекта в долгосрочном периоде. В случае слияния объединение происходит добровольно, а контроль над компанией или банком распределяется между участниками соглашения. Поглощение носит асимметричный характер. В этом случае контроль над активами и операциями полностью осуществляется одной из сторон
  • международные переплетения — совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга.

 

2.7 Примеры международных монополий

British Petroleum

Нефтегазовая и нефтехимическая транснациональная монополия Великобритании; 46% акционерного капитала принадлежат государству. Основана в 1909 в Лондоне под назв. "Аnglo-Persian Oil Co." на базе концессионного соглашения об эксплуатации месторождений нефти в Южном Иране, в 1935 переименована в "Аnglo-Iranian Oil Co.", после национализации её иранских активов в 1954 преобразована и получила современное название.        

По величине продаж занимала 1-е место в Великобритании и 6-е среди промышленных монополий развитых капиталистических и развивающихся стран. Специализируется на разведке, добыче и переработке нефти, природного газа, а также угля, руд цветных металлов и урана. Разведует и добывает нефть в 26 странах. Доказанные запасы нефти 1,05 млрд. тонн (1980), из которых 73% приходятся на континентальный шельф Великобритании и Сев. Америки.

На протяжении почти всего  столетия British Petroleum играла ведущую роль в мировой экономике. Сегодня ВР - третья по величине нефтяная и нефтехимическая корпорация мира, обладающая богатым опытом научно-исследовательской и практической деятельности в ключевых областях нефтебизнеса. 

Оборот - 54,5 млрд. долларов США

Прибыль - 4,5 млрд. долларов США 

Чистые активы 37,1 млрд. долларов США 

 Численность работников 66550 чел. 

Число акционеров 445 945

De Beers

Международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а  также производством синтетических  алмазов для промышленных целей. Основана в 1888 году в ЮАР. De Beers работает в 25 странах мира. Общая численность персонала — 22,9 тыс. человек, 17 тыс. работают в странах юга Африки.

Владельцы компании на 2011 год: компании Anglo American plc (45 %), Central Holdings Group (40 %, контролируется семьёй Оппенгеймеров) и правительство Ботсваны (15 %)

В начале ноября 2011 года было объявлено о договорённости между  семьёй Оппенгеймеров и Anglo American, в соответствии с которым последняя согласилась купить весь пакет акций Оппенгеймеров (40 %) за $5,1 млрд

В 2005 году предприятия De Beers добыли 51 млн каратов алмазов. Выручка в 2008 году повысилась на 0,8 % до $6,89 млрд, чистая прибыль — $90 млн (в 2007 убыток $482 млн).

De Beers известна своей монополистической практикой в рамках 20-го века, в которой она использовала свое доминирующее положение для управления международным рынком алмазов. В частности, компания использовала несколько методов для осуществления этого контроля над рынком: во-первых, De Beers убедили независимых производителей присоединиться к монополии, тем самым она наводнила рынок бриллиантами, а кампании, которые отказались присоединиться к картелю оказались неконкурентоспособными, и, наконец, она приняла на хранение запасы алмазов, произведенных другими производителями с целью контроля цен за счет ограниченных поставок.

Информация о работе Международные монополии