Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью работы: изучение влияния монополий на мировую экономику и экономику стран-потребителей, выявить положительные и отрицательные стороны существования монополий
Для достижения цели исследования были произведены следующие действия:
рассмотрены крупнейшие международные монополии
проанализирована деятельность монополий и её последствия
Введение…………………………………………………………………………..4
Монополия, определение, история возникновения, виды………………...6
Международные монополии………………………………………………...9
Виды международных монополий: транснациональные
и международные монополии…………………………………………..9
Монополистическая конкуренция……………………………………..10
Монополистический сговор……………………………………….…....13
Монопольная цена…………………………………………………........14
Влияние международных монополий на экономику………………....15
Инвестирование международных монополий и его виды……..…….17
Примеры международных монополий………………………..…….....19
Антимонопольное регулирование……………………………………….…24
Антимонопольное регулирование РБ…………………………………24
Антимонопольное регулирование ЕС…….…………………………...25
Примеры работы антимонопольных служб……………………….....26
Глобализация…………..……………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………....29
Список использованных источников……………………………………….....30
Государственное учреждение образования
“Институт бизнеса и менеджмента технологи”
Белорусского государственного университета
Кафедра экономики и финансов
Курсовая работа
По дисциплине “Макроэкономика”
на тему: Международные монополии
Студент
2 курса, гр.023
Руководитель
МИНСК 2012
Реферат
МОНОПОЛИЯ, ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ, МЕЖДУНАРОДНАЯ МОНОПОЛИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ИНВЕСТИРОВАНИЕ
Объект исследования – международные монополии.
Предмет исследования – влияние международных монополий на экономику и процесс глобализации.
Цель работы: изучить влияние монополий на мировую экономику и экономику стран-потребителей, выявить положительные и отрицательные стороны существования монополий .
Исследования и разработки: изучены крупнейшие международные монополии, транснациональные корпорации, проанализирована деятельность антимонопольных органов.
.
Содержание
Введение…………………………………………………………
и международные монополии…………………………………………..9
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….....
Введение
Международная монополия - международная или транснациональная фирма или союз фирм, контролирующая подавляющую долю рынка в одной или нескольких сферах мирового хозяйства. Тем самым являясь серьёзным препятствием для дальнейшего развития той ниши рынка, на который монополия находится. Ввиду этого, на данный момент в мире идёт борьба, как с международными, так и с региональными монополиями путями содействия формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, а также предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создания государственных органов по борьбе с монополиями.
Исходя из представленного выше краткого материала ясно, что тема “Международные монополии” является актуальной на данный момент, вот почему она будет представлена в данной работе.
Объектом исследования курсовой работы являются международные монополии.
Предметом исследования – влияние международных монополий на экономику и процесс глобализации.
Целью работы: изучение влияния монополий на мировую экономику и экономику стран-потребителей, выявить положительные и отрицательные стороны существования монополий
Для достижения цели исследования
были произведены следующие
При проведении исследования использовался анализ интернет ресурсов, новостных сводок.
Курсовая работа выполнена на 31 странице, включает введение, 4 раздела, 7 подразделов, заключение, список использованных источников.
Монополия - это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.
Монополия существовала с древнейших времён, однако её новейшая история начинается с конца 19 столетия. Мощный толчок к развитию монополий дали множественные довоенные кризисы:
Также внесли свою лепту, и кризисы послевоенного времени:
Все вышеперечисленные события помогли многим более крупным фирмам поглощать мелкие предприятия, тем самым постепенно образовывая монополию.
Виды монополий:
Формы монополистических объединений:
Международные монополии – частные, крупнейшие капиталистические фирмы с активами за рубежом или союзы фирм разной национальной принадлежности, устанавливающие господство в одной или нескольких сферах мирового капиталистического хозяйства с целью извлечения максимальных прибылей. Существуют две разновидности международных монополий: транснациональные и многонациональные монополии
2.1 Виды международных
монополий: транснациональные
Транснациональные монополии - хозяйственные системы, представляющие крупнейшие фирмы с огромными активами за рубежом, занимающие главенствующее положение в производстве конкретных товаров и реализации услуг, действующие в международном масштабе. Экономической основой создания транснациональных монополий является концентрация производства и капитала предприятий, специализирующихся на производстве определенного вида продуктов или предоставлении определённого вида услуг. Важное условие возникновения и развития транснациональных фирм связано с интернационализацией хозяйственной жизни и конвертируемости национальных валют. Развитие таких монополий регулируется законодательством об иностранных инвестициях на территории стран, определяющим возможности создания филиалов зарубежных фирм, порядок их налогообложения, форм взаимодействия с национальным капиталом. Главное отличие транснациональных монополий в том, что они национальны по капиталу и контролю, но являются международными по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн "Стандард ойл оф Нью-Джерси", имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%.
Подавляющая часть
производительных мощностей и
сбытовых организаций
Международные монополии – это монополии, которые имеют международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн "Юнилевер", германо-бельгийский трест фотохимических товаров "Агфа-Геверт". Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, представляет из себя нечто среднее между свободным рынком и монополией. Рынок монополистической конкуренции продавцов аналогичен совершенному конкурентному рынку в том смысле, что в нем также много фирм и проникновение новых фирм не ограничено. Но он отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара.
Свойства монополистической конкуренции:
1)Наличие множества продавцов. Как и совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция отличается от монополии относительно большим количеством продавцов, что не позволяет одной фирме диктовать цены на товар или услуги для этой отрасли, а также делает почти невозможным вариант сговора с целью ограничения объема выпуска и повышения цен
2) Относительно небольшие барьеры вхождения на рынок связаны с:
Однако существует и отрицательный эффект от данных факторов, например: вхождение на рынок более сложно, чем при совершенной конкуренции из-за привязанности потребителей к брендам и дифференциации продукции. Фирма, которая хочет войти на этот рынок будет вынуждена не только производить конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих фирм, тем самым тратя больше ресурсов, на то, чтобы сделать свою продукцию отличной и запоминающейся (дифференциация), на маркетинг, для раскрутки нового товара и стимулирования сбыта.
3) Дифференциация продукции – ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов, выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.