Международные монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: изучение влияния монополий на мировую экономику и экономику стран-потребителей, выявить положительные и отрицательные стороны существования монополий
Для достижения цели исследования были произведены следующие действия:
рассмотрены крупнейшие международные монополии
проанализирована деятельность монополий и её последствия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Монополия, определение, история возникновения, виды………………...6
Международные монополии………………………………………………...9
Виды международных монополий: транснациональные
и международные монополии…………………………………………..9
Монополистическая конкуренция……………………………………..10
Монополистический сговор……………………………………….…....13
Монопольная цена…………………………………………………........14
Влияние международных монополий на экономику………………....15
Инвестирование международных монополий и его виды……..…….17
Примеры международных монополий………………………..…….....19
Антимонопольное регулирование……………………………………….…24
Антимонопольное регулирование РБ…………………………………24
Антимонопольное регулирование ЕС…….…………………………...25
Примеры работы антимонопольных служб……………………….....26
Глобализация…………..……………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………....29
Список использованных источников……………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

Государственное учреждение образования.docx

— 106.38 Кб (Скачать)

 

Государственное учреждение образования

“Институт бизнеса  и менеджмента технологи”

Белорусского  государственного университета

 

 

Кафедра экономики и финансов

 

Курсовая работа

По дисциплине “Макроэкономика”

 

на тему: Международные монополии

 

 

 

 

 

Студент

2 курса, гр.023                                                                   Д.С. Станюк

 

Руководитель                                                                    О.Н. Ерофеева

 

 

МИНСК 2012

Реферат

 

МОНОПОЛИЯ, ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ, МЕЖДУНАРОДНАЯ МОНОПОЛИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Объект исследования – международные монополии.

Предмет исследования – влияние международных монополий на экономику и процесс глобализации.

Цель работы: изучить влияние монополий на мировую экономику и экономику стран-потребителей, выявить положительные и отрицательные стороны существования монополий .

Исследования  и разработки: изучены крупнейшие международные монополии, транснациональные корпорации, проанализирована деятельность антимонопольных органов.

.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..4

  1. Монополия, определение, история возникновения, виды………………...6
  2. Международные монополии………………………………………………...9
    1. Виды международных монополий: транснациональные

и международные монополии…………………………………………..9

    1. Монополистическая конкуренция……………………………………..10
    2. Монополистический сговор……………………………………….…....13
    3. Монопольная цена…………………………………………………........14
    4. Влияние международных монополий на экономику………………....15
    5. Инвестирование международных монополий и его виды……..…….17
    6. Примеры международных монополий………………………..…….....19
  1. Антимонопольное регулирование……………………………………….…24
    1. Антимонопольное регулирование РБ…………………………………24
    2. Антимонопольное регулирование ЕС…….…………………………...25
    3. Примеры работы антимонопольных служб……………………….....26
  2. Глобализация…………..……………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………....29

Список использованных источников……………………………………….....30

 

Введение

 

Международная монополия - международная или транснациональная фирма или союз фирм, контролирующая подавляющую долю рынка в одной или нескольких сферах мирового хозяйства. Тем самым являясь серьёзным препятствием для дальнейшего развития той ниши рынка, на который монополия находится. Ввиду этого, на данный момент в мире идёт борьба, как с международными, так и с региональными монополиями путями содействия формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, а также предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создания государственных органов по борьбе с монополиями.

Исходя из представленного  выше краткого материала ясно, что тема “Международные монополии” является актуальной на данный момент, вот почему она будет представлена в данной работе.

Объектом исследования курсовой работы являются международные монополии.

Предметом исследования – влияние международных монополий на экономику и процесс глобализации.

Целью работы: изучение влияния монополий на мировую экономику и экономику стран-потребителей, выявить положительные и отрицательные стороны существования монополий

Для достижения цели исследования были произведены следующие действия:

  • рассмотрены крупнейшие международные монополии
  • проанализирована деятельность монополий и её последствия
  • был изучен перечень мер по противодействию монополиям

При проведении исследования использовался анализ интернет ресурсов, новостных сводок.

Курсовая работа выполнена на 31 странице, включает введение, 4 раздела, 7 подразделов, заключение, список использованных источников.

 

 

  1. Монополия, определение, история возникновения, виды

Монополия - это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

Монополия существовала с  древнейших времён, однако её новейшая история начинается с конца 19 столетия. Мощный толчок к развитию монополий  дали множественные довоенные кризисы:

  • 1825 – международный кризис
  • 1836-38 – англо-американский
  • 1857 – затронуты США, Англия, Германия, Франция
  • 1920-1922 – кризис в Германии
  • 1929-1923 – Великая депрессия

Также внесли свою лепту, и кризисы послевоенного времени:

  • конец 1957- середина 1958 – пострадали США, Великобритания, Канада, Бельгия, Нидерланды
  • конец 1973 – затронуты США, Япония, Англия, ФРГ, Франция, Италия

Все вышеперечисленные события  помогли многим более крупным фирмам поглощать мелкие предприятия, тем самым постепенно образовывая монополию.

Виды монополий:

  1. Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
  2. Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время  становится единственным  поставщиком  продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
  3. Естественная монополия – официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения.
  4. Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка.
  5. Международная монополия – частные, крупнейшие капиталистические фирмы с активами за рубежом или союзы фирм разной национальной принадлежности, устанавливающие господство в одной или нескольких сферах мирового капиталистического хозяйства с целью извлечения максимальных прибылей.

 

Формы монополистических  объединений:

  1. Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
  2. Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
  3. Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
  4. Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый (денежный) контроль над всеми участниками.
  5. Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Международные монополии

 

Международные монополии – частные, крупнейшие капиталистические фирмы с активами за рубежом или союзы фирм разной национальной принадлежности, устанавливающие господство в одной или нескольких сферах мирового капиталистического хозяйства с целью извлечения максимальных прибылей. Существуют две разновидности международных монополий: транснациональные и многонациональные монополии

 

2.1 Виды международных  монополий: транснациональные и  многонациональные   монополии

 

Транснациональные монополии - хозяйственные системы, представляющие крупнейшие фирмы с огромными активами за рубежом, занимающие главенствующее положение в производстве конкретных товаров и реализации услуг, действующие в международном масштабе. Экономической основой создания транснациональных монополий является концентрация производства и капитала предприятий, специализирующихся на производстве определенного вида продуктов или предоставлении определённого вида услуг. Важное условие возникновения и развития транснациональных фирм связано с интернационализацией хозяйственной жизни и конвертируемости национальных валют. Развитие таких монополий регулируется законодательством об иностранных инвестициях на территории стран, определяющим возможности создания филиалов зарубежных фирм, порядок их налогообложения, форм взаимодействия с национальным капиталом. Главное отличие транснациональных монополий в том, что они национальны по капиталу и контролю, но являются международными по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн "Стандард ойл оф Нью-Джерси", имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%.

 Подавляющая часть  производительных мощностей и  сбытовых организаций швейцарского  пищевого концерна "Нестле" размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.

Международные монополии – это монополии, которые имеют международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн "Юнилевер", германо-бельгийский трест фотохимических товаров "Агфа-Геверт". Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.

 

    1. Монополистическая конкуренция

 

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, представляет из себя нечто среднее между свободным рынком и монополией. Рынок монополистической конкуренции продавцов аналогичен совершенному конкурентному рынку в том смысле, что в нем также много фирм и проникновение новых фирм не ограничено. Но он отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара.

Свойства монополистической  конкуренции:

    1. Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
    2. Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли
    3. Дифференциация продукции
    4. Жесткая неценовая конкуренция

1)Наличие множества продавцов. Как и совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция отличается от монополии относительно большим количеством продавцов, что не позволяет одной фирме диктовать цены на товар или услуги  для этой отрасли, а также делает почти невозможным вариант сговора с целью ограничения объема выпуска и повышения цен

2) Относительно небольшие барьеры вхождения на рынок связаны с:

  • малым эффектом масштаба производства
  • небольшими первоначальными инвестициями
  • небольшим размером уже действующих предприятий

Однако существует и отрицательный  эффект от данных факторов, например: вхождение на рынок более сложно, чем при совершенной конкуренции из-за привязанности потребителей к брендам и дифференциации продукции. Фирма, которая хочет войти на этот рынок будет вынуждена не только производить конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих фирм, тем самым тратя больше ресурсов, на то, чтобы сделать свою продукцию отличной и запоминающейся (дифференциация), на маркетинг, для раскрутки нового товара и стимулирования сбыта.

3) Дифференциация продукции – ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов, выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Информация о работе Международные монополии