Международные экономические отношения и их регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Целями создания второй МВС явились:

  1. Восстановление обширной свободной торговли;
  2. Установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов;
  3. Передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнем балансе.

Вторая МВС  базировалась на следующих принципах:

  1. Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты;
  2. Курс ведущей валюты фиксирован к доллару;
  3. Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (в рамках ±1%) валюте с помощью валютных интервенций;
  4. Изменения курсов валют осуществляется посредством девальвации и ревальвации;
  5. Организационным звеном системы являются МВФ и МБРР, которые призваны развивать взаимное валютное сотрудничество стран и помогать в снижении дефицита платежного баланса.

Резервной валютой стал доллар США, так как только он в это время мог быть конвертируемым в золото (США обладали 70% от всего мирового запаса золота). Было установлено золотое соотношение доллара США. Другие страны привязали курсы своих валют к доллару США. Доллар стал выполнять в международном масштабе все функции денег: международного средства обмена, международной счетной единицы, международной резервной валюты и средства сохранения ценности. Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами и поэтому вторая МВС часто называется системой золотодолларового стандарта.

Вторая МВС  могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли  обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. К концу 70-х  годов отчетливо проявляется  парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена.

По дилемме  Триффена, золотодолларовый стандарт должен совмещать два противоположных требования:

  1. Эмиссия ключевой валюты должна коррелировать с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты, не обеспеченная золотом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото и со временем вызовет кризис доверия к ней;
  2. Ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны.

Таким образом, возникает необходимость пересмотра основ существующей валютной системы. Кризис второй МВС длился 10 лет. Формами его проявления были: валютная и золотая лихорадка; массовые девальвации и ревальвации валют; паника на фондовой бирже в ожидании изменения курсов валют; активная интервенция центральных банков, в том числе и коллективная; активизация национального и межгосударственного валютного регулирования.

После продолжительного переходного периода, в течение  которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов.

Ямайская  валютная система

Устройство современной  мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ  в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 года. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

  1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;
  2. Отменен монетный паритет золота;
  3. Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;
  4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения;
  5. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют;
  6. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото;
  7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации  МВФ страна может выбрать следующие  режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий и смешанный.

Функционирование  Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением  плавающих валютных курсов, исполнилось  лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действия стран-участниц, доступных в рамках этой системы. Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в МВС.

Европейская валютная система

Существование Европейской валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от внешнеторгового оборота. Решение о создании ЕВС вступило в силу 13 марта 1979 года.

Основные цели ЕВС:

  1. Создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества (ЕС) в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях;
  2. Сближение экономических и финансовых политик стран-участниц. Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы (особенно изменение доллара).

Основные принципы построения ЕВС:

  1. Страны-участницы ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ;
  2. На основе центрального курса к ЭКЮ рассчитаны все основные паритеты между курсами валют стран-участниц;
  3. Страны-участницы ЕВС обязаны поддерживать фиксированный курс валют с помощью интервенций. В начале создания системы курс валют не мог откланяться более чем на ±2,25% от паритетного, в настоящее время допускается колебание в пределах ±15% от паритета.

Основной инструмент ЕВС – европейская валютная единица – ЭКЮ. Ее стоимость определяют через валютную корзину, состоящую из валюты стран-участниц.

Благодаря введению фиксированных курсов валют на территории Западной Европы появился так называемый феномен валютной змеи. Валютная змея, или змея в тоннеле, - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно других валют, которые не входят в данную валютную группировку.

Несмотря на имеющиеся в функционировании ЕВС  противоречия, она выполнила поставленную пере собой задачу. До 1992 года в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987 – 1992 года) центральные курсы основных валют не изменились, тогда как в это же время успел потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке. К началу 90-х годов предполагалось перейти от зоны стабильности в Европе к более высокому уровню интеграции. Эти настроения получили свое выражение в тексте Маастрихского договора, который предусматривал переход к Валютно-экономическому союзу (ВЭС) к 1999 году.

Однако кризисные  ситуации в Европе 1992—1993 годах и  жесткость требований к показателям, необходимым для перехода к ВЭС, сроки были перенесены на начало 2000-х годов.

3.2. Регулирование величины  валютного курса

Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

Меры государственного воздействия на величину валютного курса:

  • Валютные интервенции;
  • Дисконтная политика;
  • Протекционные меры.

Валютные  интервенции

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту и, как следствие, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранные валюты. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные  валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов. Масштабы интервенций центрального банка страны являются, как правило, секретной информацией, что отражает стремление властей сохранить конфиденциальность своих действий для того, чтобы обеспечить эффективность осуществляемых мероприятий. Однако многие данные о размере валютных интервенций ЦБ РФ часто публикуются в прессе.

Официальные интервенции  могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением. Помимо официальных резервов, источником средств для интервенций могут быть краткосрочные заимствования и операции «своп». Конкретная интервенционная стратегия определяется общей экономической стратегией данного правительства, а также особенностями положения центрального банка на валютном рынке.

Кроме того, официальные  валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

  1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
  2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике ЦБ;
  3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких, как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения денежной массы.

Дисконтная  политика

Это изменение  центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала.

В последние  десятилетия ее значение для регулирования  валютного курса постепенно уменьшается.

Протекционистские меры

Меры, направленные на защиту собственной экономики, в  данном случае национальной валюты называются протекционистскими. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения – законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются: валютная блокада; запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты; регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг; концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. 

Информация о работе Международные экономические отношения и их регулирование