Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:13, реферат
В настоящее время происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Новой существенной чертой их становится глобализация.
Это понятие трактуется по-разному: согласно преобладающей точке зрения, ни одно действие (экономическое, социальное, юридическое, политическое, военное и т. д.), ни один процесс в обществе, в нашей жизни, каким бы масштабным или, напротив, частным он ни был, нельзя рассматривать ограниченно только как таковой.
Взаимосвязь и взаимозависимость отдельных акций, явлений и процессов усиливаются, что требует учета и оценки обратного эффекта, всех последствий как
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
1. Особенности международных экономических организаций…………...стр. 5
2. Особенности развития и регулирование экономических отношений…стр. 8
3.Центр регулирования мировой экономики. Глобализация политических рынков……………………………………………………………………….стр. 11
Заключение…………………………………………………………………..стр.16
Список использованных источников………………
Хотя представление о том, что деятельность правительства в значительной степени ориентирована на учет интересов поддерживающих его групп, является общепринятым в современной политической науке, наиболее широкие возможности для последовательного анализа соответствующего круга проблем открывает эндогенное определение экономической политики, представляющее собой одно из ответвлений современной теории общественного выбора. В рамках данной теории процесс выработки экономической политики рассматривается в терминах своеобразного рыночного взаимодействия, где «спрос» на мероприятия экономической политики предъявляют избиратели, индивидуальные лоббисты или члены организованных групп давления, а «предложение» этих мероприятий осуществляют субъекты принятия политических решений - политики и чиновники, причем механизмы выработки политических решений во многом зависят от поддерживающих их сил [9,с.72]. Функционирование политических рынков является мощным ограничителем автономии, формулирующего экономическую политику правительства. При принятии решений оно неизбежно должно находить баланс между различными запросами экономических субъектов; в противном случае оно рискует утратить поддержку и дать шансы оппозиционным силам прийти к власти.
Во-вторых, традиционный взгляд на последствия феномена глобализации фокусирует внимание лишь на одной - экономической - стороне этого процесса. Вместе с тем наряду с процессом глобализации экономических рынков на протяжении последних десятилетий активно идет процесс глобализации рынков политических, что выражается прежде всего в расширении круга экономических субъектов, на запросы которых вынуждены реагировать как национальные правительства, так и международные экономические организации. Применительно к национальным государствам уже не приходится говорить об исключительной «национальной» или «территориальной» принадлежности экономических субъектов, интересы которых принимают во внимание правительства. В широком смысле речь идет о том, что источники политической поддержки правительства - а значит, и круг субъектов, в чьих интересах формулируется экономическая политика - выходят за рамки территориальных границ государств. Применительно же к международным экономическим организациям процесс глобализации политических рынков означает появление многочисленных новых «игроков» мирохозяйственной системы (в первую очередь неправительственных организаций), влияние которых по ряду параметров сравнимо с влиянием правительств национальных государств.
Наиболее ярким примером «вторжения» на национальные политические рынки новых субъектов, влияющих на принятие государственных решений, является процесс экспансии транснациональных корпораций (ТНК), связанный с интенсификацией движения прямых иностранных инвестиций. Сравнения экономического потенциала крупнейших ТНК с экономическим потенциалом национальных государств, традиционно использующиеся для иллюстрации тезиса о росте «чисто экономической» роли ТНК в мировом хозяйстве, могут дать определенные представления также об их «политическом весе» в международной системе. Так, например, данные на начало 1998 г. Говорят о том, что валовой доход Mitsubishi Corporation находился на уровне показателя валового национального продукта (ВНП) ЮАР; доходы компании IBM превосходили размер ВНП Египта, а доходы компании Volkswagen были на уровне ВНП Новой Зеландии [12,с.13]. Подобные сравнения не дают полной картины воздействия ТНК на экономическую политику суверенных государств. С одной стороны, ошибкой было бы интерпретировать результаты этих сравнений в том смысле, что высокий «политический вес» является единственным фактором, определяющим способность ТНК воздействовать на позиции тех или иных правительств. Стремление привлечь инвестиции зарубежных ТНК в национальную экономику заставляет как развивающиеся, так и экономически развитые страны формулировать свою экономическую политику таким образом, чтобы создать стимулы для осуществления на своей территории иностранных инвестиций. Иными словами, ТНК выступают в роли субъектов, интересы которых воздействуют на политику национальных государств даже в том случае, если сами ТНК не оказывают непосредственного давления на правительства конкретных стран.
Неправительственные организации всё более заявляют о себе как о самостоятельном игроке в экономике. И достижения международных организаций в этой области весьма ощутимы, правда, в основном всё в тех же развитых странах. Так, суммарный оборот некоммерческого сектора в 22 странах (Нидерланды, Германия, Ирландия, Испания, Бельгия, Австрия, Франция, Финляндия, Великобритания, Австралия, США, Израиль, Япония, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Аргентина, Перу, Бразилия, Колумбия, Мексика, исключая религиозные организации) составил в 1995 году 1,1 трлн. долларов, что эквивалентно валовому национальному продукту (ВНП) таких государств, как Италия и Великобритания. Все эти успехи неправительственных организаций в экономике, в том числе создание новых рабочих мест, способствуют снижению социальной напряжённости в обществе. Это особенно важно в условиях глобализации, когда деятельность международных промышленных и финансовых корпораций нацелена на завоевание новых рынков, чему неизбежно сопутствует и появление новых экономических диспропорций и социального неравенства. Они гораздо раньше правительств объединились в международные сети и приобрели практический опыт менеджмента в организациях подобного типа. Это позволяет им лучше представлять потребности современного бизнеса и транснациональных коммерческих сетей.
С отрицательными
последствиями глобализация борются
правительства всех стран, в том
числе и высокоразвитых. Посредством
сильной микрополитики, которую
проводят как центральная, так и региональная
власти государство поддерживает отрасли
и производства, столкнувшиеся с внешней
конкуренции, помогает им пройти этап
реконструкции предоставляя налоговые
льготы или различные финансовые стимулы
(льготные кредиты, ссуды, частичное возмещение
процентов за кредиты и др.). Если кризисные
явления охватывают отдельные части страны,
то правительства посредством сильной
региональной политики помогают осуществить
реструктуризацию хозяйства проблемных
регионов, путем инвестиций из различных
фондов.
Заключение
На основании
изложенных в данной работе аргументов
может создаться достаточно мрачное
впечатление относительно перспектив
управления международной экономической
системой. Если ни национальные правительства,
ни региональные блоки, ни международные
экономические организации не в состоянии
взять на себя задачу «глобального управления»,
не ждет ли нас нарастание дестабилизирующих
- если не сказать хаотических - тенденций
по мере дальнейшего развития процессов
экономической глобализации.
С моей точки зрения,
такая постановка вопроса не вполне адекватна
реальной ситуации. Анализ проделанный
такими авторами, как Хантингтон С.П. [13,c.33],
Кеохейн Р.О. [10,c.443], Розенау Дж. [14,c.24], свидетельствует
о том, что сама идея «глобального управления»
является малоадекватной применительно
к существующим реалиям и опирающейся
на не вполне корректные заключения относительно
меняющейся роли государства в современном
мире. Действительно, если принять классический
тезис о том, что ключевой политико-экономической
проблемой международных отношений является
взаимодействие «государства» и «рынка»,
то последнее десятилетие было ознаменовано
радикальным ростом значимости «рынка».
Однако связано это было отнюдь не только
с ослаблением «веса» государства в этой
паре категорий или с приближением статуса
государства к статусу функционирующей
на рынке фирмы, которая может принимать
участие в выработке условий сделки, но
не может принимать обязывающие других
субъектов рынка решения. Масштабы снижения
роли национальных государств и их правительств
не стоит преувеличивать. В конечном итоге,
именно они по-прежнему принимают ключевые
решения в области создания правил, обеспечивающих
поступательное развитие либерального
международного экономического режима
и тем самым закладывающих необходимые
предпосылки для тех самых процессов глобализации,
которые часто моделируются как некие
автономные силы, «подрывающие» позиции
государства и делающие его «устаревшим
элементом» в системе международных отношений.
С точки зрения создания условий развития
рыночных отношений - обеспечения гарантий
прав собственности, принятия инвестиционного,
налогового и трудового законодательства,
либерализации режимов внешнеторгового
и валютного регулирования - роль государств
в последнее десятилетие даже увеличилась,
в то же время такие показатели, как доля
государственных расходов в ВНП или доля
совокупного капитала страны, находящегося
в руках правительства, окончательно утратили
статус сколь-либо значимых характеристик
роли государства в экономической жизни
страны.
Другое дело,
что изменения претерпел
Вместе с тем
важно различать влияние
«Глобальное управление»
предполагает наличие достаточно автономно
действующих органов, способных если не
формулировать стратегию «глобальной
экономической политики» в объективных
интересах всех (или по крайней мере большинства)
национальных государств - субъектов международных
экономических отношений, то по крайней
мере эффективно агрегировать и сводить
к общему знаменателю их преференции в
экономической сфере. Существует, однако,
по меньшей мере три фактора, заставляющих
с сомнением относиться к реалистичности
представлений относительно возможности
создания таких органов. Эти факторы, связанные
в первую очередь с падением степени автономии
субъектов, осуществляющих выработку
приоритетов экономической политики как
в рамках национальных государств, так
и в международных организациях, можно
суммировать следующим образом:
* происходит
расширение круга субъектов
* в последнее
десятилетие сложились
* имеет место
диффузия автономии
Как следствие,
реальная проблема, стоящая перед
исследователями международных экономических
отношений, должна заключаться не в поиске
абстрактных механизмов «глобального
управления», а в разработке адекватной
современному положению вещей концепции
автономии национальных государств. Неадекватность
прежней концепции в условиях растущей
глобализации политических рынков отнюдь
не означает, что само понятие автономии
национальных государств в сфере определении
экономической политики утратило содержательный
смысл. Отсутствие удовлетворительной
трактовки этого понятия в изменившихся
условиях должно служить стимулом к совершенствованию
концептуального аппарата, а не к погоне
за призрачными альтернативными концепциями,
потенциальная жизнеспособность которых
вызывает серьезные сомнения.
Список
использованных источников
1. Афонцев С.А.,
Лебедева М.М. Мировая
2. Долгов С.И.
Глобализация экономики. Новое
слово или новое явление. -- М.:
Экономика, 1998.
3. Щербанин Ю.А.
Международные экономические
4. Семенов К.
А. Международные
5. Фомичев В.
И. Международная торговля. -- М.: ВШ,
2000.
6. Кондратьева
З.О., Меньшикова А.М., Портной М.А.
Место и роль США в
7. Халевинская
Е. Д., Крозе И. Мировая экономика.
-- М.: Юристъ, 2000.
8. Грачев Ю.
Л. Внешнеэкономическая
9. Афонцев С.А.
Методологические основы
10. Кеохейн Р.О.
(Keohane R.O). Международные отношения:
вчера и сегодня, Политическая
наука: новые направления. -- М.: Вече,
1999.
11. Загашвили
В.С. Экономическая
12. Stopford J. Multinational
Corporations. -- C.: Foreign Policy, 1998.
13. Хантингтон
С. Столкновение цивилизаций:
Полис, 1994.
14. Rosenau J.N. Material and Imagined Community in Globalized Space / Globalization and Regional Communities: Geoeconomic, Sociocultural and Security Implications for Australia. Toowomba (Australia): USQ Press, 1997