Международные экономические организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:13, реферат

Описание работы

В настоящее время происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Новой существенной чертой их становится глобализация.
Это понятие трактуется по-разному: согласно преобладающей точке зрения, ни одно действие (экономическое, социальное, юридическое, политическое, военное и т. д.), ни один процесс в обществе, в нашей жизни, каким бы масштабным или, напротив, частным он ни был, нельзя рассматривать ограниченно только как таковой.
Взаимосвязь и взаимозависимость отдельных акций, явлений и процессов усиливаются, что требует учета и оценки обратного эффекта, всех последствий как

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
1. Особенности международных экономических организаций…………...стр. 5
2. Особенности развития и регулирование экономических отношений…стр. 8
3.Центр регулирования мировой экономики. Глобализация политических рынков……………………………………………………………………….стр. 11
Заключение…………………………………………………………………..стр.16
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

мир экон.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………...стр. 3 

1. Особенности  международных экономических организаций…………...стр. 5 

2. Особенности  развития и регулирование экономических  отношений…стр. 8 

3.Центр регулирования мировой экономики. Глобализация политических рынков……………………………………………………………………….стр. 11 

Заключение…………………………………………………………………..стр.16 

Список использованных источников………………………………………стр.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

В настоящее  время происходят глубокие изменения  во всей системе международных отношений. Новой существенной чертой их становится глобализация.  

Это понятие  трактуется по-разному: согласно преобладающей  точке зрения, ни одно действие (экономическое, социальное, юридическое, политическое, военное и т. д.), ни один процесс в обществе, в нашей жизни, каким бы масштабным или, напротив, частным он ни был, нельзя рассматривать ограниченно только как таковой.  

Взаимосвязь и  взаимозависимость отдельных акций, явлений и процессов усиливаются, что требует учета и оценки обратного эффекта, всех последствий как близких, так и более отдаленных, в непосредственно прилегающих и в отстоящих сферах. Серьезно осложняется определение предпосылок: те или иные ситуации в политике могут быть вызваны не только и не столько политическими факторами, сколько экономическими, социальными, этническими, а в экономике они могут быть обусловлены не только и не столько экономическими факторами. Глобализация, понимаемая в таком расширительном смысле, означает существенное увеличение непосредственного пространства, поля возникновения, осуществления, воздействия последствий отдельных акций в различных областях жизнедеятельности.  

Исследователи, работающие в рамках мировой политики, исходят из того, что политический мир за последние десятилетия  стал гораздо более сложным по многим параметрам. Одним из таких параметров являются участники международных отношений. Во второй половине ХХ столетия (и особенно интенсивно - в его конце) на мировой арене наряду с государствами все более активно действуют, так называемые нетрадиционные участники («факторы») международных отношений - ТНК (транснациональные корпорации), неправительственные организации, различного рода движения, СМИ, внутриполитические регионы, межгосударственные организации и т.п. Они крайне разнородны, их влияние неоднозначно, но тем не менее, эти участники оказывают существенное влияние на политические тенденции мирового развития [1,с.4].  

По вопросу  значимости деятельности этих «факторов» ведутся интенсивные дискуссии, но представления о том, что международные исследования в настоящее время не могут ограничиваться анализом только межгосударственного взаимодействия, завоевывают все больше сторонников. И в этом одно из отличий мировой политики, принимающей во внимание негосударственных «факторов», от классических исследований международных отношений, где не только главным, но и фактически единственным объектом анализа оставались государства.

Впрочем, в таком  классическом варианте международные  отношения, скорее, остались в прошлом, и сегодня наблюдается явное сближение исследований по мировой политике и международным отношениям. Интересные результаты можно ожидать при взаимодействии государств с «факторами», как же все-таки будут проходить их отношения в дальнейшем.

Сказанное не означает, конечно, что проблемы классических исследований по международным отношениям - внешняя политика отдельных государств, двухсторонние и многосторонние межгосударственные отношения - не являются более актуальными. Речь лишь идет о том, что традиционные исследования должны быть «вписаны» в более широкий контекст мирового развития.

В целом же, вследствие сближения, и мировая политика, и  международные отношения сегодня  нередко используются как синонимы, при этом, правда, подчеркивается, что  речь идет о современных международных отношениях. 

Применительно к рассматриваемым проблемам  таким пространством становятся все мировое сообщество, вся система  международных отношений. На первый взгляд, чисто правовая международная  акция, затрагивающая экономические (политические, социальные) действия и ситуации, при таком подходе оказывается важным, а нередко решающим фактором их развития. При этом в сфере международных отношений она так или иначе касается других стран, что не может не учитываться при ее обосновании, подготовке, осуществлении, оценке результатов и последствий. Например, острая проблема современности -- вступление новых стран в НАТО [2,c.12]. Казалось бы, проблема сугубо военная и политическая. На деле же очень серьезная экономическая -- перераспределение внешней торговли вооружениями, изменение инвестиций в военное производство, затрат на содержание и подготовку военнослужащих, изменения в расходах военного бюджета и т. п. Также в сфере международных отношений некоторые противоречия приобретают антагонистический характер, когда сталкиваются противоположные, несовместимые материальные интересы различных социальных общностей или сил. Антагонистическими противоречиями пронизан весь механизм капиталистического товарного производства, включая конкурентную борьбу между капиталистами и капиталистическими монополиями, а также противоречия между империалистическими государствами, сталкивающимися в борьбе за рынки и сферы влияния. О силе последних свидетельствует то, что они были источником двух мировых войн 20 века, также они проявились и в национально-освободительной борьбе, которая привела к ликвидации колониальной системы империализма, что, однако, еще не устранило данные противоречия между империалистическими государствами и их бывшими колониями, стремящимися к достижению не только политической, но и экономической самостоятельности.

1. Особенности международных  экономических организаций 
 

В современных  международных отношениях международные  организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. 

Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации  по Рейну, международные организации  наделяются собственной компетенцией и полномочиями. 

Международные организации представляют собой  организационную форму международного сотрудничества. Система международных организаций насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 - межправительственные. В центре этой системы находится ООН [6,c.5]. 

Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критериев. 

· По характеру членства и юридической природе участников международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. 

Международная межправительственная организация - это  объединение государств, учрежденное  на основе международного договора для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Она действует в интересах государств-членов при уважении их суверенитета и является субъектом международного права. 

Неправительственная международная организация создается  на основе объединения физических или  юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах  членов для достижения конкретных целей. 

· По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств (ООН и ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть участники отдельного региона. 

· По кругу компетенции  межгосударственные организации делятся на организации общей компетенции и специальной компетенции. 

Деятельность  организаций общей компетенции  охватывает все сферы отношений  между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (ООН, Совет Европы, Лига арабских государств). 

Организации специальной  компетенции осуществляют сотрудничество в одной области (Всемирный почтовый союз, Международная организация  труда, Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной  энергии и др.) или подразделяются по направлениям деятельности - политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные. 

· По характеру  полномочий международные организации  делятся на межгосударственные и  надгосударственные (наднациональные). 

К первой группе относятся практически все международные организации, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Они осуществляют надзор за развитием международной макроэкономики. Это добровольные объединения, однако, вырабатываемые ими рекомендации оказывают существенное влияние на политику и развитие отдельных государств. Некоторые межгосударственные организации выделяет средства для финансирования проектов в развивающихся странах, и очень часто использует следующие механизмы: 

- достижение  самых бедных общин и отдалённых  районов с неразвитой инфраструктурой,  где возможности государств ограничены  или неэффективны; 

- продвижение  локального участия в создании  и выполнении программ общественного  развития, посредством сплочения слоёв населения с низким достатком; 

- реализация  деятельности с относительно  низкими финансовым затратами; 

- распознавание  локальных нужд и внедрение  новых технологий развития общественного  сектора. 

Цель надгосударственных организаций - осуществление интеграции, их решения распространяются непосредственно на физические и юридические лица государств-членов. Они создаются для согласования правил движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и других факторов производства. Надгосударственной организацией выступает Европейский Союз (ЕС). ЕС в последние десятилетия использует альтернативную стратегию, ориентированную не на воздействие на отдельные региональные блоки, а на развитие экономических связей с развивающимися странами как таковыми.  

· По условиям участия  в членстве международные организации  делятся на открытые, в которых  любое государство может стать  членом по своему усмотрению, и закрытые, где прием производится по приглашению  первоначальных учредителей (НАТО). 

· Классификация международных экономических организаций по организационному признаку в качестве основы предполагает участие или неучастие организаций в системе Организации Объединенных Наций, а также принимает во внимание профиль организаций и цели их деятельности. 

· Классификация  международных экономических организаций  по сфере многостороннего регулирования  предполагает их деление на следующие  группы. 

- Межправительственные  организации (межгосударственные  или многосторонние). 

- Международные  неправительственные экономические организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей. 

Интернационализация современной экономической жизни  и повышение взаимозависимости  национальных хозяйств усложнили механизм межгосударственного регулирования  мирового хозяйства. Важное место в системе институциональных структур регулирования мировой экономики и мирохозяйственных связей занимают международные экономические организации. В числе их важная роль принадлежит Международному валютному фонду (МВФ).  

Попытки регулирования мирохозяйственных проблем на многосторонней основе предпринимались еще на ранних стадиях становления мирового хозяйства, когда возникла потребность в общих правилах международной торговли, судоходства, валютно-кредитных операций и т.д. Регулирование осуществлялось через многосторонние соглашения, которые со временем приобрели организационные и правовые формы и стали охватывать все большее количество государств. Наряду с многосторонними соглашениями в середине ХIХ века возникли первые международные экономические организации.  

Особенно широкий  размах процесс создания международных  организаций приобрел в период после  второй мировой войны. Именно тогда  сложилась функционирующая ныне система международных экономических  организаций, отличающихся друг от друга и по формам, и по целям, и по кругу решаемых задач.  
 

2.Особенности  развития и регулирование  экономических отношений. 
 

Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно  принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран - участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке. Государства на сегодняшний день, будучи ведущими факторами, могут оказывать все же наиболее сильное воздействие на мир. Конечно, они не намерены «делиться» своими властными полномочиями и сами выстраивать новый миропорядок, где государства оказываются одними из участников «сети». 

Информация о работе Международные экономические организации