Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:13, реферат
В настоящее время происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Новой существенной чертой их становится глобализация.
Это понятие трактуется по-разному: согласно преобладающей точке зрения, ни одно действие (экономическое, социальное, юридическое, политическое, военное и т. д.), ни один процесс в обществе, в нашей жизни, каким бы масштабным или, напротив, частным он ни был, нельзя рассматривать ограниченно только как таковой.
Взаимосвязь и взаимозависимость отдельных акций, явлений и процессов усиливаются, что требует учета и оценки обратного эффекта, всех последствий как
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
1. Особенности международных экономических организаций…………...стр. 5
2. Особенности развития и регулирование экономических отношений…стр. 8
3.Центр регулирования мировой экономики. Глобализация политических рынков……………………………………………………………………….стр. 11
Заключение…………………………………………………………………..стр.16
Список использованных источников………………
Основными направлениями
многостороннего регулирования мировой
торговли в современных условиях являются
следующие:
· создание заинтересованными
государствами договорно-
· выработка
договоренностей относительно применения
на национальном уровне комплекса торгово-политических
средств воздействия на мирохозяйственные
связи, определение рамок и возможностей
использования отдельных инструментов
торговой политики;
· формирование
и дальнейшее развитие международных
институтов, содействующих достижению
договоренностей и решению спорных проблем,
возникающих между странами - участницами,
их объединениями и группировками;
· обмен информацией
и опытом организации торгово-
Разумеется, не
следует возводить в абсолют роль и возможности
государств. Активно процесс воздействия
на будущий облик мира, скорее всего, будет
идти и со стороны неправительственных
факторов, в том числе бизнеса, располагающего
значительными финансовыми средствами
для этого. Правда, здесь есть опасность,
на которую в последнее время все больше
обращают внимание. Речь идет о возможности
наркобизнеса и других нелегальных видов
бизнеса использовать официальные, в том
числе и государственные, дипломатические
каналы, для построения иного мироустройства,
с законами и правилами поведения по принципу
«диких джунглей». При этом рушится то,
что веками, казалось незыблемым, прежде
всего, принцип государственного суверенитета.
Государства вынуждены считаться, с одной
стороны, с международными организациями
и институтами, с другой - со своими же
внутригосударственными регионами. Парадоксально,
но если ранее внутригосударственные
регионы стремились оказывать влияние
лишь на внутриполитические процессы,
а международные организации - на те вопросы,
которые ограничивались внешнеполитической
сферой, то теперь это не так. Международные
организации и институты все активнее
вмешиваются во внутриполитические вопросы,
такие как урегулирование конфликтов,
соблюдение прав человека, определение
финансовой политики государств и т. п.,
а внутригосударственные регионы стремятся
к внешнеполитической деятельности, порой
наравне с центральными властями.
В то же время
деятельность отличных от государств
участников не была обусловлена только
процессом глобализации. Межгосударственные
организации получили широкое развитие
после окончания второй мировой войны.
Сначала предполагалось, что они явятся
своеобразными «проводниками» политики
государств в той или иной сфере. Однако
постепенно становилось очевидным, что
эти организации все больше и больше начинают
играть вполне самостоятельную роль и
уже сами оказывают значительное влияние,
как на международные отношения в целом,
так и на своих создателей, происходит
сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния
государственных структур и международных
организаций. Так, США используют возможности
влияния на политику региональных блоков,
участниками которых они являются, как
фактор давления на позиции ЕС, традиционно
занимающего весьма жесткую позицию на
переговорах в рамках ГАТТ/ВТО (в особенности
по вопросам, касающимся Единой сельскохозяйственной
политики). Прочные позиции в НАФТА и Организации
азиатско-тихоокеанского экономического
сотрудничества явились тем фактором,
который внес существенный вклад в заключение
устраивающих США договоренностей по
итогам Уругвайского раунда переговоров
в рамках ГАТТ, и значимость данного фактора
с высокой степенью вероятности сохранится
и в будущем.
Объективная необходимость
в международно-правовом регулировании
мирохозяйственных связей обусловлена
следующими обстоятельствами:
· глобализацией
мировой экономики: усилением взаимосвязи
и взаимозависимости
· возрастанием
инвестиционных потоков и транснационализацией
производственной деятельности;
· ростом международных
потоков товаров и услуг;
· несогласованность
национальных законодательств разных
стран неизбежно порождала
· требовали унификации юридические принципы, используемые при урегулировании споров;
· внутригосударственные методы вмешательства и регулирования экономики, отличавшиеся большим разнообразием по странам, объективно требовали выработки единых подходов для разработки стратегий развития;
· получившее развитие
межотраслевое экономическое
· огромная разница
в социально-экономических
Международное
регулирование
· роста взаимосвязей
между государствами вследствие
интернационализации
· высокой степени дифференциации стран по уровню экономического и социального развития;
· потребности
взаимодействия национальных хозяйств
в связи с развитием
В качестве основных задач международного регулирования на современном этапе выдвигаются следующие:
· обеспечение стабильности в развитии мировой экономики и валютно-финансовой сфере;
· развитие экономического сотрудничества между странами в различных формах;
· устранение дискриминации
в торгово-экономических
· оказание содействия развитию частного предпринимательства;
· принятие конкретных мер по выходу из кризиса в конкретной стране или на мировом рынке;
· согласование
и координация
3.
Центр регулирования
мировой экономики.
Глобализация политических
рынков.
МВФ был основан
на Международной валютно-
Валютная система, созданная в Бреттон-Вудсе, основывалась на утверждении фиксированных валютных курсов по отношению к доллару США и стабильной цене золота в долларах. Страны должны были держать свои официальные резервы в золоте или долларах США и могли обменять доллары на золото без каких-либо ограничений в Министерстве финансов США [5,c.24].
Целью создания
МВФ было обеспечение на международном
уровне контроля за соблюдением финансовой
дисциплины странами-членами и
События последних
лет в мировой экономике
Мексиканский кризис 1995 г и финансовый кризис в Азии в 1997-1998гг. продемонстрировали, что МВФ не смог различить накопление структурных и циклических затруднений в экономике своих крупнейших клиентов, которые могут вызвать экономические, финансовые и социальные сбои беспрецедентного масштаба, и это притом, что в некоторых из этих стран Фонд активно осуществлял крупные программы, проводил обширную аналитическую работу и имел продолжительный опыт тесного сотрудничества с правительствами.
Реализация комплекса мер по преодолению азиатского кризиса, основанного на рекомендациях МВФ, поставила перед мировым сообществом вопрос о роли МВФ в погашении финансовых кризисов и, более широко - в регулировании мировой экономики. Претворение в жизнь рекомендаций МВФ, позволив добиться определенных успехов, в то же время имело негативные социально-экономические и политические последствия.
Общая оценка рецептов
МВФ неоднозначна. И в самих
НИС, и в международных
Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика. Однако получение займа в МВФ дает право стране рассчитывать на получение крупных кредитов в частных банках.
Но рецепты
МВФ не учитывали социально-
В настоящее
время совершенствование
· предотвращение новых международных финансовых потрясений;
· создание новых и повышение эффективности уже действующих механизмов финансирования;
· практическое изучение вопросов включения всех стран в систему СДР и общего увеличения капитала МВФ;
· налаживание
более тесного взаимодействия Фонда
с другими бреттонвудскими
В этих условиях нет ничего удивительного в том, что именно МВФ рассматривался большинством экономически развитых стран в качестве наиболее подходящего кандидата на роль института «глобального регулирования» в мировой экономической системе. Трудно не согласиться с несколько циничной позицией критиков МВФ в том смысле, что с точки зрения правительств экономически развитых стран очень удобно иметь структуру, переводящую на наднациональный уровень запросы субъектов национальных политических рынков и воздействующую уже от своего лица на экономическую политику широкого круга стран, так или иначе испытывающих проблемы со стабильностью национальной финансовой и валютной системы. Как бы то ни было, международный финансовый кризис существенно потряс не только позиции самого МВФ, но, что еще более важно, доверие к нему как со стороны стран-должников, так и со стороны международного финансового сообщества.
Едва ли не с
самого начала кризиса возникла бурная
дискуссия относительно перспектив
реформирования международных финансовых
институтов. Был выдвинут широкий
спектр предложений по реформированию
деятельности МВФ - от превращения его
в некое глобальное агентство («мега-МВФ»),
осуществляющее не реагирование на кризисы,
а мониторинг «проблемных точек» мировой
экономики, до минимизации его полномочий,
постановки его кредитной политики под
контроль правительств стран «Большой
семерки» и даже отказа от присущих ему
функций «кредитора последней инстанции»,
выполнение которых создает иллюзию надежности
на финансовых рынках и фактически поощряет
безответственное поведение кредиторов
и должников. Достоин, впрочем, внимания
тот факт, что после нормализации ситуации
в мировой экономике интенсивность дискуссий
по поводу реформы МВФ заметно снизилась.
Анализ проблем экономической глобализации давно уже сделал вывод о том, что современные реалии рынков товаров и факторов производства радикально ограничивают суверенитет национальных государств в сфере проведения экономической политики и подрывают способность правительств в одностороннем порядке достигать желаемых целей. С этим связана, в частности, идея взаимного «обмена суверенитетами и автономиями» в межгосударственном масштабе с целью повышения эффективности проводимой политики в условиях открытой экономической системы [11,с.31]. Но все же подобный подход обладает по крайней мере двумя ограничениями.
Во-первых, он ограничивает понимание автономии правительства проблемой наличия/отсутствия у него выбора альтернативных инструментов экономической политики, а также проблемой эффективности и сравнительных издержек их использования. Таким образом, предполагается, что цели экономической политики правительство формулирует самостоятельно, и сокращение его автономии затрагивает лишь выбор средств. Данное предположение находится в полном противоречии с аргументами современной теории эндогенного определения экономической политики, акцентирующей внимание на внутрисистемном характере определения приоритетов политики государства в экономической сфере. Речь идет прежде всего о том, что правительство формулирует экономическую политику не на основе непосредственного учета интересов граждан или неких собственных представлений об общественном благе, а в первую очередь под влиянием запросов заинтересованных групп давления, умножающих свое благосостояние.