Международные экономические организации и их роль в мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:49, контрольная работа

Описание работы

Международные экономические организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества.
Система м.о. насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 – межправительственные.
Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Содержание

Введение
1. Межгосударственные универсальные организации
2. Межгосударственные организации регионального и межре¬гионального характера
3. Международные экономические организации- функциони¬рующие в отдельных сегментах мирового рынка
4. Международные экономические организации, представлен¬ные полуформальными объединениями
Список литературы

Работа содержит 1 файл

К.Р. Мировая экогномика.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

а) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)-образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированой  на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран – все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации – Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом которого является ныне РФ.

ЕБРР  начал свою работу с апреля 1991 года, его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12% - странам ЕС; 11,3% - другим европейским странам; 24% - неевропейским государствам, в т.ч.: США – 10% капитала, Японии – 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы – 13,7%, бывшему СССР и ныне РФ – 6%.

Цель  ЕБРР – сыграть роль стимулятора  и ускорителя для привлеченя капиталов  в отрасли инфраструктуры стран  Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

ЕБРР  кредитует проекты лишь ав пределах 15 – 150 млн. долл.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30% по сравнению  с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются  как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР  специализируется на кредитовании производства, включая проектное финансирование, оказании технического содействия реконструкции  и развитию инфраструктуры (включая  экологические программы), инвестициях  в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекомммуникационная инфраструктура, транспорт, с/х. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса.

 Также  ЕБРР предоставляет консультационные  услуги при разработке программ  развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач  ЕБРР – содействие приватизации, разгосударствлению предприятий,  их структурной перестройке и  модернизации, а также консультаций по этим вопросам.

б)Организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) -Расположенная в Париже и созданная в 1961 г. ОЭСР объединяет 24 промышленно развитые капиталистические страны. ОЭСР является преемницей организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной в 1948 г. для реализации "плана Маршалла" по восстановлению после второй мировой войны экономики Западной Европы.

Целью деятельности ОЭСР является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, выработке наиболее эффективной экономической политики. Достижение этих целей строится на основе многосторонней координации макроэкономической политики стран-участниц.

ОЭСР включает более 100 специализированных комитетов и рабочих групп - по экономической политике, торговле, рабочей силе, социальным проблемам, сельскому хозяйству и т.д. В рамках ОЭСР проходят дискуссии и обмен опытом по ключевым мировым проблемам. В этом смысле ОЭСР выступает как лаборатория и источник идей. Боль-шинство ее предложений не имеет юридической силы и носит рекомен-дательный характер.

Высшим органом ОЭСР является Совет, в который входят посто-янные  представители в ранге посла  стран-участниц по одному от каждой страны. Возглавляет Совет генеральный  секретарь. В работе Совета участвует представитель Комиссии Европейских сообществ. Совету подчинен Исполком, целью которого является общий контроль за дея-тельностью ОЭСР. В него входят 14 представителей, из которых 7 яв-ляются постоянными (США, ФРГ, Япония, Канада, Великобритания, Италия, Франция и 7 остальных чередуются на основе ротации.

Постоянно действующим аппаратом  ОЭСР, обеспечивающим работу его руководящих  органов, является Секретариат. Его  возглавляет генеральный секретарь (он же - генеральный секретарь Совета), имеющий двух заместителей. Штат состоит из 530 оперативных (ответственных) и 1180 административно-технических работников. Финансирование ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации.

ОЭСР работает в контакте с социальными  партнерами: представителями предпринимателей и профсоюзов. Их организации (Консультативный экономический и промышленный комитет и Профсоюзная консультативная комиссия) имеют постоянные бюро при Секретариате ОЭСР.

Для достижения целей ОЭСР принципиальное значение имеет на-учная организация сбора, обработки и анализа данных, совершенство-вание статистических и экономических методов анализа информации. Это необходимо для составления прогнозов, которые принесли ОЭСР наибольшую известность. Они вырабатываются совместно националь-ными экспертами и специалистами Совета. Прогнозы охватывают бюд-жетную и валютную политику, зарплату, цены, денежное обращение, торговлю и т.д. Два раза в год издается сборник "Экономические пер-спективы ОЭСР" - наиболее известный среди сотен других публикаций ОЭСР, широко используемый политическими, деловыми и научными кругами. Сборник дает прогноз на 2 года, а также содержит детальный анализ текущего социально-экономического положения стран.

Посредством рекомендации ОЭСР корректируется структурная по-литика . Определяются признаки упадка тех или иных отраслей и пере-ориентируются капиталы на перспективные направления. Важная роль принадлежит ОЭСР в решении международных проблем рынка труда. Широкое применение получила идея ОЭСР о принципе непрерывности образования. Вырабатывается широкий спектр мер но борьбе с безработицей. ОЭСР влияет также на принципы международной торговли, прежде всего на либерализац ию ее у словий. Сложилась практика предварительного изучения и ОЭСР вопросов, выносимых на рассмотрение ГАТТ. Предметом постоянного глубокого изучения является международная торговля Восток-Запад, Север-Юг.

В 1989 г. в ОЭСР был создан центр  сотрудничества с СССР и странами Восточной Европы. Он, в частности, осуществил исследование, посвященное  экономическому положению этих стран. В 1991г. в Париже на сессии Совета ОЭСР были подписаны меморандумы о сотрудничестве и партнерстве с Венгрией, Польшей и Чехословакией. Была подчеркнута необходимость оказания поддержки странам Восточной Европы в переходе к рыночной экономике с целью их последующего вступления в ОЭСР. В новых программах ОЭСР, названных "Партнеры по переходу к рынку", определены рамки широкого экономического сотрудничества между ОЭСР и Венгрией, Польшей, Чехословакией.

Большую роль играет ОЭСР в оказании помощи развивающимся странам. В 70-е годы выделилась группа богатых нефтяных стран, в 80-е годы на рынки мира а вышли так называемые новые индустриальные страны (НИС). В то же время УСИЛИЛОСЬ обнищание наиболее бедных и отсталых стран. Это определило дифференцированный подход ОЭСР к проблемам развивающихся стран. Например, в отношениях с последней группой стран применяются различные формы продовольственной помощи, пониженные ставки процента по займам, оказывается содействие в формировании экономических структур. Центр развития ОЭСР координирует всю работу с развивающимися странами.

В целом ОЭСР является влиятельной  и достаточно эффективной международной  экономической организацией промышленно-развитых капиталистических стран, накопившей большой опыт выработки разно-образных методов экономической политики, механизмов сотрудничества различных государств. Поэтому участие России в деятельности ОЭСР может способствовать экономическому прогрессу

 

3. Международные  экономические организации- функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.- В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран. Поэтому в международные экономические организации часто включают Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК, 1960 г.), Международное соглашение по олову (1956 г.), Международные соглашения по какао (периодически заключаемые с начала 70-х гг.), Международные соглашения по кофе (заключаемые с начала 60-х гг.). Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974 г.). Между понятиями «международные организации» и «соглашения» (здесь не имеются в виду двусторонние соглашения) не всегда существует четкое различие. Некоторые фактически международные организации формально являются соглашениями, и наоборот: на базе международного соглашения создается секретариат, выполняющий на постоянной основе организационные функции, регулярно созывающий представителей стран-членов, собирающий и обобщающий статистическую и другую информацию, периодически выпускающий печатные издания.                     

4. Международные  экономические организации, представленные полуформальными объединениями - типа «семерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1974 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки». а в последнии годы «двадцатки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Россия, Бразилия , Индия и др.)

К этому виду организаций также  следует отнести а) Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и б) Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

а) Парижский клуб – это группа главных государств – кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги. Величина долга России с процентами странам – кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд. долл.

В концце апреля 1996 г. в Париже было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации российского долга кредиторам Патижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией началось в 2002 году и должно завершится к 2020г. Подписание этого договора не только дало РФ шестилетний льготный период, но также дало возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам и самой стать членом этого клуба, что облегчит стране получение долгов со стран- неплательщиков, поскольку члены Парижского клуба проводят соллидарную политику по отношению к неплательщикам.

б) Лондонский клуб объединяет 600 банков. В него входят кредиторы, которые предоставили СССР ссуды без гарантий своих правительств.

С ним  также была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского  внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долл. (в т. ч. 25 млрд. основной суммы долга и 7 млрд. долл. неоплаченных процентов по нему).

Этот  долг был переоформлен наследующие 25 лет с предоставлением пятилетнего  льготного периода.

Достигнутые соглашения  с международными организациями позволяют сохранить годовые обьемы платежей по погашению основного долга в 1997 – 2005 гг. в пределах 1% ВНП.

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

1. Бурла М.П Политическая, экономическая и социальная география.  Общая характеристика мирового  хозяйства:. Учебно-методическое пособие. -Тирасполь: КЭГРЭ, 2009. –96 с.

 

2. Дралин А.И., Михнева С.Г. Международные экономические отношения: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 162 с.

 

3. Батманова Е.С., Томилов П.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. : учебное пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. - 111 с.

 

4. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2008. - 515 с.

 

5. Диденко Н.И. Международная экономика Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 784 с.


Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономики