Международные экономические организации и их роль в мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:49, контрольная работа

Описание работы

Международные экономические организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества.
Система м.о. насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 – межправительственные.
Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Содержание

Введение
1. Межгосударственные универсальные организации
2. Межгосударственные организации регионального и межре¬гионального характера
3. Международные экономические организации- функциони¬рующие в отдельных сегментах мирового рынка
4. Международные экономические организации, представлен¬ные полуформальными объединениями
Список литературы

Работа содержит 1 файл

К.Р. Мировая экогномика.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

 

Тема: Международные экономические организации и их роль в мировой экономики

 

 

План

 

 

 

 

 

    Введение

 

1. Межгосударственные универсальные организации

 

2. Межгосударственные  организации регионального и  межрегионального характера

 

3. Международные экономические организации- функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка

 

4. Международные экономические организации, представленные    полуформальными объединениями

 

   Список литературы

Введение 

 

 

Международные экономические организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества.

Система м.о. насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 – межправительственные.

 

Все международные экономические  организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

 

Под международными правительственными экономическими организациями  понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров (Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) были созданы в порядке исключения на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т.д.).

 

В резолюции Экономического и Социального  Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение международных неправительственных организаций: «Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией». Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.  

 

В настоящее время количество международных  неправительственных организаций превысило 7000 (около 900 организаций имеют консультативный статус в ООН и ее специализированных учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Межгосударственные универсальные организации

 

цель  и предмет деятельности которых  представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить а) МВФ, б) МБРР и его дочерние организации — Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также в) ВТО и г)Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). 

а) Международный валютный фонд (МВФ)-Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.

Цель МВФ заключается в поддержании  стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной  торговли и обеспечить высокий уровень  занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе "кодекс поведения", который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей но текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.

МВФ имеет значительные технические  и финансовые возможности для  помощи государствам, испытывающим трудности  с урегулированием платежных  балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, Испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие "нефтяных шоков". С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором  каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это  министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.

МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом "взвешенного" количества голосов каждое государство имеет 250 "базисных голосов" независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам - "специальным большинством" 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда.

б) Международный банк реконструкции  и развития (МБРР ) и Группа Мирового Банка

Международные валютно-финансовые и  кредитные организации позволяют  регулировать функционирование валютно-расчетных отношений; служат форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами (эта ф-ция усиливается); изучают, анализируют и обобщают информацию о тенденциях развития и вырабатывают рекомендации по важнейшим проблемам мирового хозяйства.    

Созданный во время Второй мировой  войны в Бреттон-Вудсе (штат Нью–Гэмпшир), Всемирный банк на начальном этапе  своего существования оказывал содействие в послевоенном восстановлении Европы. Его первый заем на сумму 250 миллионов  долл. США был предоставлен Франции на цели реконструкции в 1947 году. Реконструкция остается одним из важных направлений деятельности Банка. Эта деятельность позволяет решать такие задачи, как ликвидация последствий стихийных бедствий, оказание гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях и постконфликтное восстановление, – задачи, имеющие большое значение для развивающихся стран и стран с переходной экономикой

Однако на современном этапе  Банк уделяет все больше внимания работе, направленной на достижение главной  цели его деятельности – сокращениe бедности. Когда-то в Банке работали практически исключительно инженеры и финансовые аналитики, причем исключительно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Сегодня Банк располагает многопрофильным и разнообразным по своему составу штатом сотрудников, в том числе экономистов, экспертов по вопросам государственной политики, отраслевых экспертов и социологов. Сорок процентов сотрудников работают в постоянных представительствах Банка в странах.  

Банк превратился в более  крупную, широкомасштабную и гораздо более сложную по своей структуре организацию. Он стал Группой Всемирного банка, в которую входят пять тесно связанных между собой организаций развития: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Членами Международного банка реконструкции  и развития (МБРР) являются 184 государства, т.е. почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) – 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – 134 государства. Россия входит во все, кроме МЦУИ.

 

Роль, каждой из 5 организаций:

 

1.) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - главная составляющая группы Всемирного банка. Основан 1945 г. Сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам. Часто этот банк называют Всемирным. МБРР оказывает важную помощь в процессе сокращения бедности. Предоставляя странам с низкими доходами, являющимся клиентами Банка, доступ к кредитным ресурсам в более значительных объемах, на выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более устойчивой основе, чем на рынке капитала.

2). Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать взаймы у Всемирного банка. Она предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и сотсрочкой платежей на 10 лет, взимая лишь комиссию в размере 34% на покрытие административных расходов. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 85 долл. США. Цель этих кредитов – поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны.

Специфика деятельности МАР заключается  в координации деятельности с  МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

МАР финансируется за счет взносов  стран-доноров, возврата старых кредитов и отчислений от прибыли МБРР. Формирование ресурсов МАР происходит в виде так называемых «пополнений» - соглашении стран-доноров о выделении определенной суммы для финансирования кредитов МАР один раз в три года. До настоящего времени прошло 10 пополнений. 19 марта 1996г. в Токио состоялась встреча 36 стран-доноров, на которой была достигнута договоренность о проведении одиннадцатого пополнения, которое предусматривало выделение в общей сложности 22 млрд. долл. США для предоставления льготных кредитов бедным странам в 1997 – 1999 финансовых годах. Взносы доноров должны были составить 11 млрд. долл. Остальные средства поступили от погашения донорами задолженности по предыдущим пополнениям, возврата ранее выданных кредитов  и отчислений МБРР.

Россия вступила в МАР в 1992 г., при этом было решено принять участие  в 9 пополнении ресурсов, внеся 100 млн. СДР в течение 10 лет. На 1 апреля 1996 г. из них было уплачено 44 млн. СДР. В 10 пополнении РФ не принимала участия. В 11 пополнении взнос России в МАР должен был составить 17 млн. СДР, а взнос во Временный доверительный фонд – 8 млн. долл. США.

Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с Всемирным банком деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое  техническое  обеспечение. В настоящее время  она ежегодно выделяет кредиты более чем по 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл.

На сегодняшний день членами  МАР являются 159 стран, хотя членство открыто для всех государств, принятых в МБРР. Только самые бедные развивающиеся  страны имеют право на получение  кредитов в МАР. По формальным критериям это страны со средним доходом на душу населения 1465 долл. или менее. Но на практике кредиты МАР предоставляются лишь странам со средним доходом 905 долл. и менее. Страны с доходом  меньше 1465 долл. могут получить помощь, состоящую частично из займов МБРР, а частично из кредитов МАР. Займы МБРР предоставляются заемщикам с доходом ниже 5295 долл. Если доход превысил 5295 долл. на душу населения, страна теряет право на займы МБРР и по терминилогии Всемирного банка получает «аттестат зрелости».

3.) Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 г. Занимается содействием экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору. МФК создана по  инициативе США в 1956 г. Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются на срок до 15 лет (в среднем от 3 до 5 лет). Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Высший орган МФК  - Совет управляющих, состоящий из членов Совета управляющих  МБРР, президентом МФК является президент  МБРР. Текущие операции осуществляет Совет исполнительных директоров. Однако в отличие от МАР МФК не только полностью отделена от МБРР в финансовом и юридическом отношении, но и имеет собственный штат сотрудников.

Специфика кредитов МФК заключается  в отсутствии требования правительственных  гарантий в отличие от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе МБРР тенденция сотрудничества с частными инвесторами.

Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономики