Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:35, контрольная работа
Кредитные отношения связывают страны мира нередко более прочно, чем торговые. И это объяснимо, либо накопленные за многие годы и пущенные в дело кредитные ресурсы, состоящие из сбережений домашних хозяйств, пенсионных, страховых и других фондов, амортизационных отчислений, оборотных, резервных и временно свободных средств предприятий, существенно превышают в развитых странах годовой объём ВВП. Поскольку не все кредитные ресурсы находят прибыльное применение внутри страны, они во все возрастающей мере экспортируются, и темпы роста вывоза ссудного капитала отличаются особым динамизмом. Имущественные интересы сторон, предоставляющих и заимствующих огромные суммы средств, оказываются особо значимыми, чтобы ими можно было рисковать.
Понятие международного кредита …………………………………………………3
Функции кредита …………………………………………………………………….5
Виды кредита ………………………………………………………………………...7
Формы кредита ……………………………………………………………………..10
Беспрецедентный объём международного кредита ………………………………13
Финансовые и долговые кризисы, потрясающие мировую экономику…………15
Проблемы внешней задолженности. Внешняя задолженность России ………….21
Список литературы ………………………………………………………………….28
1. Внешним долгом является сумма обязательств, выраженных в иностранной валюте, а внутренним долгом — сумма обязательств в национальной валюте. Такой подход характерен для стран с частично конвертируемой «мягкой» валютой.
2. Внешний
долг рассматривается как совокупный
долг нерезидентам, независимо от валюты,
в которой он выражен.
О масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2024 млрд долл., а в 2000 г. он уже превышал 6 трлн долл. (6050 млрд). Таким образом, масштабность и острота проблемы внешнего долга как общемировой проблемы сохраняются и даже усиливаются.
Государственным (официальным) внешним долгом является та часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных органов власти). Кроме того, есть и частный внешний долг — долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.
Самым крупным должником в современном мире являются США. Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны.
Проблема
внешней задолженности
Государственный долг России сформирован из внешнего долга Советского Союза и нового российского долга.
К основным кредиторам России относятся: Парижский, Лондонский и Токийский клубы.
Парижский клуб стран-кредиторов — неформальное объединение развитых государств, где координируется политика урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних долгов. Начало его деятельности относится к 1956г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба сменились регулярной деятельностью с 1978 г. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающимися странами, а затем странами Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, ВБ, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году конкретной страной.
Парижский
клуб принимает решения о
Россия участвовала в заседаниях Парижского клуба как должник и кредитор, а с 1997 г. стала его членом. Это способствует реструктуризации государственного внешнего долга страны и дает определенные возможности России как кредитору воздействовать на страны-должники.
Лондонский клуб (с 1976) — неформальная организация частных банков-кредиторов, где координируется их политика урегулирования внешнего долга стран-должников. Банковский консультационный комитет в составе представителей ведущих банков-членов Лондонского клуба разрабатывает принципы урегулирования частных внешних долгов. На регулярных заседаниях Лондонского клуба заключаются соглашения со странами-должниками о реструктуризации задолженности и мерах по возврату кредитов. Лондонский клуб сотрудничает с Парижским клубом и МВФ.
Лондонский клуб поэтапно провел реструктуризацию частного долга России и накопленных процентов путем его частичного (на 2/3) конвертирования в евробонды и списания остальной суммы.
Третья группа российских долгов — коммерческая торговая задолженность (в 2001 г. она оценивалась в 9,3 млрд долл.) — долг так называемому Токийскому клубу. Правительство РФ признало эту группу долгов позже всех остальных частей долга бывшего СССР — в октябре 1994 г. Из-за того, что переговоры по коммерческой торговой задолженности начались только в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в неведении относительно реальности погашения этой задолженности. В связи с этим некоторые фирмы-кредиторы продавали задолженность по ценам 15 — 20 % от номинала или самостоятельно искали другие пути решения своих проблем в Правительстве РФ. Одновременно соответствующая комиссия Правительства РФ составляла списки первоочередных платежей и принимала решения о расходовании активов бывшего СССР, не учтенных в доходной части государственного бюджета вообще или учтенных по официальному курсу рубля еще Госбанка СССР с пересчетом в рубли по текущему валютному курсу.
Россия-должник. К началу 2007 г. государственный долг России увеличился с 257,2 до 309,7 млрд долл. Значительно снизилось долговое бремя, измеряемое отношением долга к ВВП. Внешний долг Российской Федерации по отношению к ВВП уменьшился с 33,7 % на начало 2006 г. до 31,4 % на 1 января 2007 г., объем внешних долговых обязательств органов государственного управления — с 9,3 до 4,6 %. В этой связи государственный внешний долг перестал рассматриваться как фактор, негативно влияющий на экономику страны. В условиях значительного сокращения государственного внешнего долга, обусловленного досрочным погашением обязательств бывшего СССР, рост задолженности перед нерезидентами был связан с активным привлечением заемных средств частным сектором.
К концу 2006 г. во внешнем долге экономики превалировали обязательства частного сектора. Их доля выросла с 68,1 до 84,2 % при сокращении удельного веса внешней задолженности органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования с 31,9 до 15,8%.
К концу 2006 г., после досрочного погашения кредитов, предоставленных Парижским клубом кредиторов, объем обязательств, принятых на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, уменьшился в 3,5 раза (до 9,8 млрд долл.), а их доля снизилась до 22,5 % с 49,1 % на начало 2006г.
В течение 2006г. новый суверенный российский долг сократился . Уменьшились внешние обязательства в форме долговых ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. Внешний долг субъектов Российской Федерации увеличился на 0,3 млрд и составил на 1 января
2007 г. 1,5 млрд долл.
Объем внешних долговых обязательств российских банков удвоился по сравнению с началом 2006г. По прочим категориям прирост внешнего долга банковского сектора составил 2,4 млрд. Активное привлечение иностранного заемного капитала банками отразилось в значительном увеличении доли этих обязательств в общем объеме внешнего долга экономики — с 19,5 до 32,7 %.
В течение 2006 г. сохранялась благоприятная структура внешнего долга страны по срокам погашения.
По состоянию на 1 января 2007г. внешний долг Российской Федерации в иностранной валюте возрос. Долговые обязательства, номинированные в российских рублях, увеличились.
Россия-кредитор. По зарубежным финансовым активам Россия стала правопреемницей Советского Союза, который предоставлял кредиты развивающимся странам в основном по политическим, военно-стратегическим и идеологическим мотивам. До 80 % кредитов было связано с экспортом советского вооружения, смысл которых заключался не в экономической эффективности, а в политических интересах. В ряде стран при содействии Советского Союза были введены в эксплуатацию большое количество объектов, имевших большое народнохозяйственное значение.
В 1992 г. после распада Советского Союза и прекращения «холодной войны» исчезли прежние стратегические цели, а заинтересованность России в возврате заемных средств ее должниками возросла. Это породило идею взаимозачета путем обмена нашей задолженности Западу на долги нам со стороны развивающихся стран. Но эти долги отличаются по своему качеству.
Погашение
нашей задолженности
Многие страны-должники просто перестали признавать свои долги. Это выразилось в том, что они прекратили направлять документы, подтверждающие график платежей. В 1992 —2000гг. Россия должна была получить 96 млрд долл. долговых платежей, но фактически поступления составили лишь около 15 % этой суммы. Около 2/3 их приходилось на одну Индию.
Столкнувшись с описанной ситуацией и будучи лишенной, возможности повлиять на своих должников, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Результат этого акта оценивается по-разному. Многие страны, которые уже прибегали к содействию Парижского клуба, были вынуждены вступить в переговоры с Россией и заключить с ней соглашения на условиях Парижского клуба. Однако в числе стран наших должников оказалось большое количество государств с высоким уровнем задолженности и низким уровнем развития. А согласно существующим правилам Парижского клуба долги таких стран подлежат списанию в пределах 70 — 90 %, а остальная сумма погашается с рассрочкой в 25 — 30 лет. Поскольку Советский Союз активно кредитовал страны с низким уровнем развития, то в начале 2000 г. Россия заняла одно из первых мест в мире по показателю соотношения списанных долгов к ВВП. Вступление России в Парижский клуб не привело к росту долговых платежей иностранных заемщиков. Значительную часть долгов пришлось списывать, а другую часть реструктурировать.
На
страны, с которыми появилась возможность
урегулировать их долг, приходилось около
1/3 финансовых активов России, а.
2/3 — на страны, которые не признают Парижский
клуб. В российских должниках числится
более пятидесяти стран. По некоторым
оценкам, Россия может рассчитывать на
долговые платежи развивающихся стран
в размере не более 30 млрд долл. в течение
предстоящих 30 лет. Прогнозировать качественный
прорыв в отношениях с нашими должниками
не приходится, хотя возможности двухстороннего
урегулирования с рядом стран не исчерпаны.
Список
литературы
1. Богомолов О.Т.
Мировая экономика и век
2. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В., Фалькович Е.Б.
Мировая экономика: Учебник