Международное движение капитала , сущность, формы, динамика,регулирование

Автор: Алеся Киселёва, 12 Ноября 2010 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе международное движение капитала служит определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии прочих форм международных хозяйственных связей.

Перемещение капитала за рубеж (вывоз капитала) представляет собой процесс, в ходе которого происходит изъятие части капитала из национального оборота одной страны и помещение его в различных формах (товарной, денежной) в производственный процесс и обращение другой, принимающей страны. Международное движение капитала означает миграцию капиталов между странами, которая приносит доход их собственникам.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Сущность и формы международного движения капитала………………….4
3.Теории международного движения капитала………………………………13
4.Влияние международного движения капитала на мировую экономику и его последствия для стран экспортеров и импортеров капитала…………17
5.Регулирование международного движения капитала………….…………..20
6.Заключение…………………………………………………………………...23
7.Библиографический список………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

к.р.мир. экономика.docx

— 42.49 Кб (Скачать)

Влияние международного движения капитала на мировую  экономику и его  последствия для  стран экспортеров  и импортеров капитала

   Активизировавшийся  в начале 70-х годов и набирающий силу процесс интернационализации  рынков капитала проявляется в постоянно  увеличивающихся объемах перелива капитала между государствами рыночной экономики. Об этом свидетельствует  общий рост прямых и портфельных  инвестиций, увеличение объема долгосрочных и краткосрочных кредитов, рост масштабов  операций на рынке евровалют и  др.

   Международное движение капитала, занимая ведущее  место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику:

   1. Способствует росту мировой экономики.  Капитал пересекает границы в  поисках благоприятных сфер своего  приложения и прироста в мировых  масштабах. Приток зарубежных инвестиций для большинства стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы экономического роста.

   2. Углубляет международное разделение  труда и международное сотрудничество.

   Вывоз капитала является одним из важнейших  условий формирования и развития международного разделения труда. Взаимное проникновение капитала между странами укрепляет экономические связи  и сотрудничество между ними, способствует углублению международных специализации  и кооперации производства.

   3. Увеличивает объемы взаимного  товарообмена между странами, в  том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных  корпораций, стимулируя развитие  мировой торговли.

   Играя стимулирующую роль в развитии мировой  экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия  для стран-экспортеров и импортеров капитала.

   К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести  следующие:

   - вывоз капитала за рубеж без  адекватного привлечения иностранных  инвестиций ведет к замедлению  экономического развития вывозящих  стран;

   - вывоз капитала отрицательно  сказывается на уровне занятости  в стране-экспортере;

   - перемещение капитала за границу  неблагоприятно сказывается на  платежном балансе страны.

   Для стран, ввозящих капитал, положительные  последствия могут быть следующими:

   -  регулируемый импорт капитала  способствует экономическому росту  страны-реципиента капитала;

   -   привлекаемый капитал создает  новые рабочие места;

   - иностранный капитал приносит  новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране  научно-технического прогресса;

   -   приток капитала способствует  улучшению платежного баланса  страны-реципиента.

   В свою очередь имеются и отрицательные  последствия привлечения иностранного капитала:

   - приток иностранного капитала, "подминая" местный капитал, либо пользуясь  его бездействием, вытесняет его  из прибыльных отраслей. В результате  при определенных условиях это  может привести к однобокости  развития страны и угрозе ее  экономической безопасности;

   - бесконтрольный импорт капитала  может сопровождаться загрязнением  окружающей среды;

   - импорт капитала часто связывается  с проталкиванием на рынок  страны-реципиента товаров, уже  прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства  в результате выявленных недоброкачественных  свойств;

   - импорт ссудного капитала ведет  к увеличению внешней задолженности  страны;

   - использование международными корпорациями  трансфертных цен ведет к потерям  страны-реципиента в налоговых  поступлениях и таможенных сборах.

   Последствия международного движения капитала сказываются  на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых  стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования  только положительных факторов, отсекая  отрицательные последствия. Государственная  политика должна искать компромиссы, выделяя  приоритетные факторы в таком  сложном и противоречивом процессе как международная миграция капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Регулирование международного движения капитала

   Государство использует следующие меры регулирования:

   1) методы финансового воздействия:  ускоренная амортизация, налоговые  льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование  кредитов;

   2) нефинансовые методы: предоставление  земельных участков, обеспечение  необходимой инфраструктуры, оказание  технической помощи.

   В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером  по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования  прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация  иностранных инвесторов. Главное  здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен  полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.

   На  местном уровне осуществляется регулирование  в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны  полномочия и в антитрестовском  законодательстве. В целом же возможности  местных администраций по регламентации  деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном  уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные  штаты страны предусматривают: различные  налоговые льготы, субсидии, займы  по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство  или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.

   Важным  практическим документом по регулированию  иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации  Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта), "добровольный кодекс" прямых иностранных инвестиций. В  этом "кодексе", который, как полагают специалисты, будет в перспективе  использован Всемирной торговой организацией, заключены следующие  инвестиционные принципы:

   - транспарентность (достоверность, ясность  и легкопроверяемость сведений  о чем-либо; отсутствие секретности.);

   - недискриминационный подход к  странам-донорам; 

   - национальный режим для иностранных  инвесторов;

   - инвестиционные стимулы не должны  исключать ослабление требований  к области здравоохранения, безопасности  и охраны окружающей среды;

   - минимизация регулирующих инвестиции  требований, ограничивающих рост  торговли и капиталовложений;

   - отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях  и на недискриминационной основе  в соответствии с национальными  законами и принципами международного  права при условии выплаты  достаточной и эффективной компенсации;

   - обеспечение регистрации и конвертируемости;

   - устранение барьеров при вывозе  капитала;

   - избежание двойного налогообложения;

   - соблюдение иностранным инвестором, наравне с национальным, законов, административных правил и положений страны-реципиента;

   - разрешение на выезд и временное  пребывание ключевого иностранного  персонала в связи с реализацией  инвестиционного проекта;

   - разрешение споров путем консультаций  и переговоров сторонами, либо  через арбитраж.

   Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение  инвестиций меньшее влияние, чем  факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшими критериями в привлечении внешних инвестиций.

   Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы  представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных  показателей того, насколько в  той или иной стране государство  активно вмешивается в отношения  хозяйствующих субъектов.

   Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где  возможно подобное вмешательство:

   - торговая политика;

   - налогообложение;

   - монетарная политика;

   - функционирование банковской системы;

   - правовое регулирование иностранных  инвестиций;

   - права собственности;

   - доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;

   - политика экономического стимулирования;

   - масштабы существующего в стране  черного рынка;

   - ценообразование и регулирование  заработной платы.

   По  каждому из десяти показателей страна может получить оценку от 1 до 5 баллов, соответствующую наименьшей и наибольшей степени вмешательства государства в экономику. 
 
 
 

Заключение

Современному  мировому хозяйству характерно не только перемещение между странами результатов  производства товаров и услуг, но и факторов производства - капитала, рабочей силы, научно-технических  достижений.

Поскольку условием создания готовых товаров  является использование производственных факторов, то в принципе международное  движение факторов производства может  замещать движение готовых товаров. Например, если в стране имеется  избыток капитала, то такая страна может либо производить капиталоемкий  товар и продавать его на мировом  рынке, либо экспортировать сам капитал.

Характерной особенностью развития современного мирового хозяйства являются нарастающие  масштабы торговли факторами производства, в частности капиталом. Так же четко обозначилась тенденция к  снижению удельного веса операций с  капиталом в национальном масштабе в пользу международных и внутри региональных операций. Компании, желающие успешно выступать на том или  ином рынке за границей, часто ориентируются  не на вывоз соответствующих товаров, а стремятся к организации  собственного производства за рубежом  или покупке контрольного пакета акций местного предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. http://www.sakharov.ru/meo/meo2/72.htm
  2. Булатов А.С. «Экономика», издание 3-е переработанное и дополненное, Ю Р ИСТЪ Москва 1999
  3. Михайлушкин А.И, Шимко П.Д «Международная экономика»
  4. Авдокушин Е.Ф «Международные экономические отношения»
  5. Фигурнова Н.П «Международная экономика»
  6. Киреев А.П «Международная экономика»
  7. http://www.slovarnik.ru/html_tsot/t/transparentnost5.html
  8. http://www.economica-upravlenie.ru/content/section/102/181/)
  9. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/35148

Информация о работе Международное движение капитала , сущность, формы, динамика,регулирование