Международная трудовая миграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:34, реферат

Описание работы

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств.

Содержание

Введение__________________________________________ 3
Основная часть:
1.Этапы развития мирового хозяйства__________________ 5
2.Демографическая ситуация в мире___________________ 9
2.1. Динамика численности населения_______________ 9
2.2. “Демографический взрыв”_____________________ 10
2.3. Гипотеза Мальтуса___________________________ 11
2.4. Теория демографического перехода_____________ 12
2.5. Демографическая политика____________________ 13
3.Международный рынок труда_______________________ 15
3.1. Структура и сущность рынка труда______________ 16
3.2. Особенности современного рынка труда__________ 19
3.3. Организационно-финансовые основы рынка труда__ 20
4.Международная миграция___________________________ 24
4.1. Миграционные процессы в мире_________________ 24
4.2. Сущность международной миграции_____________ 29
4.3. Масштабы миграции___________________________ 30
4.4. Центры притяжения эмигрантов_________________ 32
4.5. “Плюсы” и “минусы” миграции__________________ 33
4.6. Международно-правовые основы межстрановой
трудовой миграции____________________________ 36
4.7. Миграционная политика Российской Федерации____ 39
5.Заключение________________________________________42
6.Список литературы________________________

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ.docx

— 87.93 Кб (Скачать)

 Важная особенность  международной миграции рабочей  силы состоит в том, что регулирование  данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.     

 Во многих  аспектах интересы стран—экспортеров  и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.     

 В настоящее  время значительное число учреждений  и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.     

 Комиссия  ООН по народонаселению располагает  соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-фации (СИМЕ).    

 Одной из  основных идей Конвенции МОТ  о трудящихся-мигрантах является  признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:     

 • организацией  бесплатных служб для помощи  мигрантам и обеспечения их  необходимой информацией;    

 • принятием  мер против недостоверной информации  и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан;    

 • принятием  мер, облегчающих все стадии  миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов;    

 • организацией  соответствующих медицинских служб;     

 • разрешением  переводить на родину заработок  и сбережения трудящихся-мигрантов.    

 Два приложения  к Конвенции касаются найма,  размещения и условий труда  мигрантов, еще одно — вопросов  ввоза мигрантами личного имущества,  рабочих инструментов и оборудования. Посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:    

 • наниматель  или лицо, находящееся у него  на службе и действующее от  его имени, при наличии разрешения  от компетентных властей и  под их контролем;    

 • частное  агентство, получившее на это  предварительное разрешение компетентных  властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.     

 В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.     

 Документы  МОТ провозглашают равенство  мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.     

 Международными  стандартами предусматривается  также возможность для трудящихся-мигрантов  получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания.      

 Конвенция  МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует  равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.     

 Согласно  Конвенции МОТ 1975 г., государства  должны выявлять на своей территории  нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.     

 Ратификация  заинтересованными государствами  международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

4.7. Миграционная  политика Российской Федерации.    

 Россия не  осталась в стороне от миграционных  процессов. Распад СССР, переход  к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.      

 Рост безработицы  подтолкнул сотни тысяч российских  граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.      

 Правительство  Российской Федерации вынуждено  в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.     

 Выход России  на внешние рынки труда предполагает  формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.      

 Разработана  федеральная миграционная программа.  Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.     

 Практическому  претворению в жизнь конституционных  и законодательных норм, обеспечивающих  права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.     

 Федеральной  миграционной службой России  предоставлены лицензии почти  150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.      

 Наиболее  важные аспекты российской миграционной  политики:

• реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;

• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов  за рубежом;     

 • обеспечение  беспрепятственного возвращения  на родину и помощь в адаптации  мигрантов.     

 Поскольку  Россия в международной миграции  является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.    

 В области  импорта рабочей силы наиболее  важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального  использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.     

 В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное  значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.       

 С целью  дополнительного привлечения в  страну валютных средств, заработанных  мигрантами, и их адаптации к  условиям российского рынка, требуется,  по опыту зарубежных стран,  принятие ряда мер, например:

• введение специальных  депозитных счетов;

• продажа земельных  участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов  под переводы, хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного  жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного  счета для беспошлинного провоза  машин, товаров длительного пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

Заключение.     

   

Миграция рабочей  силы представляет собой переселение  трудоспособного населения из одних  государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Количественные  показатели, связанные с миграцией  рабочей силы, являются частью баланса  текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты  нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой  оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих  посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого  в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а  развивающиеся — источником эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка  труда осуществляется на основе национального  законодательства принимающих стран  и стран, экспортирующих рабочую  силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между  ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной  рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих  стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев  нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых  к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного  и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через  выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

Информация о работе Международная трудовая миграция