Международная торговля и торговля политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и
торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной
торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики
Выделяется ряд задач:
1. изучить историю международной торговли, рассмотреть теории
международной торговли, а также элементы международной торговли;
2. раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть
перспективы развития международной торговли;
3. дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и
либерализации;
4. рассмотреть инструменты торговой политики.

Работа содержит 1 файл

курсовая Торговая политика.docx

— 58.08 Кб (Скачать)

конкурентной борьбы является торговая политика.

     Торговая  политика - это политика воздействия  государства на международную

торговлю через  налоги, субсидии, регулирование и  стимулирование

внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное

взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации  и протекционизма.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства  во

внешнюю торговлю, которая  развивается на основе свободных  рыночных сил спроса

и предложения.

     Политика  либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление

конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных  товаров и капиталов.

Она базируется на теории сравнительных преимуществ и  ведет, в конечном итоге, к

более эффективному размещению мировых экономических  ресурсов и, следовательно,

более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм -

политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка  от иностранных

товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных

условий для развития сельского хозяйства и молодых  отраслей, увеличение

внутренней занятости  и пр.).

Протекционизм связан с установлением торговых барьеров, а либерализация с их

отменой. К основным инструментам торговой политики относятся:

·        Таможенный тариф - акцизный налог, вводимый также с целью получения

дохода.

·        Торговые квоты - установленные предельные объемы товаров, которые

могут быть импортированы или экспортированы в определенный период.

·        Нетарифные барьеры: система лицензирования, установление стандартов

качества, бюрократические  запреты в таможенных процедурах.

·        Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли.

Дилемма, что лучше  — протекционизм, который дает возможность  развиваться

национальной промышленности, или свобода торговли, которая  позволяет напрямую

сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет

многовекового спора  среди экономистов и политиков. В различные периоды

истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в  другую сторону,

никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных  форм. В 50-60-е годы

для международной  экономики был характерен отход  от протекционизма в сторону

большей либерализации  и свободы внешней торговли. С  начала 70-х годов

проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все

более изощренными  тарифными и особенно нетарифными  барьерами, защищая свой

внутренний рынок  от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется  в относительно

узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области

сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с

развивающимися —  это экспорт промышленных товаров  развивающимися странами. В

торговле развивающихся  стран между собой — это  товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских  тенденций позволяет выделить несколько  форм

протекционизма:

·        селективный протекционизм —  направлен против отдельных стран  или

отдельных товаров;

·        отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде

всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

·        коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в

отношении стран, в них не входящих;

·        скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней

экономической политики.

    

3.1 Инструменты торговой  политики 

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические,

административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная

экономика изучает  преимущественно экономические  предпосылки и последствия

осуществления мер  торговой политики, оставляя правовые, организационные

вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких  как

международное торговое право, международный маркетинг  и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему

характеру делятся  на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного

тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования

подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.

Отдельные инструменты  торговой политики чаще применяются  при необходимости

либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной  торговли - помочь

экспортерам вывезти  как можно больше своей продукции, сделав их товары более

конкурентными на международном  рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные

товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов

государственного  регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от

иностранной конкуренции  и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая

часть методов имеет  своей задачей форсирование экспорта.

    

3.1.1 Тарифные методы  регулирования международной торговли 

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной,

существует несколько  дополняющих друг друга определений  таможенного тарифа.

Таможенный тариф  в зависимости от контекста может  определяться как:

·        инструмент торговой политики и государственного регулирования

внутреннего рынка  страны при его взаимодействии с  мировым рынком;

·        свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым

через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной

номенклатурой внешнеэкономической  деятельности;

·        конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе

или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае

понятие таможенного  тарифа полностью совпадает с  понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах  таможенная территория может не совпадать  с географической

территорией. Под  товаром обычно понимается любое  имущество, перемещаемое

через границу, включая, например, такое специфическое, как  электроэнергия.

Таможенный тариф  любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин,

которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых

товаров.

Таможенная пошлина  — обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при

импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины  выполняют три основные функции:

·        фискальную, которая относится и  к импортным, и к экспортным

пошлинам, поскольку  они являются одной из статей доходной части

государственного  бюджета;

·        протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам,

поскольку с их помощью  государство ограждает местных  производителей от

нежелательной иностранной  конкуренции;

·        балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам,

установленным с  целью предотвращения нежелательного экспорта товаров,

внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

1.      По  способу взимания:

Ÿ        адвалорные — начисляются в процентах  к таможенной стоимости

облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Ÿ        специфические — начисляются в установленном размере за единицу

облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

Ÿ        комбинированные — сочетают оба  названных вида таможенного

обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за

1г).

2.      По  объекту обложения:

Ÿ        импортные — пошлины, которые  накладываются на импортные товары

при выпуске их для  свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются

преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты

национальных производителей от иностранной конкуренции;

Ÿ        экспортные — пошлины, которые накладываются  на экспортные

товары при выпуске  их за пределы таможенной территории государства.

Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших

различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных  цен мирового рынка

на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт  и пополнить бюджет;

Ÿ        транзитные — пошлины, которые накладываются  на товары,

перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Встречаются крайне

редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

3.      По  характеру:

Ÿ        сезонные — пошлины, которые применяются  для оперативного

регулирования международной  торговли продукцией сезонного характера, прежде

всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать

нескольких месяцев  в год, и на этот период действие обычного таможенного

тарифа по этим товарам  приостанавливается;

Ÿ        антидемпинговые — пошлины, которые  применяются в случае ввоза

на территорию страны товаров по цене более низкой, чем  их нормальная цена в

экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб  местным производителям

подобных товаров  либо препятствует организации и  расширению национального

производства таких  товаров;

Ÿ        компенсационные — пошлины, накладываемые  на импорт тех товаров,

при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их

импорт наносит  ущерб национальным производителям таких товаров.

    

3.1.2 Нетарифные методы  регулирования международной торговли 

Зачастую перед  правительством возникает альтернатива: какой инструмент

торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной

ситуации. Нередко  предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку

политически они  считаются более приемлемыми, ибо  не являются, в отличие от

тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того,

нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого

Информация о работе Международная торговля и торговля политики