Международная торговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:
что лежит в основе международного разделения труда?
какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?
какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и теория внешней торговли…………………………………... 5
1.1 Понятие внешней торговли……………………………………………. 5
1.2 Теория, сущность и виды международной торговли……………… 5
1.2.1 Классическая теория международной торговли………………… 7
1.2.2 Теория Хекшера – Олина: теория факторов производства…… 9
1.2.3 Неотехнологические теории………………………………………… 10
1.2.4 Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)…………... 11
1.2.5 Теория "технологического разрыва"……………………………….. 11
1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" ……………………………………. 12
1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ………….. 14
2 Регулирование международной торговли…………………………….. 18
2.1 Торговые барьеры и их виды………………………………………….. 18
2.2 Протекционизм и его виды…………………………………………….. 19
2.3 Международное регулирование………………………………………. 25
3 Формы расчета…………………………………………………………….. 27
3.1 Банки на международной экономической арене…………………... 27
3.2 Основные функции клирингового банка…………………………….. 28
3.3 Основные функции торгового банка ………………………………… 29
4 Экономическая интеграция……………………………………………… 30
Заключение………………………………………………………………….... 33
Приложения…………………………………………………………………... 35
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Международная торговая политика.doc.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

    Цели. "Общий рынок" выступает за:

  • постепенную отмену пошлин и импортных квот на все товары, которыми торгуют между собой 13 стран-участниц;
  • установление общей системы пошлин  в отношении всех товаров, получаемых из стран, не входящий в "Общий рынок";
  • достижение в конечном счете свободного движения капитала и рабочей силы в рамках "Общего рынка";
  • разработку общей политики по ряду других экономических аспектов, вызывающий взаимный интерес, например по сельскому хозяйству, транспорту, ограничительной деловой практике.

    Итоги. Мотивы, которые привели к созданию "Общего рынка", имели как политический, так и экономический характер. Основным экономическим мотивом,  конечно, было стран- участниц к получению  преимуществ от свободной торговли. Крайне сложно определить, в какой степени ЕЭС обязано своим процветанием и росту именно экономической интеграции; но ясно одно: интеграция создает массовые рынки, столь необходимые для достижения отраслями стран "Общего рынка" экономии на масштабах производства. Более эффективное производство, характерное на масштабных рынках, дает возможность отраслям промышленности европейских стран дубится более низких издержек, которые исторически были недостижимы в условиях узких обособленных рынков.

    Влияние на третьи страны, такие, как США, представляется менее определенно. С одной стороны, миролюбивый и процветающий "Общий  рынок" делает страны участницы более  выгодными потенциальными покупателями американского экспорта. С другой стороны, американские фирмы сталкиваются с пошлинами, которые затрудняют конкуренцию на рынках ЕЭС. Например, для создания "Общего рынка" американские, западногерманские, французские автомобилестроители имели дело с одинаковыми пошлинами при продаже своих изделий, скажем, в Бельгии. Однако сведением свободной торговли между странами членами ЕЭС Бельгийские пошлины на западногерманские "Фольцвагены" и французские "Рено" быи сведены к нулю. В тоже время в отношении американских "Шевроле" и "Фордов" продолжает действовать внешний тариф. Это, безусловно, ставит американские  фирмы и фирмы других стран, не входящих в ЕЭС, в крайне невыгодное положение.

    Устранение  этого невыгодного положения  является одним из мотивов, побуждающих  США выступать через ГАТТ за более  свободную торговлю.

    Американо-канадское  соглашение о свободной торговле.  Вторым и более свежим примером экономической  интеграции является Американо-канадское  соглашение о свободной торговле, подписанное президентом Рейганом и премьер-министром Малруни в 1988 году. Несмотря на то что к 1988 году три четверти объема товарооборота между США и Канадой не облагались пошлинами, данное американо-канадское соглашение является крайне важным: оно создает крупней шую в мире зону беспошлинной торговли. В соответствии с положениями соглашения все виды торговых ограничений, такие, как пошлины, квоты и нетарифные барьеры, будут устранены в течении 10-летнего периода. Канадские предприниматели получат доступ на рынок, в 10 раз превышающий по своим размерам канадский рынок, в то время как американские потребители выиграют от снижения цен на канадские товары. В свою очередь, Канаде придется в большей степени снизить свои пошлины, чем США, поскольку уровень канадских пошлин больше американских. Снижение канадских пошлин поможет канадским потребителям и американским производителям.

    Канада  является крупнейшим торговым партнером  США. Точно также США являются основным покупателем канадского экспорта. Следовательно, потенциальные выгоды от американо-канадского соглашения для  каждой страны значительны. Было подсчитано, что, когда соглашение полностью вступит в силу, каждая страна благодаря ему получит ежегодные доходы в размере от 1 до 3 млрд. долларов.

    Американо-канадское  соглашение имеет глобальное значение. Так, ожидается, что оно ускорит  многостороннее снижение пошлин в рамках ГАТТ. Проще говоря, страны, которые не охвачены соглашениями о свободной торговле, не захотят оказаться в относительно менее выгодных условиях при продаже своих товаров в США и Канаде. В этой связи американо-канадский договор также ставит обе стороны в выигрышное положение при ведении переговоров по снижению торговых барьеров со странами "Общего рынка". Доступ на обширный североамериканский рынок также важен для стран "Общего рынка", как и доступ на европейский рынок для США и Канады. Наконец, соглашение с Канадой содействовало началу серьезных переговоров между США и Мексикой по вопросу о путях снижения или устранения торговых барьеров между этими двумя странами.  

 

     Заключение. 

    Важным  фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран  внешняя торговля - это единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться  на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.

    Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство  стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан.

    Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства  но все же ни одна страна не может достичь сколь-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.

    Выгода  от внешней торговли и в том, что  она позволяет сравнить экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает что она не должна  объектом государственного регулирования. Государственное регулирование внешней торговли:

    Развитая  внешняя торговля обостряет конкуренцию  между товаропроизводителями, заставляя  их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п.. Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться. разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.

    В идеале рынок должен сам определять какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в том, чтобы государство полностью  регламентировало внешнеэкономическую  деятельность предприятий. В деле  перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.

    Проанализировав положение дел, сложившихся в  международной торговле и международных экономических отношениях во второй половине нашего столетия можно прийти к следующим основным выводам:

  1. Увеличение экспорта по сравнению с импортом благодаря действию мультипликатора будет иметь для страны экспансионистский эффект. Если до этого в стране имели место безработица и избыточные мощности, то результатом явится расширение занятости и увеличение выпуска продукции. Если же в стране наблюдалось инфляционное напряжение, то оно только более усилится.
  2. Политика разорения соседа, которой характеризовался период депрессии 30-х годов и путем которой каждая нация пытается тщетно экспортировать безработицу за границу, бьет по этой нации другим концом.
  3. Международный банк, Международный валютный фонд, широкие программы Маршалла и военной помощи, Европейский Общий рынок - все это наиболее важные факторы, сыгравшие позитивную роль в развитии международной торговли в 20 м веке по пути к свободным экономическим связям и сотрудничеству.

    Следует признать, что доминирующим направлением в  отношениях между странами мирового сообщества является путь к наиболее свободной, не признающей никаких искусственных преград и препонов торговле.

      В работе была сделана попытка  рассмотреть особенности нынешней  международной торговой политики  Украины, внешнеэкономические проблемы и возможные пути их разрешения с максимальной выгодой для нашего государства. В итоге я пришла к выводу, что без наличия соответствующих конкурентных преимуществ Украине нечего и думать о завоевании каких-либо ниш, а тем более о занятии лидирующего положения на мировых рынках. 

 

     
 
Список литературы.
 

  1. Петров А. "Валютные операции и риски, связанные с  ними" Российский Экономический  Журнал №4 1994 г.
  2. Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1994 г. Москва
  3. Банданов П.М. "Опыт США в регулировании импорта" Мировая экономика и международные отношения №10 1991 г.
  4. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: 1999
  5. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 1999. №32.
  6. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М.:«Финансы и статистика», 1998
  7. Мэнкью Н.Г. "Макроэкономика". МГУ, 2000.
  8. Смирнов П.С. Россия на пути в ВТО. Рынок финансовых услуг. М.: 2000
  9. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». Под. ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова. М.: БЕК, 1999.

Информация о работе Международная торговая политика