Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:56, курсовая работа
Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:
что лежит в основе международного разделения труда?
какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?
какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и теория внешней торговли…………………………………... 5
1.1 Понятие внешней торговли……………………………………………. 5
1.2 Теория, сущность и виды международной торговли……………… 5
1.2.1 Классическая теория международной торговли………………… 7
1.2.2 Теория Хекшера – Олина: теория факторов производства…… 9
1.2.3 Неотехнологические теории………………………………………… 10
1.2.4 Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)…………... 11
1.2.5 Теория "технологического разрыва"……………………………….. 11
1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" ……………………………………. 12
1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ………….. 14
2 Регулирование международной торговли…………………………….. 18
2.1 Торговые барьеры и их виды………………………………………….. 18
2.2 Протекционизм и его виды…………………………………………….. 19
2.3 Международное регулирование………………………………………. 25
3 Формы расчета…………………………………………………………….. 27
3.1 Банки на международной экономической арене…………………... 27
3.2 Основные функции клирингового банка…………………………….. 28
3.3 Основные функции торгового банка ………………………………… 29
4 Экономическая интеграция……………………………………………… 30
Заключение………………………………………………………………….... 33
Приложения…………………………………………………………………... 35
Список литературы…………………
в) Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны часто требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.
г)
Добровольные экспортные ограничения.
Они являются относительно новой формой
торговых барьеров. В этом случае иностранные
фирмы "добровольно" ограничивают
своего экспорта в определенные страны.
Экспортеры дают согласие на добровольные
экспортные ограничения (которые аналогичны
импортным квотам) в надежде избежать
более жестких торговых барьеров. Так,
японские автомобилестроители под угрозой
введения США более высоких тарифов или
низких импортных квот согласились на
введение добровольных экспортных ограничений
на свой экспорт в США.
2.2 Протекционизм и его виды.
A) Необходимость обеспечения обороны. Аргумент имеет скорее военно-политический, а не экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны и ведения войны. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Усиление национальной безопасности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей. К сожалению, объективного критерия для оценки относительных издержек и выгод этого процесса не существует. Экономист может только привлечь внимание к тому факту, что введение пошлин для усиления обороноспособности страны связано с некоторыми экономическим издержками.
Хотя
можно согласиться с тем, что
импортировать системы
Б)Увеличение внутренней занятости. Лозунг "Спасайте национальные рабочие места!" используемый в защиту пошлин, становится все более модным по мереного как экономика приближается к спаду. Он коренится в микроанализе. Совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов, капиталовложений, государственных расходов и чистого экспорта. Чистый экспорт равен разности между экспортом и импортом. Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта окажет стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку повлечет за собой резкий рост доходов и занятости. Но такая политика имеет серьезные дефекты.
То
есть, пошлины только не увеличивают
чистый экспорт и поэтому не создают
новые рабочие места.
В) Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономики Кувейта или ориентированного на производства сахара народного хозяйства Кубы, сильно зависит от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для стимулирования промышленной диверсификации и , как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Это поможет оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий, спада производства за рубежом, от случайных колебаний спроса на один или два конкретных товара и их предложения, таким образом обеспечив большую внутреннюю стабильность.
Имеются
также серьезные ограничения
и недостатки. Во-первых, этот аргумент
имеет слабое или вообще не имеет
отношения к развитым странам. Во-вторых,
экономические издержки диверсификации
могут быть значительными; например, в
монокультурных экономиках обрабатывающая
промышленность может оказаться крайне
неэффективной.
Г) Защита молодых отраслей.
Защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма зиждется на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается в том, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности. Защита молодых отраслей с помощью пошлин скорректирует существующее неправильное размещение мировых ресурсов, которое исторически сформировалось из-за различий в уровнях экономического развития отечественной и иностранной промышленности.
Хотя такая позиция логически верна, необходимы следующие оговорки. Во-первых, подобные аргументы не имеют отношения к индустриально развитым странам. Во-вторых, в слаборазвитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является тем новорожденным, который способен достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты. В-третьих, защитные пошлины могут не исчезнуть, а скорее склонны сохраняться, даже когда промышленная зрелость будет достигнута. Наконец, большинство экономистов считают, что если нарождающимся отраслям требуется помощь, то для этого существуют более приемлемые способы, чем пошлины. Прямые субсидии, например, обладают тем преимуществом, что они более открыто показывают, какой отрасли оказывается помощь и в какой степени.
В
последнее время аргументация необходимости
помощи молодым отраслям несколько
изменилась. Неожиданно столкнувшись
с усилением иностранной
Более того, а кого рода методы могут стать сигналом для других отраслей, что они также вправе рассчитывать на аналогичную защиту в случае столкновения с сильной конкуренцией со стороны импорта.
Таким образом, все отрасли в равной степени могут потерять интерес к совершенствованию качества продуктами минимизации производственных издержек.
Д) Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления местных конкурентов, захвата монопольного положения на рынке и последующего цен. Во-вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации - назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своей продукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке и сбросе избыточной продукции по низким ценам на внешние рынки. Избыточные объемы производства могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве.
В связи с тем, что демпинг вызывает обоснованную озабоченность, в соответствии с законодательством многих стран, он запрещен. В тех случаях, когда демпинг имеет место и наносит ущерб отечественным фирмам, правительство вводит "антидемпинговые пошлины" на соответствующие товары. Однако обвинения в использовании демпинга должны тщательно проверяться для определения их состоятельности, поскольку некоторые иностранные фирмы иногда действительно производят определенные товары с более низкими издержками. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта, а конкуренция на местном рынке ограничится, что позволит отечественным фирмам поднять цены за счет потребителей.
Аргументов в пользу протекционизма много, но они не основательны. В соответствующих условиях аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности выступает как справедливое исключение, имеющее экономическое оправдание. Аргумент в пользу самообеспеченности может использоваться для обоснования протекционизма с военно-политических позиций. Однако оба этих аргумента заслуживают серьезнейшей критики, так как они игнорируют возможность использовать альтернативные средства для стимулирования промышленного развития и военной самообеспеченности. Большинство других аргументов являются во многом эмоциональными призывами, основанными на полуправде и вымыслах. Они отмечают только непосредственные и прямые последствия защитных пошлин, игнорируя простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобв экспортировать.
Имеются весьма убедительные исторические доказательства, которые подтверждают, что свободная торговля ведет к процветанию и росту, а протекционизм приводит к противоположным результатам. Вот несколько примеров.
Исследования
слаборазвитых стран в