Международная конкурентоспособность стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Теоретическая часть…………………………………………………….4
Структурные уровни определения конкурентоспособности……..4
Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран...10
Определяющие факторы конкурентоспособности стран………..14
Практическая часть. Задача……………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 51.25 Кб (Скачать)

     Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:

  • Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
  • Государственная политика.

     По  мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство  при помощи своей политики может  оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как  положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко  сформулировать приоритеты государственной  политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

     В комплекс правительственных мер  по поддержанию и повышению конкурентоспособности  страны должны входить:

  • 1) Воздействие правительства на факторные условия
    • акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);
    • грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).
  • 2) Воздействие правительства на условия спроса:
    • государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);
    • регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);
    • воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);
    • стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
    • предоставление полной и качественной информации покупателям;
    • введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);
    • зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)
  • 3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:
    • политика правительства в отношении СМИ;
    • образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);
    • региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).
  • 4) Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм:
    • интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)
    • воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм
    • регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.)
    • образование новых фирм
    • торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом)
    • привлечение зарубежных инвестиций
 
 
 
 
 
 
 

     1.3.     Определяющие факторы конкурентоспособности стран

     Роль  инноваций и инновационной  деятельности в формировании национальной конкурентоспособности.

     Современная мирохозяйственная система характеризуется  необходимостью постоянного роста  продуктивности в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому в этой системе  постоянно осуществляется перестройка  составляющих ее компонентов и связей между ними с целью повышения  эффективности использования ресурсов. Это достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности в различных  секторах и на различных структурных  уровнях экономики стран, регионов и всего мирового хозяйства в  целом.

     Инновации стали промышленной религией ХХ века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибылей, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства  делают ставку на инновации, пытаясь  преодолеть экономические кризисы. Приоритеты инновационного развития давно  заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики". По словам профессора Кембриджского  университета Грегори Дейнса, инновации  стали новой промышленной религией, объединившей левых и правых политиков.

     Чтобы выявить роль инноваций в формировании международной конкурентоспособности  страны, необходимо дать определение  самому понятию инновация:

  • Обычно под инновацией понимают создание новой улучшенной продукции или производственного процесса.
  • С другой стороны, инновацией является и использование более дешевого сырья для производства уже известного товара, изменение маркетинговой политики, выход на новые рынки или новый уровень сервиса.
  • Самое важное свойство инноваций состоит в том, что они не просто нарушают существующие традиции, а приносят гораздо больший доход, чем обычные рискованные деловые предприятия.

     Инновация - это конечный результат внедрения  в производство новшества, приносящий больший доход, чем простой экстенсивный рост, связанный с вложением дополнительных трудовых, земельных или капитальных  ресурсов. Под новшеством здесь понимается любая новая идея, связанная с  повышением качества продукта, улучшением технологии его производства, оптимизацией маркетинговой политики, повышением уровня сервиса, выходом на новые рынки сбыта.  Инновации обеспечивают гораздо более высокий уровень отдачи, чем простое привлечение дополнительных ресурсов, поэтому сегодня именно инновационная деятельность страны становится важнейшим фактором ее конкурентоспособности в системе мирового хозяйства. Неудивительно, что международная гонка за инновациями приобретает размах гонки вооружений в период "холодной войны".

     В настоящее время инновационная  деятельность отдельных стран испытывает на себе все возрастающее воздействие  глобализации и интернационализации - процессов, которые становятся основополагающими  в формировании и развитии мирового хозяйства. Либерализация международных  экономических отношений является главным двигателем развития глобальной экономики и экономической интеграции различных стран. Постоянно повышающаяся степень открытости мирового хозяйства  стимулирует его развитие, затрагивая все существенные компоненты жизни  человеческого общества.

     Формирование  новой экономической инфраструктуры основывается на выделении качественно  новых видов товаров - результатов  интеллектуальной деятельности. Причем транснациональное производство таких  товаров не связано ни с исчерпанием  ограниченных природных ресурсов, ни с эксплуатацией национальных экономик слаборазвитых стран, ни с использованием дешевой и неквалифицированной  рабочей силы. Двигателями такого нового типа интернационализации являются экспоненциальный рост распространенности информационных и телекоммуникационных технологий и неуклонная либерализация  мировых рынков труда и капитала.

     2. Формы интернационализации  инновационной деятельности

     Процессы  глобализации и либерализации мировой  экономики не оставили в стороне  и инновационную деятельность. Главное  преимущество транснационализации  инновационной деятельности заключается  в возможности (а сегодня уже  и необходимости) приобретать нужные технологические решения на едином глобальном рынке результатов интеллектуальной деятельности (РИД), а не создавать  их за счет своих внутренних ресурсов (силами собственных НИОКР). Можно  выделить 4 формы приобретения РИД  в практике транснациональной инновационной  деятельности:

  • 1) Лицензирование;
  • 2) Прямые иностранные инвестиции;
  • 3) Совместные предприятия;
  • 4) Слияние.

     Лицензирование  является сегодня наименее привлекательной  формой приобретения новых технологий на мировых рынках. Можно выделить следующие недостатки такой формы:

  • путем лицензирования может быть приобретено только одно технологическое решение;
  • ограниченность использования, передаваемых по лицензии РИД;
  • постоянный контроль за коммерческой и производственной деятельностью лицензиата со стороны владельца лицензии;
  • мошенничество при переговорах о лицензировании с целью убедить предполагаемого покупателя в ценности лицензии;
  • затрудненность активных пользовательских инноваций, поскольку внесение изменений в продукт требует обязательного согласования с владельцем лицензии.

     Таким образом, лицензирование будет предпочтительнее других форм интернационализации инновационной  деятельности в отраслях, в которых  может быть обеспечена эффективная  патентная защита (отрасли, у которых  химическая формула является центральным  элементом изделия: фармацевтика, промышленные органические химикаты, пластиковые  материалы, синтетические волокна).

     Другим  каналом проникновения на мировой  рынок являются прямые инвестиции в  конкретный инновационный проект. В  результате инвестор получает или часть  исключительных прав на создаваемые  в ходе проекта объекты интеллектуальной собственности (ОИС) или определенную долю от продаж продукции, производимой впоследствии по полученной технологии. Такая форма предоставляет инвестору  значительный контроль над процессом  создания новой технологии и его  результатом при небольшой опасности  утечки технической или коммерческой информации. Однако эта форма не может обеспечить быстрое проникновение  на иностранные рынки вследствие высоких затрат на организацию зарубежного  производства и системы продвижения  и реализации товара на рынке. Кроме  того, высоки риски экономического и политического происхождения.

     Современная идеология интернационализации  инновационной деятельности предполагает формирование целого портфеля патентов, который обеспечивает защиту не отдельных  технических решений и ОИС, а  защиту крупного сектора мирового рынка, контролируемого предприятием. Одной  из форм интернационализации инновационной  деятельности в рамках такой идеологии  является международное сотрудничество через создание совместных предприятий. Такие предприятия предоставляют  возможность совместной эксплуатации блоков технологического оборудования и ОИС в рамках целостных, функционально  связанных участков производства. Совместные предприятия также позволяет  фирмам-партнерам "развязать" их патентные портфели путем передачи партнеру неиспользуемой части его  компонентов. Таким образом, подобное сотрудничество может обеспечивать фирмы более быстрыми и менее  дорогостоящими возможностями, чем  внутренние ресурсы, для получения  доступа к труднолицензируемым  технологиям. Такие формы сотрудничества особенно распространены в молодых  отраслях биотехнологии и робототехники. Однако интернационализация инновационной  деятельности в форме совместных предприятий имеет и свои недостатки:

  • конфликты при сотрудничестве фирм с различными технологическими возможностями, когда более зрелая фирма стремится минимизировать, а младшая максимизировать объем передаваемой технологии;
  • проблема выделения тех технологий, которые невозможно передавать партнеру вследствие их ключевой роли в конкурентоспособности фирмы;
  • временный, конъюнктурный характер такой формы сотрудничества.

     Наиболее  прогрессивной формой интернационализации  инновационной деятельности сегодня  считается слияние компаний. Для  достижения конкурентоспособности на мировых рынках наукоемких технологий сегодня необходимо обладать размером портфеля патентов порядка сотен и тысяч. Естественно, что путем лицензирования и прямых инвестиций приобрести такое количество патентов невозможно. Слияние же позволяет фирмам, объединив их патентные портфели, приобрести монопольное право работы в определенном секторе мирового рынка, обеспечить высокую доходность путем регулирования параметров этого сектора, регулирования спроса и предложения, формирования новой ценовой политики Резюмируя вышеизложенное, можно сделать выводы, что:

  • 1) система организации инновационной деятельности на российских предприятиях ни в коем случае не должны ограничиваться собственными НИОКР. Для сохранения своего инновационного потенциала предприятия должны вести постоянный мониторинг (прежде всего в глобальном информационном пространстве) и приобретать необходимые технологии извне;
 

     Роль  образования в  формировании национальной конкурентоспособности

     400 лет назад английский государственный  деятель и философ Фрэнсис  Бэкон написал, что информация  означает власть. Сегодня его  слова приобретают особый смысл. 

     Информационная  революция (под которой понимается стремительный технологический  прогресс в компьютерной области, в  сфере коммуникации и программного обеспечения, который, привел к колоссальному  снижению стоимости обработки и  передачи информации) сделала информацию общедоступным глобальным ресурсом.

     Наиболее ярко выраженной характеристикой информационной революции является не скорость передачи данных, которыми обладают лучшие узлы связи: уже более 130 лет назад стала возможной практически прямая коммуникация между Европой и Северной Америкой. Суть информационной революции состоит в том, что очень сильно снизилась стоимость передачи информации. В настоящее время стоимость передачи данных стала величиной несущественной, отсюда количество информации, которая может передаваться по всему миру, ограничена не технологией коммуникации, а способностью отдельных людей получить доступ к информации или производить и обрабатывать ее, и способностью других эту информацию принимать. Управление информацией и знаниями становится все важнее, содержательные сведения необходимо отделять от "информационного мусора". Поскольку информационный поток нарастает и поскольку мир становится все сложнее, то значение образования, как фактора позволяющего человеку осуществлять грамотное управление информацией, повышается. При этом речь идет не только том, чтобы накапливать специальные знания, но и о том, чтобы учиться думать аналитически, системно, уметь видеть взаимосвязи. И если на бытовом уровне данная проблема - личное дело каждого человека, то на уровне государства образованность населения, его способность осуществлять менеджмент информации, становится одним из важнейших конкурентных преимуществ на международной арене.

Информация о работе Международная конкурентоспособность стран