Международная конкурентоспособность стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Теоретическая часть…………………………………………………….4
Структурные уровни определения конкурентоспособности……..4
Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран...10
Определяющие факторы конкурентоспособности стран………..14
Практическая часть. Задача……………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 51.25 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Теоретическая часть…………………………………………………….4
    1. Структурные уровни определения конкурентоспособности……..4
    1. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран...10
    2. Определяющие факторы конкурентоспособности стран………..14
    1. Практическая часть. Задача……………………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список  литературы……………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Одним из главных процессов, сформировавших пространственную структуру современного мирового хозяйства, является международное  разделение труда, содержанием которого является специализация и сопровождающее ее кооперирование труда между субъектами мировых экономических отношений. В настоящее время международное  разделение труда переживает качественные изменения. Если в эпоху фордизма международную специализацию государств еще можно было объяснить теорией  сравнительных преимуществ Дэвида Рикардо, то в эпоху постфордизма (то есть сейчас) важнейшим фактором, определяющим специализацию страны на выпуске той или иной продукции  и определяющим ее место в системе  мирового хозяйства стала национальная конкурентоспособность. Поэтому в настоящее время изучение большое внимание уделяется изучению международной конкурентоспособности государств.

     Целью моей работы являлось изучение международной  конкурентоспособности государств. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретическая часть.
    1. Структурные уровни определения конкурентоспособности

     Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

     В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации  проблемы международной конкуренции  выходят на первый план.

     Показателем признания ведущей роли конкуренции  для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот  факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты  законы о конкуренции и созданы  национальные органы, занимающиеся этими  вопросами.

     Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:

  • конкурентоспособность товара
  • конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)
  • отраслевая конкурентоспособность
  • конкурентоспособность стран

     Между всеми этими уровнями конкурентоспособности  существует тесная внутренняя и внешняя  зависимость.

     Страновая и отраслевая конкурентоспособность  в конечном итоге зависит от способности  конкретного товаропроизводителя  выпускать конкурентоспособный  товар.

     Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых  и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно  определить только в сравнении с  товарами-аналогами.

     Товарная  конкурентоспособность находится  в прямой зависимости от разноплановых  факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность  труда, которые влияют на цену и качество изделий.

     Издержки  производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.

     Производительность  труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.

     Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности  производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска  продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу (для России за базовый месяц  был взят январь 1990 года). Индекс интенсивности  промышленного производства рассчитывается как средневзвешенная величина путем  агрегирования индексов по важнейшим  видам продукции.

     В настоящее время на первый план в  мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретают  качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоёмкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. Для его оценки используется такой показатель как затраты на инновации. Данный показатель отражает способность страны к инновационной деятельности и, кроме величины расходов на НИОКР, учитывает расходы на дизайн и маркетинг, численность занятых в научной сфере, число полученных патентов внутри страны и за рубежом, степень защиты интеллектуальной собственности, развитость сферы образования

     Важную  роль в инновационной деятельности играют культура предпринимательства, раскрепощенность культуры, частная  инициатива и желание рисковать, что с трудом поддаётся количественной оценке.

     В последние годы важное значение в  обеспечении международной конкурентоспособности  товаров приобретает экологический  фактор. Более жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования к  качеству товара и одновременно более  острая конкуренция на мировом рынке  заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе  с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей  является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы  экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой  продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический  фактор их производства, а также  использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.

     Конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.

     К важным конкурентным преимуществам  следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического  планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать  на меняющиеся требования и условия  рынка) и др.

     Очевидно, что чем шире у компании набор  конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем  более благоприятные предпосылки  она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных  сегментах этого рынка.

     С точки зрения устойчивого развития природоохранная работа связана  не только с ростом издержек производства, но и в значительной степени с  получением преимуществ в конкурентной борьбе. Отдельные компании, взявшие  на вооружение эту концепцию, эффективно используют более совершенные производственные процессы, повышают производительность труда, снижают затраты на выполнение экологических требований и наилучшим  образом используют возможности  рынка.

     Такие товаропроизводители всегда будут  обладать преимуществом перед своими конкурентами, не использующими новые  подходы к предпринимательской  деятельности. Корпорации и фирмы, не сумевшие перестроиться на принципы устойчивости, в перспективе не смогут на равных конкурировать на мировой  арене с другими корпорациями. 

      

     Отраслевая  конкурентоспособность.

     Развитие  международного разделения труда привело  к определенной специализации стран  на мировой арене в зависимости  от степени конкурентоспособности  той или иной отрасли.

     Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность  товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует  положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности  стран.

     В самом общем виде страновую конкурентоспособность  можно определить как способность  страны в условиях свободной конкуренции  производить товары и услуги, удовлетворяющие  требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

     Возникает естественный вопрос: почему в соперничестве  стран одни побеждают а другие терпят поражение, то есть почему одни страны оказываются более конкурентоспособными, чем другие? Этот вопрос уже несколько  столетий волнует ведущих экономистов, политиков и просто образованных людей. Классическое объяснение данного  явления принадлежит Дэвиду Рикардо. Он развил идею Адама Смита об абсолютном преимуществе (согласно которой страна экспортирует товар, если издержки производства для данного товара в ней ниже ниже, чем в других странах) и создал концепцию сравнительного преимущества. Суть этой концепции состоит в  том, что успех страны в конкретных областях промышленности объясняется  максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут  быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются факторы, имеющиеся в изобилии. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов. Однако в последнее время с развитием процессов глобализации и интеграции концепция сравнительных преимуществ на основе факторов производства уже далеко не всегда способна объяснить структуру экспорта и импорта стран. Возникла потребность в новой парадигме. Такая парадигма была создана Майклом Портером. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.  Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран

     В своей теории Портер вводит понятие  конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое  страна занимает в системе мирового хозяйства.

     Национальная  конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно  развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они  конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование  товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы  конкуренты не смогли их догнать и  перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование  и обновление отрасли - непрерывный  процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в  стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания  конкурентоспособности чрезвычайно  локализован. Различия в экономике  стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях  и даже в истории - все это в  той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность  определяется набором факторов, зависящих  от конкретных, локальных условий.

     Конкурентное  преимущество страны на международном  рынке определяет некий набор  детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

  • Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
  • Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
  • Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
  • Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Информация о работе Международная конкурентоспособность стран