Международная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:11, реферат

Описание работы

Международное кооперирование и специализация являются формами МРТ и определяют его сущность.
Под международной специализацией производства понимается такая форма разделения труда между странами, в результате которой национальные производства стран выделяются в обособленные подотрасли по изготовлению огромной массы однородных товаров, которые превышают внутренние потребности.

Работа содержит 1 файл

Международная экономика.doc

— 280.50 Кб (Скачать)
 

12. Международный валютный  фонд, цели и задачи (МВФ)

Международный валютный фонд создан для содействия развитию международной торговли, валютного сотрудничества, регулирования валютных курсов и контроля над и соблюдением, политики равновесия платежных балансов, представления кредитных ресурсов членам фонда при валютных затруднениях.

Уставный  капитал фонда образуется из взносов стран-членов в соответствии с квотою устанавливаемой для каждой страны, и определяется экономическим потенциалом страны.

Главные цели фонда:

• содействие международному сотрудничеству;

• содействие росту мировой торговли;

• содействие стабилизации национальной валюты;

• предоставление финансовых ресурсов странам;

В работе фонда  упор делается на такие формы деятельности как:

• повышение эффективности управления экономикой;

• содействие либерализации торговли;

Основными принципами функционирования МВФ являются:

• надзорность за политикой валютных взаимоотношений;

• финансовая помощь, специальное финансирование;

• модернизация международных рынков;

• либерализация рыночных отношений.

Кредитные операции осуществляются с официальными органами стран-членов. Кредиты предоставляются в форме продажи иностранной валюты на национальную валюту стран-заемщиков. Кредиты предоставляются в виде транши в размере 25% квоты страны. 

13. Развитие европейской  валютной системы

Возможность стран осуществлять самостоятельную валютную политику в рамках Ямайского оглашения привела к формированию европейской валютной системы в марте 1979 года.

Основными положениями  данной системы был определен  порядок валютного регулирования  в рамках ЕЭС. Он заключался в следующем:

• была создана европейская валютная расчетная единица — экю, курс которой определялся как средневзвешенная курсов валют стран-членов ЕЭС;

• экю использовалась в качестве расчетного средства по долгам между странами ЕЭС, при формировании бюджета, а также кредитов на реализацию интеграционных программ;

• было ограничено колебание курсов национальных валют в пределах 2,25 % в каждую сторону от согласованного курса;

• был образован Европейский фонд валютного сотрудничества для регулирования европейской валютной системы.

Дальнейшее развитие европейская валютная система получила в рамках заключения Маастрихтского соглашения в 1991 году, предусматривающего создание новой единой европейской валюты "евро". В соответствии с этим соглашением были разработаны критерии конвергенции, по которым страна Европейского Союза не может стать членом валютного союза в рамках "евро", если ее государственный долг превышает 60% и бюджетный дефицит составляет более 3 % ВВП на конец 1997 года. Переход к "евро" был разбит на несколько этапов.

Первый  этап - начало девяностых годов - характеризовался полной либерализацией движения капиталов в Европейском Союзе, усилением сотрудничества между центральными банками Европейских государств, свободой расчетов в экю и общим сближением экономик.

На  втором этапе - с 1994 года - были приняты жесткие меры по координации экономической и валютной политики с учетом Маастрихского соглашения. Для координации экономической политики был образован Европейский валютный институт, как прообраз Европейского центрального банка, действующего в настоящее время во Франкфурте.

Третий  этап начался с 1 января 1999 года, он характеризовался переходом к безналичным расчетным операциям в "евро". По мнению специалистов, ожидалось, что введение "евро" окажет существенное влияние на изменения внешнеполитической ситуации в мировой экономике, учитывая эффективную модель регулирования и управления денежной политикой в рамках евросистемы. При этом в область "евро" вошли 11 из 15 государств-членов Европейского Союза. Не поддержали создание "евро" только Дания, Греция, Швеция и Великобритания.

Четвертый этап предполагал внедрение банкнот и монет единого образца для стран членов Европейского Валютного Союза.

В настоящее  время в странах Европейского Союза введена единая валюта «евро». 

14.Понятие  конвертируемости валют и ее виды

Конверт.валют – способн.резидент.и нерезидент.обменив.валюту в сделках.Ур-ни конвертир.:1)огранич.конвертир.по текущ.операц.2)огранич.конверт.по капитальн.операц. 3)полная конверт.(отсутств.ограничений – имеет более 100 стран мира).В практике использ.внутрен.и внешн.конверт.Внутрен. – право нац.субъектов хоз-вания покупать соверш.операц.внутри страны с активами в виде валюты,банк.депозит. и т.д.Внутрен.конверт.не предполаг.паралельн.обращ.в стране нескольк.валют.Гл.причиной обращ.иностр.валюты в стране явл.высок.инфляц. и население,стремясь сократить сбрежения переводят в стабильную валюту. 

15.Валютный  курс. Валютная котировка  и ее формы

Вал.курс – цена един.нац.валюты,выражен.в иностран.Вал.курс определ.с пом-ю вал.катировки(прямая,косвенн.,кросс катировка)

Прямая  – выраж.вал.курса ед.иностр.валюты через установ.кол-во иностр.ед-ц нац.валюты.Косвен. – выраж.ед.нац.валюты через опред.кол-во ед.иностр.валюты.Крос катир. – соотнш.между 2-я валютами,расчит.на основе курсов этих валют к 3-ей валюте.При определ.вал.курсов нац.вал.в проц.межд.операц.испол-ся 2 подкода: 1) – единый вал.курс.,2) – множеств.вал.курс.

Ед.вал.курса - использ.1вал.курса для всех видов  вал.операц.Введен.множеств.вал.курсов только с одобрен.ВФ и на опред.срок. Важным элементов вал.политики стран явл.установл.гибкого вал.курса. 

16.Меры  поддержания оптимального  валютного курса

Важн.элементом  поддерж.вал.курса явл.вал.интервенц.Она осущ.3-мя способами:1)по ср-вам спекулятив.атаки,2) девальвац.валюты,3)револьвац.валюты.

Спекулят.атака – проводим.гос-вом целенапр.кратковремен.выброс или покупка нац.или иностр.вал.с целью изменен.неблагопр.тенденц.роста или понижн.кцурса нац.валюты.Спекулят.атака может осущ.в 1-нем порядке или на основе солгасован.политики.Девальв. – целенаправ.действ.правит-ва по сниж.обмен.курса нац.вал.Это выгодно экспортерам.Револьвац. – по повыш.обмен.курса нац.вал.Важным инструментом явл.вал.коридор.Способы регулирован.:1)установлен.колебан.курса нац.вал.в опред.пределах.2)-\\- в номинал.пределах. Узкий вал.коридор  требует более частого изменен.его границ. 

17.Меры  МВФ, воздействующие  на внешнеэкономическую  политику государств

На внеш.-эк.пол-ку гос-в МВФ воздейст.:1)надзор,2)финан.помощь,3)тех.помощь.

Надзор  – осущ.контроля за политикой стран,членов МВФ в обл.за устан.вал.курсов,поддерж.вал.курс, исключ.девольвац. Кажд.страна должна предоставл.информ.о полож.дел в денеж.бюджетном и внешних секторах эк-ки. Надзор осщ. 3 способами:1)проводятся 2сторон.консультац. с гос.инстит.страны,

2) формир.прогноз,к-рый определ.темпы роста реального ВПП.,

3)осущ.углублен.коннтроля  с целью гарантийного устойчив.развития  страны.

Финан.пом-щь МВФ осущ.за счет использ.финан.ресурсов с целью помочь странам членам справиться с проблемами платежн.баланса. Финан.пом-щь предоставл.странам только после разработки экспертами МВФ и прав-вом согласов.програм.эк.реформ,к-рая направл.на преодолен.проблем платеж.баланса.Получ.пом-щи вкл.след.этапы:1) раздел.меропр.по реформир.эк-ки,к-рые правит-вообязыв.осущ.,2) формир.критерии выполнен.програм.и определ.набор кол-ных показателей, установл.на каждый квартал,полугодие и год.3)контроль за выполнен.соглас.программ.Тех.помощь направл.на содейств.денеж.,вал.,бюджет.и налог.пол-ки, а также статистики и разработки эк.зак-ва.Помощь может оказ. секретариатом тех.пом-щи,инстит.МВФ.

Секрет.тех.пом-щи оказ.консульт.по всем аспектам.Инстит.осущ.профподгот.служащ. и стран членов МВФ. 

18.Основные  источники финансирования  МВФ 

Основ.сис-мами финан.МВФ явл.транши(доли).Траншии  дел.на резервн.,кредит.,спец.,особые варианты финансир.и др. Резервн.транши-часть межд.резервов,к-рые гос-во член может использ,если оно испы.проблемы с регулир.платеж.баланса.Кредит.транши – кредиты МВ,к-рые передаются на опред.условиях и установ.долями.1 кредит.доля = 25% от страны.Для получ.этого кредита страна должна продемонстр.наличие доступн.и разумн.попытках по преодолен.кризис.ситуац.Послед.кредит транши предоставл.при условии достижен.определ.показателей и механизмов их использ.

Расшир.кредитов.направлен.на преодолен.в проц.трансформац.эк-ки.Сроки возврата от 4 до 10 лет.Ежегод.страна пред-ет подр. инф-цию о мерах, к-рые примен-ся в стране для выхода из сложивш. ситуац.Спец. финансир.-для стран с низкими доходами и испытыв.трудности с платеж.балансом.МВФ вместе с прав-ом раздел.документ сроком на 2 года,в к-ром определ.цели правит-ва в обл.макроэк.пол-ки.Погашен.займа осущ.равными долями. 1 раз в полгода в теч.3-10 лет.%ставка по займу сост.0,5%. Особ.вариант финансир. – для преодол.дисбаланса в сис-ме самост.эк.отнш.След.варианты помощи:1)пом-щь для программ.компенсац.финансир.,2)финансир.запасов.3)финанс.доп.резервов.,4)черезвыч.кредит.Фомы финансир.включ.след.меры: 1)механизм чрезвыч.финансир.,2)чрезвызч.пом-щь.

 
19.Причины  международной миграции  рабочей силы

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х гг. превышает 100 млн. человек.Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени – служащие, специалисты и ученые.Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

20.Основные  международные центры  миграции рабочей  силы

Практика  свидетельствует, что направления  международных миграционных потоков не являются постоянными. В первой трети ХХ века более половины всех эмигрантов устремлялись в США. Оставшаяся часть мигрантов примерно поровну делилась между британскими доминионами (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка) и странами Латинской Америки (Аргентина, Бразилия и др.). После второй мировой войны увеличение масштабов миграции сопровождалось существенным изменением ее приоритетных направлений. Наряду с США и Канадой миграционные потоки стали направляться в Западную Европу, особенно страны ЕЭС. К 90-м годам сложилось несколько центров, в наибольшей степени притягивающих мигрантов. Одним из них являются США.

США – страна классической иммиграции, заложившей основу современной этнической и  национальной структуры этой страны. Именно иммигранты традиционно вносили наибольший вклад в экономическое и социальное развитие государства, исходя из их представлений была сформирована политическая структура американского общества. Иммигранты формировали значительную часть естественного прироста населения США в течение, по сути дела, XIX-XX вв. В настоящее время около 7% населения США являются родившиеся за границей. Неравномерно распределение иммигрантов по стране – в семи штатах 75% общей численности иммигрантов (на первых местах – Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида), что в основном обусловлено двумя факторами: возможностью найти работу и местом, где уже поселились друзья или члены семьи (это основные факторы формирования первых звеньев миграционной цепочки). В настоящее время в США преобладают иммигранты из Мексики, Филиппин, Индии, Вьетнама, КНР. Россия занимает среди стран СНГ второе место после Украины (19,7 тыс. и 21,1 тыс. соответственно), при этом 68% всех иммигрантов прибывают в США в рамках “программ беженцев” (40% из Украины, 88% – из Узбекистана, 77% – из Молдавии, 15% – из России, 6,6%- из Беларуси). США всячески способствует притоку большого числа ученых и инженеров из Европы, Восточной и Южной Азии. Охотно принимают крупных бизнесменов из Кубы и стран Латинской Америки. Только за четыре года (1966-1969) в США официально иммигрировало 43 тыс. инженеров и ученых. В целом на рынке труда США в 1980-е годы 40% докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин и 25% преподавателей технических дисциплин в вузах были иммигрантами. В середине 1990-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов. Таким образом, США, в наибольшей степени адаптировавшиеся к поглощению дополнительной рабочей силы, трансформировали трудовую миграцию в «утечку умов», что обусловило высокий вклад, вносимый специалистами-иммигрантами в развитие американской науки, медицины и искусства.

Информация о работе Международная экономика