Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце ХХ века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integration - восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседских стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 2.

1. Сущность формы и этапы международной экономической интеграции ... 4.

1.1 Сущность, этапы и предпосылки развития интеграционных процессов.. 4.

1.2 Механизм и последствия экономической интеграции …………………... 9.

1.3 виды международной экономической интеграции……………………….12.

2. Европейский Союз ………………………………………………………….. 14.

3. Особенности интеграционных группировок стран американского континента ……………………………………………………………………. 17.

3.1НАФТА-Североамериканская зона свободной торговли…………………18.

3.2 МЕРКОСУР………………………………………………………………... 20.

4. Экономическая интеграция в АТР……………………………………... 22.

4.1 АСЕАНА…………………………………………………………………… 22.

4.2 АТЭС………………………………………………………………………. 24.

Заключение……………………………………………………………………. 27.

Список литературы………………………………………………………… 30.

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 62.52 Кб (Скачать)
Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами - участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958-1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991
2. Таможенный  союз Унификация  таможенных пошлин в отношении третьих  стран ЕЭС в 1968-1986 МЕРКОСУР с 1996
3. Общий  рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей  силы и т.д.) между странами - участниками  интеграционной группировки ЕЭС в 1987-1992
4. Экономический  союз Координация и  унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход  к единой валюте ЕС с 1993
5. Политический  союз Проведение  единой внешней политики Пока примеров нет

 

2. Европейский союз.

 

     У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании  Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке  присоединились Великобритания, Дания  и Ирландия, в 1981 г. - Греция, 1986 г. - Испания  и Португалия, 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия.

     Европейский союз, насчитывающий ныне в своем  составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой  наиболее развитую и совершенную  интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны  с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами  его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных  общественных систем. Важная причина  состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность  возникновения их на континенте в  будущем.

     В своей эволюции ЕС прошел все формы  интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и  валютный союз; политический союз (становление  третьей и четвертой форм еще  не завершено), развиваясь вглубь и  вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные  названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

     Сильнейшие  импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о  Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских  соглашений), подписанный главами  государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически  присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально  новых качественных момента:

     во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства  ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует. параллельно  с национальным гражданством стран - членов ЕС;

     во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной  внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических  систем, повышение роли парламента ЕС;

     в-третьих, формирование экономического и валютного  союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она  вытеснила из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро стал не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро регулирует созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование.

     Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она функционировала параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг - максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты.

     Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя  снижению издержек и росту эффективности  производства. Достаточно сказать, что  до сих пор физические и юридические  лица стран - членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли  издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких  непродуктивных затрат.

     В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу  интеграции:

     1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в  год проводит сессии на уровне  глав государств и правительств, а также регулярно собирается  на уровне различных министров  (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС  на высшем уровне принимает  стратегические интеграционные  решения наподобие Единого европейского  акта или Маастрихтского договора  и обладает важнейшими нормотворческими  функциями.

     2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный  орган, своего рода правительство  ЕС, претворяющее в жизнь решения  СЕС. В то же время КЕС  издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими  компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными  вопросами (сельское хозяйство,  энергетика и т.д.) и назначаемых  сроком на пять лет национальными  правительствами, но не зависимых  от последних. Резиденция КЕС  находится в Брюсселе, штат насчитывает  примерно 15 тыс. человек. Среди  органов Европейского союза КЕС  играет ключевую роль в том  смысле, что именно в его аппарате  разрабатываются идеи и конкретные  предложения относительно путей  и форм дальнейшего развития  Союза.

     3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией  в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан  во всех странах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов,  причем представительство каждой  страны зависит от численности  ее населения. После вступления  в действие Маастрихтского договора  с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были  значительно расширены, выйдя  далеко за рамки преимущественно  консультативных полномочий. К ним  относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС  и право поручать ей разработку  конкретных предложений по развитию  интеграции, право принимать совместно  с СЕС решения по отдельным  вопросам законодательства ЕС.

     4. Европейский суд, обеспечивающий  правильную интерпретацию и реализацию  нормативных актов (законодательства) ЕС.

     5. ФЕОГА, на который приходится  большая часть бюджета ЕС (о  нем было сказано выше).

     6. Европейский социальный фонд, облегчающий  перемещение рабочей силы внутри  ЕС и ее адаптацию к изменяющимся  условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

     7. Европейский фонд регионального  развития, содействующий структурной  перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых  или депрессивных (с большим удельным  весом старых отраслей).

     8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого  участия стран - членов ЕС в  его основном капитале. Имея функции  коммерческого банка, он предоставляет  кредиты государственным структурам  стран - членов ЕС.

     В декабре 1997 г. СЕС на своей очередной  сессии на высшем уровне принял решение  начать переговоры с Чехией, Венгрией, Польшей, Словенией, Эстонией и Кипром (греч) о вступлении этих стран в  ЕС в качестве полноправных членов.

3. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ  ГРУППИРОВОК СТРАН АМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА.

      Еще в 60-е гг. латиноамериканские предпринимали  попытки создания интеграционных группировок  в своем регионе с целью  повышения уровня конкурентоспособности  национальных предприятий и организации  крупных и открытых рынков. В 1960 г. Был подписан «Договор Монтевидео»  о создании зоны свободной торговли, включавшей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). Позже эту организацию сменила  Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ).

      Кроме того, в 90-х гг. в Центральной и  Южной Америке (формально) функционирует  Андская субрегиональная группировка, Центральноамериканский общий рынок, Карибское сообщество и Карибский  общий рынок (КАРИКОМ). Однако, несмотря на принятые этими интеграционными  группировками программы либерализации  внешней торговли и попытки использования  намеченных механизмов промышленного  и финансового сотрудничества, существенного  успеха в экономическом развитии они не добились.

      Реальная  активизация интеграционных процессов  на американском континенте наблюдалась  в 90-е гг. после образования Североамериканской ассоциации свободной торговли  (НАФТА) в составе США, Канады и  Мексики, а также Общего рынка стран Южного Конуса (МЕРКОСУР), созданного Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. Эти динамичные группировки, возможно, положат  начало  провозглашенной бывшим президентом США Дж. Бушем «Инициативы для Америк», согласно которой предусматривается образование всеамериканской зоны свободной торговли  «от Аляски до Огненной Земли». 
 

      3.1 НАФТА – Североамериканская  зона свободной  торговли.

      Соглашение  о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли  (НАФТА) между  США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских ТНК, так как достигнутый уровень  срастания американской экономики  с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же  подталкивали радикальные  изменения в политической и экономической  ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и  углубление интеграционных процессов  в своем регионе; Япония, Китай  и страны Юго-Восточной Азии стремительно

      экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации  интеграционных процессов на своем  континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность  американских корпораций на мировом  рынке.

      Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности  – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. В частности, один час рабочего времени  в Канаде в 1993 г. Стоил 5,75 долл., в  США – 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов. В первую очередь намечалась либерализация товарообмена с Мексикой, так как в канадо-американской торговле  барьеры к моменту  подписания соглашения о НАФТА уже  были устранены.

      Соглашением предусматривается либерализация  внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация  единого континентального североамериканского  рынка для свободного движения  товаров, услуг, капитала и рабочей  силы через границы, разделяющие  три государства. В первую очередь  намечено освободить от ограничений  торговлю готовыми изделиями. Уже в 1994 г. Пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных  товаров, автомобилей и текстиля предусмотрена  плавная либерализация.

      В течение  15 лет намечено ликвидировать  почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию  трех национальных рынков, сформировав  зону свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым  продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей  в мировом экспорте порядка 17%. Кроме  того предусматривается принятие тремя  странами аналогичных законов в  области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой  наказание виновных штрафами или  определенными санкциями. Правда, по состоянию на 1 января 1998 года в рамках НАФТА еще не были созданы наднациональные  органы управления, регулирующие ход  сотрудничества, - Экономическая комиссия, Совет министров, суд и т.д.

Информация о работе Международная экономическая интеграция