Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце ХХ века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integration - восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседских стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 2.

1. Сущность формы и этапы международной экономической интеграции ... 4.

1.1 Сущность, этапы и предпосылки развития интеграционных процессов.. 4.

1.2 Механизм и последствия экономической интеграции …………………... 9.

1.3 виды международной экономической интеграции……………………….12.

2. Европейский Союз ………………………………………………………….. 14.

3. Особенности интеграционных группировок стран американского континента ……………………………………………………………………. 17.

3.1НАФТА-Североамериканская зона свободной торговли…………………18.

3.2 МЕРКОСУР………………………………………………………………... 20.

4. Экономическая интеграция в АТР……………………………………... 22.

4.1 АСЕАНА…………………………………………………………………… 22.

4.2 АТЭС………………………………………………………………………. 24.

Заключение……………………………………………………………………. 27.

Список литературы………………………………………………………… 30.

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

     Первые  тенденции развертывания процесса международной экономической интеграции начали проявляться уже в 50-60-е  гг. XX в. Так, в марте 1957 г. был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) или, как его еще называли, Договор об "Общем рынке", на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность Европейский союз. В 1958 г. было подписано соглашение о свободной торговле и экономической интеграции между рядом государств Центральной Америки ("Договор Тегусигальпы"). В 1959 г. был создан Западно-Африканский валютный союз, в 1960 г. - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, а затем Центральноамериканский общий рынок. Число торговых и экономических союзов в мировой экономике возрастало и в отдельные годы доходило до 100, часть из которых затем прекращала свою деятельность, некоторые формально сохранялись, но экономическое взаимодействие в их рамках было не очень интенсивным.

     К началу XXI в. в мире действовало 85 различных региональных торговых и экономических организаций и союзов, но реально сути процесса международной экономической интеграции соответствовал прежде всего ЕС, а также, в меньшей степени, НАФТА. В некоторых случаях процесс международной экономической интеграции, по существу, только имитируется или термин "международная экономическая интеграция" используется в ситуациях, когда собственно интеграционное взаимодействие отсутствует или же такие группировки и союзы не идут дальше начальных стадий данного процесса.

     Исторический  опыт свидетельствует о наличии  нескольких обязательных этапов развертывания  процесса международной экономической  интеграции (иногда эти этапы определяют как самостоятельные виды интеграционных объединений):

     Создание  зоны свободной торговли, когда страны-участницы  отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.

     Создание  таможенного союза, суть которого состоит  в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и  в формировании единого таможенного  тарифа по отношению к третьим  странам (не входящим в данный таможенный союз).

     Формирование  так называемого общего рынка - здесь  барьеры снимаются не только для  движения внутри группы стран товаров  и услуг, но и рабочей силы и  капитала, т.е. всех факторов производства. Идея общего рынка зародилась еще  в марте 1957 г. при подписании договора о создании ЕЭС.

     Создание  экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям  предыдущих этапов международной экономической  интеграции здесь добавляются:

     взаимная  адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при  этом к числу наиболее сложных  относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);

     взаимное  сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как  дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга  к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;

     проведение  странами единой экономической политики;

     создание  общей системы регулирования  уже не только экономических, но и  социально-политических процессов;

     переход к единой валюте интеграционного  сообщества - одна из наиболее сложных  проблем данного этапа.

     5. Завершающий этап - полная экономическая  (а также политическая) интеграция.

     На  практике пройти четыре первых этапа  процесса международной экономической  интеграции и перейти к решению  задач завершающего этапа удалось  лишь Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС - ЕЕС, European Economic Community) (ныне Европейский союз, ЕС - European UNION, ЕU). (Впрочем, расширение состава стран - участниц ЕС и вступление в его состав еще 10 новых стран в мае 2004 г. затрудняет решение этих проблем. В частности, осложнятся проблемы финансирования из единого бюджета ЕС его бедных регионов. В начале 2004 г. на региональное развитие отстающих регионов в бюджете ЕС было выделено 39 млрд. евро. В связи со вступлением в ЕС 10 новых стран Еврокомиссия увеличивает эту сумму до 51 млрд. евро, что резко ограничивает расходы на единую аграрную политику ЕС. Почти половина этих расходов шла в отстающие регионы ЕС в составе 15 стран (преимущественно в Германию, Испанию, Италию и Великобританию). Указанные регионы получали финансовую помощь, поскольку ВВП на душу населения в них составлял менее 75% от среднего по ЕС. Однако расширение ЕС существенно снижает средний показатель, поэтому многие из этих регионов перестают быть "бедными")

     Характерно, что практически в одно время  с ЕЭС (в 1957 г) в Европе была создана  еще одна организация такого же типа - Европейская ассоциация свободной  торговли (ЕАСТ - ЕFТА, European Frее Тrade Аssociatiоn), о которых еще в начале 60-х гг. говорили как о "равновеликих" интеграционных объединениях или "сравнимых величинах". Но если ЕЭС действительно удалось пройти все основные этапы процесса международной экономической интеграции, то ЕАСТ "остановилась" на первом этапе - этапе формирования зоны свободной торговли. В результате из семи первоначально входивших в ЕАСТ стран (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция) в этой организации остались лишь четыре (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Австрия, Финляндия и Швеция с 1991 г. являются членами ЕС.

1.2 Механизм и последствия  экономической интеграции

 

     Движущей  силой международной экономической  интеграции выступают фирмы. Они  заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе  через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает  предпосылки для оживления международной  торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению  в экономке. Последнее создает  стимулы для роста инвестиции и ведет и конечном счете к  росту прибылей.

     Одновременно  происходит санация фирменной структуры  в результате расширения рынка сильные (но не обязательно крупные) фирмы  становятся еще могущественнее, а  слабые, которые находили ниши и  удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном  рынке, разоряются и поглощаются  более сильными. С ликвидацией  границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка  могут приспособиться только сильные  динамичные предприятия.

     В условиях международной экономической  интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются следующие экономические  эффекты: отсутствие необходимости  содержать торговые представительства  в каждой стране; рост преимуществ  узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в рамках региона; рост степени  ценовой конкурентоспособности  за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые  позволяют успешнее осваивать рынки  третьих стран.

     На  макроуровне принимается в расчет, что внутрирегиональная торговля становится эффективнее; появляются новые возможности  для использования оптимального месторасположения предприятий  на территории интеграционной группировки; снижаются издержки производства и  сбыта, товаров и услуг; растущая емкость рынка позволяет увеличивать  расходы на НИОКР.

     Правовая  база региональной экономической группировки  обычно направлена на защиту экономически более слабых стран-членов. Она уменьшает  негативные воздействия конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства  и формально отвечает интересам  как сильных, так и слабых ее участников.

     Сближение и сращивание национальных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимости координации  и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам  стран - участниц интеграционного объединения. В этой связи появляется необходимость  повышения уровня регулирования  межгосударственных хозяйственных  связей путем ограничения суверенитета каждого государства и создания наднациональных органов управления, в функции которых входит разработка, координация и контроль отдельных  сфер экономик стран - участниц интеграционных объединений.

     В то же время, уступая часть своего суверенитета, интегрирующиеся государства  как бы приобретают в общее  пользование часть суверенитета других государств. При этом предметом  острых противоречий обычно остается определение допустимых пределов делегирования  экономического и политического  суверенитета в коллективное пользование. В частности, обязанность интегрирующегося государства приводить свои технические  нормы и стандарты в соответствие со стандартами, принятыми в интеграционном объединении, может наносить существенный материальный ущерб национальным фирмам, поставлявшим продукцию на местный  рынок. Национальные стандарты защищали производителей от иностранных конкурентов, продукция которых по таможенным правилам должна была соответствовать  стандартам страны-импортера.

     Примером  ограничения суверенитета государств в использовании технических  норм и стандартов по своему усмотрению могут служить правила ЕС, в  соответствии с которыми правительства  стран - членов Союза обязаны посылать в Комиссию Европейского союза (КЕС) для утверждения все законы, касающиеся технических стандартов. В случае несоответствия национальных технических  стандартов нормам ЕС и отказа правительства  привести их в надлежащее соответствие с этими нормами КЕС передает дело на рассмотрение в другой наднациональный  орган - Суд Европейского союза.

     Ограничения суверенитета интегрирующихся государств могут наносить существенный ущерб  целым отраслям производства этих стран. Так, условиями договора о таможенном союзе, заключенного между Европейским  союзом и Турцией в 1995 г., предусматривалось  устранение барьеров (тарифов) во взаимной торговле. Если для экономики Турции в целом этот договор был благоприятным, так как давал возможность  получать от ЕС льготные займы и  безвозмездные ссуды, то автомобильная  промышленность ее, ранее защищенная 40% -ным протекционистским тарифом, понесла большие потери от наплыва  в страну западноевропейских автомобилей. Примером защиты своего суверенитета в проведении независимой национальной политики в денежно-кредитной сфере  может служить отказ Великобритании, Греции, Дании и Швеции от присоединения  к введению единой общеевропейской  валюты - евро - в рамках экономического и валютного союза стран - членов ЕС с 1 января 1999 г.

     По  мнению ряда экспертов ВТО, преференциальные соглашения внутри международных экономических  интеграционных объединений порой  серьезно подрывают главное правило  ГАТТ/ВТО - взаимное предоставление (глобальное) странам-членам режима наибольшего  благоприятствования. Преференциальные взаимные соглашения между членами  интеграционных региональных группировок  могут игнорировать его, легально предоставляя партнерам по группировке значительно  большие торговые льготы, чем другим странам - членам ГАТТ/ВТО. Кроме того, государства - члены интеграционных объединений порой применяют  антидемпинговые меры и "добровольные" ограничения экспорта к предприятиям третьих стран в обход норм ГАТТ/ВТО.

     В качестве первого шага на пути к  общемировой (в рамках ВТО) экономической  интеграции многие страны на ближайшую  перспективу предпочитают более  узкую, региональную интеграцию. Это, по их мнению, позволит "с меньшими потерями" пройти первые, наиболее болезненные  и сложные шаги либерализации  собственных внутренних рынков, а  также более весомо выступить  с совместной позицией своих региональных интеграционных объединений в дальнейших переговорах на пути к глобальной экономической интеграции.

1.3. Виды международной экономической интеграции

 

Международная экономическая интеграция в своём  развитии проходит ряд ступеней: 1

  • Зону свободной торговли (ЗСТ);
  • Таможенный союз, (ТС);
  • Единый рынок (ЕР);
  • Полная экономическая интеграция.

У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая  характерная особенность. Она состоит  в том, что между странами, вступившими  в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические  барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где  развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная  территориальная и отраслевая структура  производства. Благодаря этому все  страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические  черты. 

    Таблица 2. Ступени  развития региональной экономической  интеграции2

Информация о работе Международная экономическая интеграция