Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:57, курсовая работа
Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце ХХ века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран – членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integration - восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседских стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.
Введение………………………………………………………………………... 2.
1. Сущность формы и этапы международной экономической интеграции ... 4.
1.1 Сущность, этапы и предпосылки развития интеграционных процессов.. 4.
1.2 Механизм и последствия экономической интеграции …………………... 9.
1.3 виды международной экономической интеграции……………………….12.
2. Европейский Союз ………………………………………………………….. 14.
3. Особенности интеграционных группировок стран американского континента ……………………………………………………………………. 17.
3.1НАФТА-Североамериканская зона свободной торговли…………………18.
3.2 МЕРКОСУР………………………………………………………………... 20.
4. Экономическая интеграция в АТР……………………………………... 22.
4.1 АСЕАНА…………………………………………………………………… 22.
4.2 АТЭС………………………………………………………………………. 24.
Заключение……………………………………………………………………. 27.
Список литературы………………………………………………………… 30.
Первые
тенденции развертывания
К началу XXI в. в мире действовало 85 различных региональных торговых и экономических организаций и союзов, но реально сути процесса международной экономической интеграции соответствовал прежде всего ЕС, а также, в меньшей степени, НАФТА. В некоторых случаях процесс международной экономической интеграции, по существу, только имитируется или термин "международная экономическая интеграция" используется в ситуациях, когда собственно интеграционное взаимодействие отсутствует или же такие группировки и союзы не идут дальше начальных стадий данного процесса.
Исторический опыт свидетельствует о наличии нескольких обязательных этапов развертывания процесса международной экономической интеграции (иногда эти этапы определяют как самостоятельные виды интеграционных объединений):
Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.
Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).
Формирование так называемого общего рынка - здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т.е. всех факторов производства. Идея общего рынка зародилась еще в марте 1957 г. при подписании договора о создании ЕЭС.
Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:
взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);
взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;
проведение странами единой экономической политики;
создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;
переход к единой валюте интеграционного сообщества - одна из наиболее сложных проблем данного этапа.
5. Завершающий этап - полная экономическая (а также политическая) интеграция.
На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС - ЕЕС, European Economic Community) (ныне Европейский союз, ЕС - European UNION, ЕU). (Впрочем, расширение состава стран - участниц ЕС и вступление в его состав еще 10 новых стран в мае 2004 г. затрудняет решение этих проблем. В частности, осложнятся проблемы финансирования из единого бюджета ЕС его бедных регионов. В начале 2004 г. на региональное развитие отстающих регионов в бюджете ЕС было выделено 39 млрд. евро. В связи со вступлением в ЕС 10 новых стран Еврокомиссия увеличивает эту сумму до 51 млрд. евро, что резко ограничивает расходы на единую аграрную политику ЕС. Почти половина этих расходов шла в отстающие регионы ЕС в составе 15 стран (преимущественно в Германию, Испанию, Италию и Великобританию). Указанные регионы получали финансовую помощь, поскольку ВВП на душу населения в них составлял менее 75% от среднего по ЕС. Однако расширение ЕС существенно снижает средний показатель, поэтому многие из этих регионов перестают быть "бедными")
Характерно, что практически в одно время с ЕЭС (в 1957 г) в Европе была создана еще одна организация такого же типа - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ - ЕFТА, European Frее Тrade Аssociatiоn), о которых еще в начале 60-х гг. говорили как о "равновеликих" интеграционных объединениях или "сравнимых величинах". Но если ЕЭС действительно удалось пройти все основные этапы процесса международной экономической интеграции, то ЕАСТ "остановилась" на первом этапе - этапе формирования зоны свободной торговли. В результате из семи первоначально входивших в ЕАСТ стран (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция) в этой организации остались лишь четыре (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Австрия, Финляндия и Швеция с 1991 г. являются членами ЕС.
Движущей
силой международной
Одновременно происходит санация фирменной структуры в результате расширения рынка сильные (но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном рынке, разоряются и поглощаются более сильными. С ликвидацией границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка могут приспособиться только сильные динамичные предприятия.
В
условиях международной экономической
интеграции на уровне участников внешнеторговых
сделок учитываются следующие
На
макроуровне принимается в
Правовая база региональной экономической группировки обычно направлена на защиту экономически более слабых стран-членов. Она уменьшает негативные воздействия конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства и формально отвечает интересам как сильных, так и слабых ее участников.
Сближение
и сращивание национальных хозяйств
приводит к существенному пересмотру
подходов к развитию многих отраслей
национальной экономики в каждой
стране и необходимости координации
и приспособления внутренних рынков
к возникающим общим интересам
стран - участниц интеграционного объединения.
В этой связи появляется необходимость
повышения уровня регулирования
межгосударственных хозяйственных
связей путем ограничения суверенитета
каждого государства и создания
наднациональных органов
В
то же время, уступая часть своего
суверенитета, интегрирующиеся государства
как бы приобретают в общее
пользование часть суверенитета
других государств. При этом предметом
острых противоречий обычно остается
определение допустимых пределов делегирования
экономического и политического
суверенитета в коллективное пользование.
В частности, обязанность интегрирующегося
государства приводить свои технические
нормы и стандарты в
Примером ограничения суверенитета государств в использовании технических норм и стандартов по своему усмотрению могут служить правила ЕС, в соответствии с которыми правительства стран - членов Союза обязаны посылать в Комиссию Европейского союза (КЕС) для утверждения все законы, касающиеся технических стандартов. В случае несоответствия национальных технических стандартов нормам ЕС и отказа правительства привести их в надлежащее соответствие с этими нормами КЕС передает дело на рассмотрение в другой наднациональный орган - Суд Европейского союза.
Ограничения
суверенитета интегрирующихся государств
могут наносить существенный ущерб
целым отраслям производства этих стран.
Так, условиями договора о таможенном
союзе, заключенного между Европейским
союзом и Турцией в 1995 г., предусматривалось
устранение барьеров (тарифов) во взаимной
торговле. Если для экономики Турции
в целом этот договор был благоприятным,
так как давал возможность
получать от ЕС льготные займы и
безвозмездные ссуды, то автомобильная
промышленность ее, ранее защищенная
40% -ным протекционистским
По мнению ряда экспертов ВТО, преференциальные соглашения внутри международных экономических интеграционных объединений порой серьезно подрывают главное правило ГАТТ/ВТО - взаимное предоставление (глобальное) странам-членам режима наибольшего благоприятствования. Преференциальные взаимные соглашения между членами интеграционных региональных группировок могут игнорировать его, легально предоставляя партнерам по группировке значительно большие торговые льготы, чем другим странам - членам ГАТТ/ВТО. Кроме того, государства - члены интеграционных объединений порой применяют антидемпинговые меры и "добровольные" ограничения экспорта к предприятиям третьих стран в обход норм ГАТТ/ВТО.
В качестве первого шага на пути к общемировой (в рамках ВТО) экономической интеграции многие страны на ближайшую перспективу предпочитают более узкую, региональную интеграцию. Это, по их мнению, позволит "с меньшими потерями" пройти первые, наиболее болезненные и сложные шаги либерализации собственных внутренних рынков, а также более весомо выступить с совместной позицией своих региональных интеграционных объединений в дальнейших переговорах на пути к глобальной экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней: 1
У всех этих ступеней,
или видов, интеграции есть общая
характерная особенность. Она состоит
в том, что между странами, вступившими
в тот или иной вид интеграции,
устраняются определенные экономические
барьеры. Вследствие этого в пределах
интеграционного объединения
Таблица 2. Ступени развития региональной экономической интеграции2