Методы экономического прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:46, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является - рассмотреть прогнозирование как форму государственного регулирования, а также изучить порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………..……………..……………………………..….. 3
1 Прогнозирование как форма государственного регулирования…………………… 4
2 Классификация социально-экономических прогнозов…………………………….. 6
3 Виды планов и программ……………………………………………………………. 9
4 Порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации…………………………………………………………………. 13
Заключение……………………………..…………………………………….……..…… 17
Список используемых источников …………………………….……………………… 18

Работа содержит 1 файл

¦ Система разработки гос. прогнозов, программ и планов социально-эконом. положения в РФ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Экономические прогнозы всех видов являются научной базой  для разработки программ и планов социально-экономического развития Российской Федерации. Экономическое прогнозирование .выполняет функции научного, вероятностного предвидения будущего с учетом максимального учета экономических и социальных факторов развития общества.

 

3 Виды планов  и программ

 

Каждый вид прогнозов  может быть дифференцирован по следующим основным направлениям: масштабности объекта прогнозирования; времени учреждения (по прогнозируемому периоду или горизонту прогнозирования); времени осуществления; цели прогнозирования; способу представления информации; характеру прогнозирования (2, с. 11).

 Государственное прогнозирование на долгосрочную и среднесрочную перспективы

В Российской Федерации  осуществляется государственное прогнозирование  социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Прогноз разрабатывается на десятилетний период и уточняется один раз в пять лет. На основе этого прогноза организуется разработка концепции развития страны, в которой обосновываются варианты развития РФ, определяются основные цели, а также пути и средства их достижения.

Правительство РФ определяет порядок разработки долгосрочного прогноза и концепции.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу занимает центральное место в государственном регулировании социально-экономических отношений. Это определенный способ трактовки вероятных социально-экономических процессов в обществе и стратегия их развития. Эти данные должны опубликовываться. Они служат базой, основой разработки среднесрочных прогнозов.

В соответствии с существующим законодательством прогноз социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки таких прогнозов определяется Правительством Российской Федерации. Данные среднесрочного прогноза подлежат опубликованию.

Первое послание Президента России после вступления его в  должность Федеральному собранию содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. В этом разделе дается общая характеристика современного состояния национальной экономики, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства на среднесрочную перспективу, направления реализации поставленных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне.

Исходя из предложенной Президентом концепции Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Ее разделами являются: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики; концепция социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика. Разработанная программа официально должна быть представлена правительством в Совет Федерации и Государственную Думу (5, с. 108).

Известны содержания первой (1995 г.), а также второй программы  Правительства РФ, которая имеет название «Структурная перестройка и экономический рост в 1997--2000 годах» и утверждена его постановлением № 60 от 31 марта 1997 г. Вторая программа содержит следующие основные разделы:

1. Итоги реализации  программы правительства на 1995- 1997 годы.

2. Новый этап преобразований - структурная перестройка экономики  России.

3. Цели и задачи  программы.

4. Макроэкономическая  политика.

5. Институциональные  преобразования.

6. Структурная и инвестиционная  политика.

7. Реформа социальной  сферы.

8. Экономика военной  реформы.

9. Региональная экономическая  политика.

10. Основные параметры  развития экономики на 1997-2000 годы (этот раздел включает темпы  и пропорции развития экономики).

Таким образом, долгосрочные планы обычно носят описательный характер. В них содержатся главные стратегические цели государства, региона, предприятия на перспективу. Стратегические цели формируются для поиска новых стратегий «продукт - рынок». Для предприятий и регионов это означает развитие новых производств, вертикальной и горизонтальной интеграции, создание зарубежных филиалов, привлечение инвестиций и т.д.

В среднесрочном планировании на основе разработанных целей 'составляются соответствующие проекты и формируется  долгосрочная политика региона, предприятия. Среднесрочные планы предприятия составляются обычно в три этапа:

1) каждое хозяйственное  подразделение составляет прогноз  своего развития на основе  собственной базы данных;

2) составленные прогнозы  подразделений сопоставляются и  выявляются основные расхождения  (диспропорции);

3) разрабатывается общий  сценарий развития предприятия  с учетом внутренних и внешних  факторов.

Краткосрочное государственное  прогнозирование

Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланием, в котором содержится анализ выполнения среднесрочной программы развития и уточнение указанной программы на предстоящий год.

При представлении проекта  федерального бюджета в Государственную  Думу Правительство РФ одновременно представляет следующие документы: итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; проект сводного финансового баланса по территории РФ; перечень основных социально-экономических задач (проблем), на решение которых направлена политика Правительства РФ; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре. При необходимости правительство представляет проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году (5, с. 111).

 

4 Порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации

 

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития Российской Федерации – деятельность органов  государственной власти Российской Федерации по разработке, утверждению, исполнению, корректировке указанных прогнозов и их использованию в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций (12, с. 34).

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Закон определяет состав системы государственных прогнозов  социально - экономического развития Российской Федерации, а также основные принципы государственного прогнозирования РФ на долго-, средне- и краткосрочную перспективу.

Порядок разработки прогнозов  социально-экономического развития определяется Правительством Российской Федерации.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом  по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, а также при различных стратегиях государственной социально-экономической политики.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики темпов развития экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и  порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации (1, с. 29).

В целях обеспечения  преемственности социально-экономической  политики государства данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу  используются при разработке прогнозов  социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с которым  он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу  разрабатывается ежегодно. Ежегодное  послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие  документы и материалы:

- итоги социально-экономического  развития Российской Федерации  за прошедший период текущего года;

- прогноз социально-экономического  развития на предстоящий год;

- проект сводного финансового  баланса по территории Российской  Федерации;

- перечень основных  социально-экономических проблем  (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;

- перечень федеральных  целевых программ, намеченных к  финансированию за счет средств  федерального бюджета на предстоящий  год;

- перечень и объемы  поставок продукции для федеральных  государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

- намечаемые проектировки  развития государственного сектора  экономики.

Правительство Российской Федерации представляет при необходимости  проекты федеральных законов, предусматривающих  меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора  экономики включают показатели его  функционирования и развития, получения  и использования доходов от распоряжения государственным имуществом.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора  экономики содержат оценку эффективности  использования федеральной собственности  и пакетов акций, а также программу  повышения эффективности использования  федеральной собственности (10, с. 157).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В итоге проведенной  работы можно сделать выводы.

Разработка государственных  прогнозов на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективу  возложена на Правительство России. Такие прогнозы содержат анализ ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатывают в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Информация о работе Методы экономического прогнозирования