Методы экономического прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:46, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является - рассмотреть прогнозирование как форму государственного регулирования, а также изучить порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………..……………..……………………………..….. 3
1 Прогнозирование как форма государственного регулирования…………………… 4
2 Классификация социально-экономических прогнозов…………………………….. 6
3 Виды планов и программ……………………………………………………………. 9
4 Порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации…………………………………………………………………. 13
Заключение……………………………..…………………………………….……..…… 17
Список используемых источников …………………………….……………………… 18

Работа содержит 1 файл

¦ Система разработки гос. прогнозов, программ и планов социально-эконом. положения в РФ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образованное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Кафедра «ЭУХЛК»

                       Дисциплина:  «Государственное регулирование экономики»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

Д.Н. Ивашов

 

                                                                                             Направление 080200.62

                                                                                               БМЕН «Менеджмент»

    Зачетная книжка  №100430696

Проверил(а)_______________

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………..……………..……………………………..…..

3

1 Прогнозирование как  форма государственного регулирования……………………

4

2 Классификация социально-экономических  прогнозов……………………………..

6

3 Виды планов и программ…………………………………………………………….

9

4 Порядок разработки  прогнозов и программ социально-экономического  развития Российской Федерации………………………………………………………………….

13

Заключение……………………………..…………………………………….……..……

17

Список используемых источников …………………………….………………………

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прогнозирование социально-экономического развития относится к числу экономических  форм государственного регулирования  предпринимательской деятельности. В начальный период перехода России к рыночной экономике появились утверждения о том, что планирование несовместимо с рыночным хозяйством: «план или рынок, третьего не дано». Однако идеологи «шоковой терапии» не учитывали того, что планирование в его мягкой, индикативной форме, успешно применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Директивное планирование, присущее командной экономике и предполагающее жесткую ответственность за не­выполнение плановых показателей, для рыночной экономики неприемлемо. Хотя в рамках конкретного предприятия, когда внутрихозяйственным подразделениям устанавливаются определенные задания, сроки их исполнения и т.д., такая форма планирования вполне возможна.

В Российской Федерации  система государственного прогнозирования социально-экономического развития была введена Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Программа социально-экономического развития — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Целью работы является -  рассмотреть прогнозирование как форму государственного регулирования, а также изучить порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.

 

1 Прогнозирование  как форма государственного регулирования

 

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется в соответствие с Федеральным Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (принятым Государственной Думой 23 июня 1995 года, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 N 159-ФЗ) (1, с. 21).

Настоящий Федеральный  закон определяет цели, содержание, порядок разработки и рассмотрения системы государственных прогнозов  социально-экономического развития Российской Федерации, концепций социально-экономического развития Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации и индикативных планов.

В соответствии с законом, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - система  научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики и общества.

Прогнозирование как  одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д. Во всех видах общественной деятельности необходимо предвидение перспектив развития, будущих последствий принятых в настоящее время решений, а также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер (4, с. 57).

Задача состоит в  том, чтобы учесть взаимодействие множества  объективных и субъективных факторов (внутренних и внешних), добиться, чтобы предвидение как элемент управления общественным развитием было по-настоящему научным и достоверным.

Цель прогнозирования  состоит в создании научных предпосылок, включающих: научный анализ тенденций  развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом  по Российской Федерации:

- по народнохозяйственным  комплексам (в том числе в территориальном  разрезе);

- по отраслям экономики;

- по регионам (по экономическим районам).

Отдельно выделяются прогнозы развития государственного сектора  экономики.

Прогнозы основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, инновационных, экономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов общественно значимых сфер деятельности, а также прогнозов интеграционных связей стран-членов Содружества независимых государств (СНГ) и развития мировой экономики.

Прогнозы разрабатываются  в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, природных и других факторов. Они включают количественные и качественные показатели развития макроэкономической ситуации, структуры экономики, научно-технического и инновационного развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения населения (6, с. 104).

Методологические и методические вопросы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым Правительство поручает разработку прогнозов. В частности сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза. В системе Российской академии наук (РАН) прогнозы разрабатывает Институт народнохозяйственного прогнозирования.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на десятилетний период. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития России, заложенные в прогнозе на долгосрочную перспективу, определяются возможные цели и стратегические приоритеты социально-экономического развития РФ, пути, средства и этапы достижения поставленных целей и реализации приоритетов. Концепция социально-экономического развития вместе с предложениями о системе долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных целей и приоритетов, направляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.

 

2 Классификация  социально-экономических прогнозов

 

Внутри каждого направления  выделяются отдельные группы прогнозов. Так, в направлении дифференциации прогнозов по масштабности объекта  прогнозирования можно выделить прогнозы: глобальные, макропрогнозы, межотраслевые и межрегиональные, региональные, развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и микропрогнозы (5, с. 49).

Глобальные прогнозы рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности экономики в мировом масштабе, макропрогнозы служат для прогнозирования общих тенденций на уровне страны в целом, структурные - для предсказания развития комплексов народного хозяйства в разрезе республик, регионов, их отдельных социальных и производственных сфер, региональные - предсказывают развитие отдельных регионов страны.

Прогнозирование народнохозяйственных комплексов - это предвидение их технической, технологической и организационной взаимосвязи.

Составляются также  прогнозы по отраслям народного хозяйства (отраслевые) и по предприятиям, видам продуктов (микропрогнозы).

Все более широкое  применение находят комплексные прогнозы. Они составляются в виде общих прогнозов развития национальной экономики в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, регионам, развития государственного сектора.

 По времени учреждения можно выделить следующие группы прогнозов: долгосрочные (5-15лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (от одного месяца до года), оперативные (до одного месяца).

По времени осуществления  различают прогноз в реальном масштабе времени, этапный прогноз, неограниченный по времени принятия решения. Прогнозирование в реальном масштабе времени проводится относительно объектов, которые быстро меняют свои характеристики, вследствие чего необходимо не допустить выхода объекта из области управляемых или допустимых состояний с вероятностью не менее заданной. Этапный прогноз предполагает принятие прогнозных решений в течение одного этапа жизненного цикла, а реализацию - в течение другого этапа.

Например, решение в  бизнес-плане о канал ах реализации товарной продукции принимается  до ее производства, а реализуется продукция по окончании определенного цикла производства.

Прогнозы, неограниченные по времени принятия решения, составляются без указания конкретного срока. Например, прогнозы поворота северных рек в России обсуждались в 30-х  и 80-х гг. текущего столетия.

По цели прогнозирования  можно выделить прогнозы: на основе' творческого видения будущего, поисковые, нормативные и комбинированные. Прогнозирование на основе творческого  видения будущего базируется на «утопическом»  или «антиутопическом» описании будущего; это, как правило, в большей степени качественный прогноз, основанный на прогрессивных научных теориях (8, с. 67).

Поисковое прогнозирование имеет в своей основе объективный анализ исторических закономерностей; в нем закладывается принцип развития от настоящего к будущему. Это прогнозирование основывается на экстраполяции существующих тенденций и является базой для стратегического планирования. На рис. 2 представлена схема поискового прогнозирования.

Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование предполагает проведение исследований от будущего (нормативного, желаемого) состояния к настоящему. К нормативному прогнозированию прибегают тогда, когда невозможно использовать поисковое прогнозирование, т.е. эти виды прогнозирования осуществляются в основном с применением качественных показателей.

Может быть проведено  и так называемое комбинированное прогнозирование с использованием поисковых (экстраполятивных) и нормативных приемов.

По способу представления  информации прогнозы подразделяются на точечные и интервальные.

Точечный прогноз предполагает единственное наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя. Например, в следующем году розничные цены на хлебобулочные изделия снизятся на 10%. Интервальный прогноз предсказывает величину показателя в определенном интервале. Например, розничные цены на хлебобулочные изделия в следующем году снизятся на 5--10%.

По характеру прогнозирования  различают пассивные, активные, вариантные и инвариантные и другие прогнозы. Пассивный прогноз предполагает, что регион, предприятие не могут активно воздействовать на свое будущее, т.е. у предприятий, регионов нет возможностей воздействовать на внешнюю среду. Активный прогноз, наоборот - самые активные воздействия предприятия, региона на внешнюю среду (4, с. 67).

Вариантный прогноз связан с неопределенностью внешней среды, а поэтому предполагает разработку нескольких вариантов развития предприятия, региона.

Инвариантный прогноз разрабатывается в одном варианте, т.е. он рассчитан на достаточно высокую степень определенности внешней среды.

Кроме того, прогнозы при  дифференциации их по характеру прогнозирования  могут быть частными и обобщающими, пессимистическими и оптимистическими.

При классификации по степени формализации условий методы прогнозирования могут подразделяться с учетом степени знания объекта на интуитивные и предметные. Интуитивные знания существуют на уровне предчувствий, а предметные могут быть формализованы с помощью формул, при этом выделяют три степени формализации условий: высокую, среднюю, низкую.

Прогнозы могут быть построены на информации, полученной из официальных источников, на основе экономических исследований и информации, полученной из случайных источников. Кроме того, прогнозисту может быть предоставлена умышленно искаженная информация. В условиях рыночных отношений присутствуют все три вида информации. Только искусство прогнозиста позволяет объективно оценивать ее.

Информация о работе Методы экономического прогнозирования