Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:46, контрольная работа
Целью работы является - рассмотреть прогнозирование как форму государственного регулирования, а также изучить порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.
Введение………………………………..……………..……………………………..….. 3
1 Прогнозирование как форма государственного регулирования…………………… 4
2 Классификация социально-экономических прогнозов…………………………….. 6
3 Виды планов и программ……………………………………………………………. 9
4 Порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации…………………………………………………………………. 13
Заключение……………………………..…………………………………….……..…… 17
Список используемых источников …………………………….……………………… 18
Федеральное агентство по образованию
Государственное образованное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Контрольная работа
Кафедра «ЭУХЛК»
Дисциплина: «Государственное регулирование экономики»
Выполнил: студент 2 курса
Д.Н. Ивашов
Зачетная книжка №100430696
Проверил(а)_______________
Хабаровск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………..……………..… |
3 |
1 Прогнозирование как
форма государственного |
4 |
2 Классификация социально- |
6 |
3 Виды планов и программ…………………… |
9 |
4 Порядок разработки
прогнозов и программ |
13 |
Заключение……………………………..………………… |
17 |
Список используемых источников …………………………….……………………… |
18 |
ВВЕДЕНИЕ
Прогнозирование социально-экономического
развития относится к числу
В Российской Федерации система государственного прогнозирования социально-экономического развития была введена Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Программа социально-экономического развития — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Целью работы является - рассмотреть прогнозирование как форму государственного регулирования, а также изучить порядок разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.
1 Прогнозирование
как форма государственного
Государственное прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется в соответствие с Федеральным Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (принятым Государственной Думой 23 июня 1995 года, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 N 159-ФЗ) (1, с. 21).
Настоящий Федеральный
закон определяет цели, содержание,
порядок разработки и рассмотрения
системы государственных
В соответствии с законом,
прогноз социально-
Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д. Во всех видах общественной деятельности необходимо предвидение перспектив развития, будущих последствий принятых в настоящее время решений, а также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер (4, с. 57).
Задача состоит в том, чтобы учесть взаимодействие множества объективных и субъективных факторов (внутренних и внешних), добиться, чтобы предвидение как элемент управления общественным развитием было по-настоящему научным и достоверным.
Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений.
Прогнозы социально-
- по народнохозяйственным
комплексам (в том числе в
- по отраслям экономики;
- по регионам (по экономическим районам).
Отдельно выделяются прогнозы развития государственного сектора экономики.
Прогнозы основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, инновационных, экономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов общественно значимых сфер деятельности, а также прогнозов интеграционных связей стран-членов Содружества независимых государств (СНГ) и развития мировой экономики.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, природных и других факторов. Они включают количественные и качественные показатели развития макроэкономической ситуации, структуры экономики, научно-технического и инновационного развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения населения (6, с. 104).
Методологические и методические вопросы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым Правительство поручает разработку прогнозов. В частности сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза. В системе Российской академии наук (РАН) прогнозы разрабатывает Институт народнохозяйственного прогнозирования.
На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на десятилетний период. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития России, заложенные в прогнозе на долгосрочную перспективу, определяются возможные цели и стратегические приоритеты социально-экономического развития РФ, пути, средства и этапы достижения поставленных целей и реализации приоритетов. Концепция социально-экономического развития вместе с предложениями о системе долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных целей и приоритетов, направляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.
2 Классификация
социально-экономических
Внутри каждого направления
выделяются отдельные группы прогнозов.
Так, в направлении дифференциации
прогнозов по масштабности объекта
прогнозирования можно выделить
прогнозы: глобальные, макропрогнозы,
межотраслевые и
Глобальные прогнозы рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности экономики в мировом масштабе, макропрогнозы служат для прогнозирования общих тенденций на уровне страны в целом, структурные - для предсказания развития комплексов народного хозяйства в разрезе республик, регионов, их отдельных социальных и производственных сфер, региональные - предсказывают развитие отдельных регионов страны.
Прогнозирование народнохозяйственных комплексов - это предвидение их технической, технологической и организационной взаимосвязи.
Составляются также
прогнозы по отраслям народного хозяйства (
Все более широкое применение находят комплексные прогнозы. Они составляются в виде общих прогнозов развития национальной экономики в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, регионам, развития государственного сектора.
По времени учреждения можно выделить следующие группы прогнозов: долгосрочные (5-15лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (от одного месяца до года), оперативные (до одного месяца).
По времени осуществления различают прогноз в реальном масштабе времени, этапный прогноз, неограниченный по времени принятия решения. Прогнозирование в реальном масштабе времени проводится относительно объектов, которые быстро меняют свои характеристики, вследствие чего необходимо не допустить выхода объекта из области управляемых или допустимых состояний с вероятностью не менее заданной. Этапный прогноз предполагает принятие прогнозных решений в течение одного этапа жизненного цикла, а реализацию - в течение другого этапа.
Например, решение в бизнес-плане о канал ах реализации товарной продукции принимается до ее производства, а реализуется продукция по окончании определенного цикла производства.
Прогнозы, неограниченные по времени принятия решения, составляются без указания конкретного срока. Например, прогнозы поворота северных рек в России обсуждались в 30-х и 80-х гг. текущего столетия.
По цели прогнозирования можно выделить прогнозы: на основе' творческого видения будущего, поисковые, нормативные и комбинированные. Прогнозирование на основе творческого видения будущего базируется на «утопическом» или «антиутопическом» описании будущего; это, как правило, в большей степени качественный прогноз, основанный на прогрессивных научных теориях (8, с. 67).
Поисковое прогнозирование имеет в своей основе объективный анализ исторических закономерностей; в нем закладывается принцип развития от настоящего к будущему. Это прогнозирование основывается на экстраполяции существующих тенденций и является базой для стратегического планирования. На рис. 2 представлена схема поискового прогнозирования.
Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование предполагает проведение исследований от будущего (нормативного, желаемого) состояния к настоящему. К нормативному прогнозированию прибегают тогда, когда невозможно использовать поисковое прогнозирование, т.е. эти виды прогнозирования осуществляются в основном с применением качественных показателей.
Может быть проведено и так называемое комбинированное прогнозирование с использованием поисковых (экстраполятивных) и нормативных приемов.
По способу представления информации прогнозы подразделяются на точечные и интервальные.
Точечный прогноз предполагает единственное наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя. Например, в следующем году розничные цены на хлебобулочные изделия снизятся на 10%. Интервальный прогноз предсказывает величину показателя в определенном интервале. Например, розничные цены на хлебобулочные изделия в следующем году снизятся на 5--10%.
По характеру прогнозирования различают пассивные, активные, вариантные и инвариантные и другие прогнозы. Пассивный прогноз предполагает, что регион, предприятие не могут активно воздействовать на свое будущее, т.е. у предприятий, регионов нет возможностей воздействовать на внешнюю среду. Активный прогноз, наоборот - самые активные воздействия предприятия, региона на внешнюю среду (4, с. 67).
Вариантный прогноз связан с неопределенностью внешней среды, а поэтому предполагает разработку нескольких вариантов развития предприятия, региона.
Инвариантный прогноз разрабатывается в одном варианте, т.е. он рассчитан на достаточно высокую степень определенности внешней среды.
Кроме того, прогнозы при дифференциации их по характеру прогнозирования могут быть частными и обобщающими, пессимистическими и оптимистическими.
При классификации по
степени формализации условий методы
прогнозирования могут
Прогнозы могут быть построены на информации, полученной из официальных источников, на основе экономических исследований и информации, полученной из случайных источников. Кроме того, прогнозисту может быть предоставлена умышленно искаженная информация. В условиях рыночных отношений присутствуют все три вида информации. Только искусство прогнозиста позволяет объективно оценивать ее.