Методы и инструменты ГРЭ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:24, реферат

Описание работы

Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные методы государственного регулирования
1.1 Косвенные (экономические) методы……………………………………..4
1.2 Прямые (административные) методы…………………………………....6
Основные инструменты государственного регулирования
2.1 Система инструментов регулирования экономики……………………...7
2.2 Финансовая (фискальная) политика……………………………………...9
2.3 Денежно – кредитная (монетарная) политика………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Экономика. Реферат.docx

— 53.98 Кб (Скачать)

Финансовая (фискальная) политика.

Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической  литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако в  смысловом наполнении двух указанных  терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика» имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.


Понятие «финансовая политика»  отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного  термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в  самостоятельные области экономической  политики государства.

Отметим, что многосторонность понятия «финансовая политика»  ориентирует на восприятие данного  экономического явления в двух аспектах:

  • как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается выполнение многих макроэкономических целей),
  • как самостоятельное направление экономической политики.

Процесс финансового регулирования  основан на использовании системы  аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная  сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные  колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.

Основу финансовых доходов  составляют налоги. По экономическому содержанию налоги - обязательные платежи  физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги.

В ходе исторического развития в мировой хозяйственной практике сформировалось множество видов  налогов. В современных развитых странах их численность составляет около 50.

С целью получения систематизированного представления обо всех налогах  сложились различные их классификации. Например, различают основные и дополнительные налоги. Критерий данного подхода - степень важности доходов для  бюджета. Принято выделять также  прямые и косвенные налоги (основа классификации в данном случае - характер изъятия средств). В зависимости  от субъекта обложения налоги можно  подразделить на две группы: связанные  с доходами и с использованием этих доходов. Налоговая система является мощнейшим средством перераспределения финансовых ресурсов. Степень использования данного метода имеет отличия в разных странах. Например, в США и Японии через налоговую систему мобилизуется 27-29% ВНП, в Швеции - 50-54%.

В целом налоговая система  представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятия  у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой  активности этих субъектов. Решение  данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов. Их действие основано на использовании налоговой  системой ряда принципов.

  1. Налогообложение следует построить так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения).
  2. Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов).
  3. Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов).

В качестве самостоятельного принципа можно назвать и положение  о необходимости нахождения оптимальных  ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом  А.Лаффером.

Завершая разговор о принципах, опора на которые способствует регулирующему  потенциалу налоговой системы, следует  упомянуть еще одну важную характеристику. Практика развитой рыночной экономики показывает: политика доходов имеет более сильный воздействующий эффект по сравнению с политикой расходов. Объяснение в немалой степени имеет социально-психологический характер. Человек эмоциональнее воспринимает факт изъятия, чем случай недополучения.

Обращаясь к конкретным методам  налогового регулирования, следует  обозначить два аспекта.

Во-первых, речь идет о системе  нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.

Во-вторых, заметную роль играет использование системы прогрессивных  ставок. Именно этот аспект создает  условия автоматического регулирующего  воздействия налоговой системы. Благодаря прогрессии, а также  умело разработанной системе  соотношения облагаемых сумм и используемых ставок, налоговая система приобретает  свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает  адаптационные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.

В развитой рыночной экономике  степень налоговой адаптационности  составляет нередко 1,5. Это означает, что повышение или понижение  национального дохода на 1% обеспечивает рост или сокращение суммы поступлений  от налогов на 1,5%.

 

Денежно кредитная (монетарная) политика.

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой  активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать  денежное  предложение,  а  в  период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым  кризис.  Поэтому необходима взвешенная государственная политика  регулирования  денежного обращения.  Эту роль главного координирующего и регулирующего  органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального  банка  - поддержание  стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В  то же время политика  центрального банка является одной из важнейших  частей регулирования всей экономики  государства.  Во второй половине XX века  сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста,  стабильной  национальной валюты,  занятости и равновесия платежного баланса. В последние  годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление  эмиссии наличных денег, в настоящее  время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует  забывать, что наличные деньги все  еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег  должна быть не менее взвешенной и  продуманной, чем любая другая. 

Осуществляя денежно-кредитную  политику, воздействуя на кредитную  деятельность коммерческих банков и  направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление  коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения  в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (ре-стрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему  существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения  денег, выпуском продукции и уровнем  цен.  А вот что показывает западная статистика:

 “ Уровень роста  предложения денег и средний  уровень цен практически линейно  зависимы с коэффициентом более  0.9 для всех агрегатов во всех  странах со всеми экономиками  (по развитости).

 Уровень роста предложения  денег и реального производства  абсолютно не связаны между  собой там, где прирост денежной  массы более чем примерно 18% в  год. В странах же с меньшими  темпами роста денежной массы  существует практически линейная  зависимость с коэффициентом  около 0.1

 Уровень инфляции и  уровень роста реального продукта  абсолютно не взаимосвязаны.”

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (ре-стрикционная) и  политика дешевых денег (экспансионистская). Ниже мы увидим, в чем она заключается  и каков механизм ее реализации.

Предположим, экономика столкнулась  с безработицей и со снижением  цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых  денег, которая заключается в  следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика  сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем  ограничения или сокращения предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим  образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих  резервов посредством заимствования  у центрального банка. Приведенную  выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме, то есть их текущий счет слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого  денежное предложение сократится, вызывая  повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию. Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные  и слабые стороны использования  методов денежно-кредитного регулирования  при оказании воздействия на экономику  страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие  доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных  органах власти. Иначе обстоит  дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд  негативных моментов. Политика дорогих  денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены  ограничить объем кредитов. А это  означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Информация о работе Методы и инструменты ГРЭ