Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:24, реферат
Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основные методы государственного регулирования
1.1 Косвенные (экономические) методы……………………………………..4
1.2 Прямые (административные) методы…………………………………....6
Основные инструменты государственного регулирования
2.1 Система инструментов регулирования экономики……………………...7
2.2 Финансовая (фискальная) политика……………………………………...9
2.3 Денежно – кредитная (монетарная) политика………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
Карагандинский
Кафедра истории Казахстана и социально – политических дисциплин
Реферат
на тему: Методы и инструменты ГРЭ
Выполнил: студент 171 группы ОМФ Ибраев Т.
Проверила: преподаватель Джакупова Д. Е.
Караганда 2011
План
Введение…………………………………………………………
1.1 Косвенные (экономические) методы……………………………………..4
1.2 Прямые (административные) методы…………………………………....6
2.1 Система инструментов
регулирования экономики…………………
2.2 Финансовая (фискальная) политика……………………………………...9
2.3 Денежно – кредитная (монетарная) политика………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Государственное регулирование
экономики — это система мер
государства, посредством, которых
оно может воздействовать на социально-экономическое
развитие общества. Необходимость включения
государства в регулирование
экономики вызвана многими
К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:
Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.
Основные методы государственного регулирования
Косвенные (экономические) методы.
Современная рыночная экономика
регулируется с помощью экономических
(косвенных) и административных методов.
При постоянно меняющемся их конкретном
соотношении всегда преобладают
экономические методы, так как
они не сковывают свободу
К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:
• операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
Финансовой политикой
называются мероприятия государства
по мобилизации финансовых ресурсов,
их распределению и использованию
на основе финансового законодательства
страны. Финансовая политика складывается
из двух взаимосвязанных направлений
деятельности государства: бюджетной
политики (бюджетное регулирование)
и фискальной политики (в области
налогов и государственных
Некоторые экономисты к экономическим
методам государственного регулирования
относят также систему
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Наибольшее распространение
государственное
Следует отметить, что государственные
программы носят
Прямые (административные) методы.
Наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.
К административным методам
регулирования экономики
Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.
Разрешение — это согласие,
выданное в письменной или устной
форме субъектом управления. Государство
дает разрешение на ведение многих
видов экономической
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.
Экономические и административные
методы находятся в определенной
взаимосвязи. Так как любой экономический
регулятор применяется или
Основные инструменты государственного регулирования
Система инструментов регулирования экономики.
Реализация целей
• Эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни логового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства. Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также - модуляцию налоговых ставок.
Оба метода воздействия на
экономику не разделены, безусловно,
жесткой линией. В каждом из используемых
инструментов имеются элементы обоих
методов, однако во многом дело зависит
от их соотношения. Например, в рамках
проведения финансовой политики в большем
объеме наблюдается проявление прямых
методов регулирования, в то время
как при использовании денежно-
• воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика)
• воздействие с акцентом
на использование кредитно-
Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой. В историческом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения эпицентра регулирования с прямых методов - на косвенные. Финансово-бюджетные процессы (т.е. преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX в., достигнув пика своего развития к 60-м гг. XX в. Отметим, что финансовая политика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с первой трети XX в. Установка, которой придерживаются сегодня правительства разных стран, - наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (т.е. монетарную политику).