Методы государственного регулирования кризиса

Автор: Светлагна Андриевских, 22 Ноября 2010 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Определение кризиса, классификация. Методы государственного регулирования кризиса. Фактор риска в антикризисном управлении.
Инновационные стратегии в условиях кризиса…

Содержание

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3

1 Определение кризиса………………………………………………….…...4

1.1 Что такое кризис…………………………………………………………4

1.2 Классификация кризисов…………………………………….……….…5

1.3 Проявления кризисов……………………………………………..……..8

1.4 Методы государственного регулирования кризисов……..………...…9

2 Фактор риска в антикризисном управлении……………………………17

3 Инновационные стратегии в условиях кризиса………………………...21

Заключение…………………………………………………….……………24

Список использованных источников и литературы…………………...…25

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

      Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям. Важно устранить ценовые диспаритеты, в результате которых значительная часть производства оказалась нерентабельной и прекратила функционирование. Оставшиеся предприятия не получают доходы, позволяющие развивать производство. Они функционируют в основном в режиме простого и суженного воспроизводства.

      Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой посредников и непомерно высокой налоговой нагрузкой на ресурсы. Например, в отечественной нефтяной отрасли налоги всех видов превышают 50% валовой выручки отрасли, тогда как в США они составляют не более 30%.

      С названными выше тесно связана проблема крайне незначительного участия бюджетной системы по поддержке и развитию экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

      Производство. Преодоление кризисного состояния  требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

      Обеспечить  решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Фактор риска в антикризисном управлении 

      В любой момент существует опасность  кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.

      Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.

      Антикризисное управление – это управление, в  котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

      Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

            Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика – область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, поиске новых технологий и пр.

            Риски антикризисного управления обширна и разнообразна. Совокупность проблем можно представить четырьмя группами (рис.1).

      

      

      

      

      

      

      

      

        

      

      

      

      

      

      

      

        

      Рис. 1 Проблематика антикризисного управления

      Первая  группа проблем включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это непростое дело – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

      Вторая  группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессе их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии.

      Проблематику  антикризисного управления можно представить  и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

      Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

      Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.

      Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией – это управление совместной деятельностью людей.1 Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

      Антикризисное управление имеет предмет воздействия  – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

      Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации.

      Суть  антикризисного управления выражается в следующих положениях:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта;
  • кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

            Кризисы различны и  управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего  проявляется в системе и процессах  управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. 
 
 

      3 Инновационные стратегии  в условиях кризиса

      Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или  управления, основанное на использовании  достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качество продукции.

      Вместе  с тем характер и особенности  развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории ново­введений, начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в част­ности.

      Известный американский экономист Эдвард Дёминг, которому японская промышленность обязана  рождением и всемирным успе­хом, изложил в книге «Выход из кризиса» свою программу управле­ния корпорацией в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает сложные проблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э. Дёмингом знаменитых 14 прин­ципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них:

  • сделайте  так, чтобы стремление к совершенствованию  товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — стать  конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места;

•     постоянно совершенствуйте систему  производства и обслужи­вания, чтобы повышать качество и производительность и та­ким образом непрерывно снижать затраты;

•         создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

•     сформируйте систему эффективного руководства. Цель инспектирования  — помочь людям работать лучше. Контроль за деятельностью служащих нуждается в пересмотре не меньше, чем контроль за деятельностью рабочих;

•     внедрите обширную программу повышения  квалификации и самосовершенствования;

•     сделайте так, чтобы каждый сотрудник  компании участвовал в программе преобразований. Преобразования — дело каждого!

Реализация отмеченных принципов напрямую связана с  форми­рованием эффективной системы инновационного управления пред­приятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в своей отрасли.

Важным условием понимания целей и задач инновационного развития предприятия являются теоретические знания, помога­ющие понять структуру инновационного процесса, в основе которого лежат инновационные циклы.

Современная концепция  теории инновации включает такие  по­нятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл тех­нологии производства».

Изучение жизненного цикла продукции приводит к ряду выво­дов, которые полезно иметь  в виду, определяя стратегию инноваци­онного процесса:

•     кривые изменения прибыли и объема продаж продукции де­монстрируют случай успешного внедрения новшеств на рынок. После компенсации всех стартовых  затрат, связанных с НИОКР, требующих  больших инвестиций, рост прибыли  зна­чителен. Однако инновационный процесс характеризуется условиями неопределенности и всегда существует большой риск рыночной неудачи новшества;

•     первоначальный успех зависит во многом от способности раз­работать действительно новый  продукт,  удовлетворяющий спрос рынка, тогда как последующая прибыль зависит в основном от маркетинга и уровня производства, обеспечивающего требуемый объем продаж с наименьшими затратами.

Информация о работе Методы государственного регулирования кризиса