Методы государственного регулирования естественных монополий в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение естественных монополий и их роли в национальной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность понятия «естественные монополии» и указать негативные стороны монополизма и преимущества.
Изучить влияние естественных монополий на национальную экономику.
Исследовать методы государственного регулирования естественных
монополий в РФ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.docx

— 81.01 Кб (Скачать)

     Органы  регулирования естественных монополий  осуществляют контроль за действиями, которые осуществляются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

     Субъекты  естественных монополий обязаны  предоставлять соответствующему органу регулирования естественных монополий:

     1)текущие  отчеты о своей деятельности  в порядке и сроки, которые  установлены органами регулирования естественных монополий;

     2)проекты  планов капитальных вложений.

     Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

     Субъекты  естественных монополий несут ответственность  в виде штрафа за следующие нарушения:

     1)завышение  цен, установленных органом регулирования  естественных монополий, - в размере  до 15 тысяч минимальных размеров  оплаты труда;

     2)неисполнение  решения, выданного органом регулирования  естественных монополий в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, - в размере до 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

     3)предоставление  органам регулирования естественных  монополий недостоверных сведений - в размере 1000 минимальных окладов труда;

     4)непредставление  органу регулирования естественных  монополий уведомления, предусмотренное в п.4 статьи 7 настоящего Федерального закона, - в размере до 600 минимальных окладов труда;

     5)непредставления  в срок по требованию органа  регулирования естественных монополий документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, - в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.

     Если  действиями (бездействиями) субъекта естественных монополий, нарушающими настоящий Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены, другому хозяйственному субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством.

     В случае если органом регулирования  естественных монополий принято  решение с нарушением настоящего Федерального закона, в том числе  об определении цен без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту причинены убытки, он вправе требовать возмещение этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

     Решения о введении, об изменении или о  прекращении урегулирования, либо об отказе по внесенному предложению принимаются  правлением соответствующего органа регулирования естественных монополий непозднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован.

     Органы  регулирования естественных монополий  в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о нарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решение.

     Основанием  для рассмотрения дел служат заявления  хозяйствующих субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей и других организаций.

     Органы  регулирования естественных монополий  вправе рассматривать дела по собственной  инициативе на основании сообщений  средств массовой информации и иных, имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушении настоящего Федерального закона.

     В нашей стране по многим видам перевозок  железные дороги относятся к естественной монополии. Поэтому их деятельность должна находиться под контролем  государства. Вместе с тем в значительной части этого производственно-хозяйственного комплекса, не осуществляющей непосредственно транспортный процесс и обеспечение безопасности движения поездов, не только возможно, но и необходимо развивать конкуренцию. Однако до настоящего времени отраслевая "Программа демонополизации в сфере федерального железнодорожного транспорта" остается неотработанной и неутвержденной. Достаточно медленно идет процесс применения и внедрения на железнодорожном транспорте новых форм собственности, а если это и осуществляется, но только в областях, не связанных непосредственно с перевозочной деятельностью. При этом первостепенное внимание уделяется доходности железных дорог за счет повышения тарифов на перевозки. Вопросу же сокращения расходов уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем добиться снижения расходов предприятий отрасли в рыночных условиях можно, лишь создав конкурентную среду на транспортном рынке. Но в настоящее время состояние автомобильных дорог, речного и других видов транспорта пока оставляет желать лучшего. Однако высокие тарифы на железнодорожные перевозки могут заставить часть клиентов обратиться к услугам других перевозчиков.

     Следует отметить, что особая роль железнодорожного транспорта в сфере транспортных услуг, отсутствие отработанной нормативно- правовой базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями и предприятиями, в том числе осуществляющими перевозки другими видами транспорта, несовершенство правовой базы создают определенные предпосылки для нарушения предприятиями железнодорожного транспорта антимонопольного законодательства. И в первую очередь это проявляется в виде необоснованного увеличения затрат и тарифов на перевозку грузов и оказание других услуг.

     Как известно, в соответствии с Законом  РФ "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" во многих районах страны созданы территориальные антимонополистические органы (более 80), которые подведомственны Государственному комитету РФ по антимонополистической политике и поддержке новых экономических структур. Их силами и проводятся различные проверки, в том числе периодически осуществляется контроль за формированием и применением железнодорожных тарифов, расчетами провозных платежей за перевозки грузов и другие услуги. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о том, что предприятиями железнодорожного транспорта продолжаются нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части ценообразования, взимание платы за невыполненные работы или оказания услуг, которое должно производиться без дополнительной оплаты, навязывание клиентам невыгодных договорных или различных дискриминирующих условий.

     Комитетом были подготовлены предложения по вопросу  совершенствования ценообразования на железнодорожном транспорте и направлены в Комиссию правительства по совершенствованию платежей и расчетов. Создана межведомственная Комиссия по контролю за ценообразованием на железнодорожном транспорте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, проанализировав ряд источников, мы смогли сделать  следующие  выводы.

     Монополии – явление, существующее в экономике  каждой страны, подразделяется на несколько видов: экономическую, административную и естественную. Монополии в целом явление отрицательное. Однако естественные монополии – это явление необходимое в современной экономике. Они появляются в тех отраслях промышленности, где по экономическим или другим соображение наиболее эффективным является наличие одного крупного производителя, нежели нескольких небольших, чаще всего причиной возникновения естественных монополий является капиталоемкость производств. Естественные монополии относятся к разряду регулируемых монополий, так как их регулирование и реформирование необходимо, поскольку естественные монополии несут в себе все отрицательные последствия монополий. Существует три основных формы (структурное регулирование, регулирование поведения, регулирование через систему стандартов) и пять основных методов (эффективное ценообразование, справедливое ценообразование, ценообразование с нормальной прибылью, предельные цены, предельная норма отдачи на капитал) регулирования.

     В России естественные монополии появились  давно, их место в экономики России всегда было неоднозначно. В последнее десятилетие XX века естественные монополии стали привлекать к себе все больше внимания правительства. Стало понятно, что эта отрасль экономики нуждается в реформировании. Закон «О естественных монополиях» положил основу правовому регулированию этой сферы экономики в России. Создаются законопроекты, способствующие наиболее эффективному регулированию с учетом специфических особенностей Российской Федерации.

     Существует  множество способов эффективного регулирования  естественных монополий, разрабатываются правительственные программы, каждый последующий законопроект исправляет ошибки предыдущего. Однако пока нет такого универсального закона и метода для создания стабильности в отраслях естественных монополий. Но эта проблема не оставлена без внимания, и в сравнительно скором времени можно ожидать улучшение ситуации и решение многих проблем. Одна из проблем мешающих осуществлению реформ и законопроектов это недостаток финансирования, из-за которого невозможно применение законопроектов в полную силу.

     В настоящее время наиболее регулируемой среди естественных монополий является электроэнергетика. Именно по причине постоянного роста тарифных ставок на электроэнергию предпринимаются разнообразные стабилизирующие и сдерживающие меры, издаются разнообразные законопроекты. Основная проблема масштаб страны, из-за чего возникает огромная разница в ценах на электроэнергию. Однако эта проблема замечена и принимаются меры по её устранению. Электроэнергетика является достаточно перспективной отраслью, так как в России есть неисчисляемые ресурсы, которые можно привлечь в эту отрасль, при должном финансировании. Электроэнергетика очень прибыльная промышленная отрасль, это, естественно, замечено, и в настоящее время  существует масса проектов по привлечению инвестиций в отрасль.

     Главным для нас выводом является то, что  государство не обходит стороной проблемы естественных монополий. Предпринимаются меры для более эффективного функционирования естественных монополий. Уделяется внимание проблемам, которые характерны только для России. Следовательно, можно ожидать стабилизацию в сфере естественных монополий, что благоприятствует потребителю. 
 
 
 
 
 

     Список используемой литературы:

    1. Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий //   МЭ и МО. – 2003. – №12. – С.3-11 

     2. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие. – М., 2007. - 448 с.

     3. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2006. -  №1.  - С. 137-146

     4. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. 6-е изд. – Спб: Питер, 2006. – 240 с.

     5. Дж. Вильсон, В. Цапелик. "Естественные монополии России" // Вопросы экономики. - 2005. -  № 11.

     6. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика».  3-е изд. – Москва: Омега-Л, 2007. – 656с.

     7.  Нельговский И. Е. Экономические основы понятия естественной монополии // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2004. –  №4. –  С. 420-429.

     8.  Об Основных положениях структурной  реформы в сферах естественных монополий: Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 // Собрание законодательства РФ 1997. – №18, ст. 2132. – С. 3451 – 3464

     9. Океанова З. К. Основы экономической теории: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 288 с.

     10. О естественных монополиях: Федер. закон Рос. Федерации от 17 августа 1995 г. № 147 – ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации.- 1995. – №34, ст. 3426. – С. 6400 - 6412

     11. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов // Экономист. – 2007. - № 2. – с. 9-14.

     12. Салихов Б. В. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К», 2008. – 724 с.

     13. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую  теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск. -  2002. - 115 с.

     14. Станковская, И., Стрелец, И. Экономическая теория: Учеб. – 3-е изд. - 2007. - 448 с.

     15. Тамбовцев В. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства // Вопросы экономики. – 2006. - № 4. – С. 91-106

     16. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. – 1993. – С. 28-29

     17. Экономика: Школьный справочник / А. И. Василевский. –  Ярославль: «Академия развития». –1997. – 158с.

     18. Экономическая теория: Учебник/ Видяпин В. И., Добрынин А. И., Журавлёва Г. П., Тарасевич  Л.С. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с.

     19. Экономическая теория/ Фомишин С. В., Мочерний С. В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 509 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методы государственного регулирования естественных монополий в РФ