Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа
Целью работы является изучение естественных монополий и их роли в национальной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность понятия «естественные монополии» и указать негативные стороны монополизма и преимущества.
Изучить влияние естественных монополий на национальную экономику.
Исследовать методы государственного регулирования естественных
монополий в РФ.
В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (притом, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
Монополия представляет собой: 1) определенное положение на рынке, когда один продавец предлагает товар, не имеющий субститутов, а доступ на рынок заблокирован барьерами (чистая монополия); 2) факт исключительного права на производство, торговлю и другие виды хозяйственной деятельности, принадлежащие любому участнику рыночного процесса; 3) группу предприятий, связанных между собой отношениями собственности, технологической зависимостью, взаимными поставками продукции, и т. п.
Исследование
закономерностей рыночного
Необходимо признать, что монополист может иметь преимущества в производственно-сбытовых издержках благодаря выгодам от масштабов производства и инноваций. Действительно, экспансионистское поведение, характерное для монопольных компаний, несет в себе потенциал экономического роста. Кроме того, монополия может снижать затраты в случаях, когда значительный уровень концентрации способствует полному достижению эффекта от масштаба или необходим для этого. И хотя объем выпуска монопольной фирмы меньше по сравнению с отраслевым, все же он остается выше, чем объем производства отдельной фирмы-конкурента. Заметим, что именно стратегия наименьших издержек стала залогом успеха многих монопольных компаний: "Briggs and Stratton" - на рынке небольших бензиновых двигателей (компания владеет 50% акций мирового рынка), "Lincoln Electrik" - на рынке электросварочного оборудования и запасных частей. В числе фирм, известных успешным применением стратегии наименьших издержек в нескольких сферах бизнеса, можно выделить "Emerson Electrik", "Texas Instruments" и "Black and Decker". В свою очередь, минимизация издержек обеспечивает монополисту возможности для снижения цен в отрасли. Из истории известно немало случаев, когда в течение нескольких лет цены в монополизированных отраслях снижались в 6-20 раз. Наконец, теория, безусловно, признаёт преимущества в издержках и более высокую эффективность производства в условиях естественной монополии.
Как правило, компания-монополист (особенно если она представляет собой вертикально интегрированную структуру) может также достигать существенных преимуществ в транзакционных издержках. Огромная монополия способна снижать расходы административного характера, расходы на разного рода соглашения и на заключение договоров между отдельными производственными подразделениями, объединяя в свою структуру смежные стадии изготовления продукции, сбыт, обслуживание потребителей, и т. п. Очевидно, в результате такой тенденции к объединению усилий достигается значительный экономический эффект.
При
определенных условиях объем выпуска
продукции монопольной фирмы
может превышать объем
Огромные монополистические объединения вносят весомый вклад в ВВП страны, обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики. И это тоже является неоспоримым фактом. Подтверждением сказанному служат следующие факты. В США 100 первых по величине корпораций производят около 60% ВНП и обеспечивают функционирование почти половины рабочих мест. В Японии 5 крупнейших корпораций контролируют около 80% национального рынка. Следует также отметить, что отраслевая принадлежность и профиль деятельности огромных монополий формируют международный имидж страны. Например, в Украине основой для формирования ВВП являются предприятия-монополисты нефтегазовой отрасли, электроэнергетики, металлургического комплекса.
Как феномен производства и одна из сил в механизме рыночной самоорганизации монополия несет в себе потенциал регулирования и планомерности, способствует прогнозируемости рынка. Особенно это касается монополий, составляющих группу предприятий, связанных технологической зависимостью, взаимными поставками продукции и т. д. В пределах такой монопольной фирмы возникает единство собственности с разветвленным производственным процессом. "Сознательная воля" монополиста координирует рыночные цены и объемы предложения, контролирует отношения с поставщиками и конкурентами, влияет на спрос потребителей и темпы развития отрасли, осуществляет жесткий учет ресурсов и их рациональное распределение между отдельными производствами, управляет величиной инвестиций, расходов на рекламу и т. п. Рыночные процессы становятся управляемыми и подконтрольными, снижаются неопределенность и непредсказуемость хозяйственной сферы, ограничивается банкротство фирм и т. д.
Основой для сохранения монополии является гибкость. Наличие совокупности факторов потенциальной конкуренции обусловливает неустойчивый характер современных монополий. Динамичность развития рынка, изменения в его структуре, вызванные НТП, активизация диверсификационных процессов, интенсификация межотраслевой и межгосударственной экспансии капитала, глобализация экономики ограничивают монопольную власть компаний. Поэтому монополист вынужден проявлять высокую мобильность, своевременно адаптироваться к спонтанным рыночным процессам, подчиняться их диктату, перестраиваться в зависимости от изменений спроса на рынке, действовать в соответствии с требованиями изменчивой конкурентной среды. Конечно, в этом смысле монополисты малых размеров имеют преимущество перед компаниями-гигантами: первым проще достичь гибкости благодаря максимальному приближению к потребителям собственной продукции.
В современной практике хозяйствования нередко не находит подтверждения распространенное в учебниках по экономической теории высказывание о том, что "монополия уничтожает конкуренцию". В условиях информатизации и глобализации мировой экономики наличие и утверждение монополий не уничтожают, а лишь видоизменяют конкуренцию, переводя ее в русло инновационной активности, перенося акцент с жесткой борьбы за разорение и вытеснение конкурента с традиционного места на рынке на поиск перспективных возможностей, еще не использованных потенциальными соперниками. Это обусловливает, с одной стороны, некоторое смягчение форм конкуренции, уход в прошлое ее наиболее разрушительных проявлений, а с другой - повышение интенсивности конкурентной борьбы на тех участках и в тех сферах, где технический прогресс происходит наиболее динамично, разрушая устоявшиеся пропорции и порождая новые потенциальные рынки.
Сегодня уже не вызывает сомнений и возражений также тот факт, что фирма-монополист может быть инновационно активнее, чем фирма, функционирующая в конкурентной отрасли. История экономики знает немало случаев, когда в XX в. значительная часть выдающихся открытий была сделана мелкими фирмами, однако их реализация стала возможна только в "крупном бизнесе": например, сегодня в США на 100 крупнейших корпораций приходится почти 90% НИОКР. Высокая инновационная активность монополиста обусловлена широкими возможностями крупномасштабного финансирования, весомым научно-техническим потенциалом, совокупностью экономических, технологических, организационных факторов, необходимых для реализации открытий и нововведений. Это особенно важно при динамичном развитии информационно-технической революции, когда расходы на реализацию средних разработок удваиваются каждые 3-4 года. Впрочем, не только возможности стимулируют монополиста внедрять инновации. Сегодня инновации для монополии являются одновременно основой, условием и гарантией сохранения монопольного положения. Речь идет о том, что: 1) инновации обеспечивают сохранение и рост сверхприбылей монополий; 2) технологические нововведения являются необходимым условием удерживания устойчивых конкурентных преимуществ и сохранения лидерства, а также служат средством глобальной конкуренции крупнейших ТНК; 3) инновации являются одним из средств создания стратегических барьеров для входа в отрасль потенциальных конкурентов.
Монополистические фирмы владеют значительным инвестиционным потенциалом. Инвестиционные возможности монопольных фирм и их склонность к инвестированию намного выше, чем у других участников рынка. Одним из источников инвестиций являются монопольные прибыли, которые такие фирмы, как правило, инвестируют в исследования, благодаря чему всегда имеют возможность опережать своих соперников или, по крайней мере, удерживаться на их уровне.
Нельзя не вспомнить и то обстоятельство, что на монопольных предприятиях уровень заработной платы существенно выше, чем на предприятиях, функционирующих в условиях сильной конкуренции. Например, в Украине в течение 2002-2008 гг. в металлургической и добывающих отраслях средняя заработная плата работников на 30-35% превышала среднюю по промышленности и на 50-80% - соответственно, по экономике в целом. Как правило, монополист также предоставляет своим работникам значительные социальные гарантии и обеспечивает нормальные условия труда для многочисленного персонала компании, что способствует повышению их благосостояния.
Монополия играет противоречивую роль в экономике страны. С одной стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной "данью" в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения могут содействовать сохранению экономически "хилых" предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Учитывая определенный ущерб, который наносит монополизация, и размер которого в ряде случаев превышает экономические преимущества крупного производителя, государство вынуждено принимать антимонопольные меры. Поэтому важным моментом становится рассмотрение механизма реализации антимонопольной политики государств, а именно какой рынок можно считать монополизированным, какими методами государства осуществляют регулирование и с помощью каких приемов борются с монополизацией рынков.
Россия не избежала негативного воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка. В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500.
С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.
Практически
во всех отраслях сохранялось перекрестное
субсидирование одних групп потребителей
за счет других. Низкие тарифы для населения
и бюджетных организаций
Информация о работе Методы государственного регулирования естественных монополий в РФ