Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:36, лекция
Под методом понимается принципиальная теоретическая основа науки, то есть способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования явлений природы и общества. Всеобщим является диалектический метод, основные особенности которого состоят в том, что изучаемые явления рассматриваются в движении, изменении, развития, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Чтобы результаты сравнения обеспечили правильные выводы, необходимо добиться сопоставимости сравниваемых показателей, для чего должны быть выполнены следующие условия:
Сопоставимость сравниваемых показателей обеспечивается следующими методами:
Результаты сравнений оформляются в виде абсолютных отклонений, отклонений в процентах к базисным показателям и в виде индексов.
Таблица 3. – Анализ прибыли предприятия
Показатели | Базисный период | Отчетный период | Абсолютное отклонение | Прирост (снижение) в % | Индекс (темп роста) |
А | 1 | 2 | 3 = 2 - 1 | 4 = 3:1х100 | 5=2/1 |
Прибыль от продаж продукции, работ, услуг | 200 | 250 | 50 | 25 | 1,25 |
2.6.
Факторное моделирование
(взаимосвязанное
изучение хозяйственных
процессов)
Содержание этого способа заключается в установлении в каждом отдельном случае схемы взаимосвязи между исследуемым показателем и факторами, от которых он зависит.
Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов предполагает:
В
экономическом анализе
Детерминированной является такая связь, когда между исследуемым показателем и факторами существует жесткая функциональная зависимость. При такой зависимости можно точно подсчитать, в каком направлении и насколько изменится изучаемая величина при изменении определенного фактора.
Вероятностная связь имеет место, когда между изучаемым показателем и факторами нет жесткой зависимости, но предполагается, что связь между ними существует.
При
анализе детерминированных
При аддитивной схеме связи результативный показатель рассматривается как алгебраическая сумма обусловивших его факторов.
Примером аддитивной связи является взаимосвязь объема продаж и обусловивших его факторов: выпуска продукции и изменения остатков нереализованной продукции.
При мультипликативной схеме связи величина исследуемого показателя рассчитывается как произведение двух или более факторов. Например, зависимость фонда оплаты труда работников от средней численности работников и их средней заработной платы.
Разновидностью мультипликативной модели является кратная модель (результат деления факторов).
В
комбинированных моделях
Существуют определенные правила, в соответствии с которыми производится отбор факторов и построение цепочки сомножителей при мультипликативной схеме связи:
Моделирование хозяйственных процессов может производиться по двум схемам. Существует прямое и обратное моделирование хозяйственных процессов.
При прямом моделировании хозяйственных процессов определяется состав факторов, влияющих на показатель, и устанавливаются виды и формы связи между ними.
При обратном моделировании хозяйственных процессов производится увязка совокупности известных факторов в единый комплекс.
Рассмотрим методы моделирования хозяйственных процессов:
На
завершающем этапе
2.7. Элиминирование
В ходе экономического анализа следует не только дать оценку уровня и динамики изучаемых показателей, но и выявить влияние важнейших причин (факторов), которые на них воздействовали. В условиях детерминированной (функциональной) взаимосвязи между факторами и изучаемым показателем часто применяется прием элиминирования факторов. Слово «элиминирование» означает исключение, устранение. При использовании данного приема условно допускается, что влияет только один фактор, а остальные в данный момент не действуют, то есть их влияние исключается из расчета. Последовательно проводя такие допущения для каждого из изучаемых факторов, находят их влияние на результативный показатель.
При этом может быть принято два подхода:
Каждый из факторов действует самостоятельно, но при этом существует еще и общее совокупное влияние действия всех факторов вместе. Результат такого совокупного влияния может распределяться между факторами, а может игнорироваться. Тогда при первом подходе мы получим методы (приемы), основанные на взаимосвязанном изучении процессов, а при втором – на изолированном изучении.
При взаимосвязанном изучении хозяйственных процессов используются следующие традиционные методы:
В данных методах используется одинаковый подход к последовательности изучения факторов: сначала рассматривается действие количественных, а затем качественных факторов. Если в модели несколько количественных факторов, то сначала изучаются первичные, а затем вторичные факторы. Например, сначала рассчитывается влияние численности рабочих, а затем среднего числа дней, отработанных одним рабочим за период.
Таким образом, производится цепочка расчетов, в которой при каждом последующем расчете изучается действие какого-то одного фактора. При этом факторы, действие которых уже изучалось, остаются в их новом, изменившемся значении, а тех, что еще предстоит изучить, в базисном значении.
Этот порядок расчетов приводит к тому, что влиянию качественных факторов придается большее значение, чем влиянию количественных. В самом деле, расчет действия качественных факторов происходит при уже измененных значениях количественных факторов, а количественных - при еще не изменившихся качественных. Этот, на первый взгляд, недостаток на самом деле обусловлен сущностью экономических процессов и законом диалектики: только накапливаясь, количественные изменения переходят в качественные. Поэтому далеко не все количественные изменения влияют на качественные, тогда как качественные изменения происходят при уже изменившемся количестве ресурсов или затрат. Например, увеличение количества рабочих на предприятии может как снизить, так и повысить производительность труда, или оставить ее без изменения. В то же время, если производительность труда на предприятии повысилась за счет внедрения более совершенной техники или организации труда, то это повышение производительности труда распространяется на тех рабочих, которые уже фактически работали на предприятии, то есть с учетом их изменившейся численности.
Таким образом, данная группа методов, хотя и имеет определенные недостатки, но зато имеет и экономическое обоснование для проведения расчетов. Трудности возникают только в моделях, где все факторы являются качественными. В этом случае действительно невозможно обосновать порядок проведения расчетов, и от изменения этого порядка произойдет и изменение результатов расчетов.
В остальных же методах факторного анализа преобладает формальный подход, основанный только на математике.
Так, есть группа методов, в которой влияние факторов тоже изучается взаимосвязанно, но распределение совместного результата действия факторов происходит по-другому. В них не рассматривается экономическое содержание факторов, а расчеты действия факторов на результат производятся только на основе математики. К таким методам относятся:
и др.
При изолированном изучении влияние отдельных факторов рассматривается независимо друг от друга. Общее совместное их влияние (не разложенный остаток) попросту отбрасывается или распределяется пропорционально величинам изолированного влияния. К таким методам можно отнести: