Место и роль США в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 01:29, контрольная работа

Описание работы

Глобализация характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. Глобализация производства под воздействием НТР создает такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже не выгодно иметь «свое» производство. Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3

1.Экономика США 4

1.1.Факторы и динамика экономического развития 4

1.2.Отраслевая структура экономики 6

1.3.Банковская система и финансовый капитал 8

2.США в мировой экономике 11

2.1.Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве 11

2.2.США как центр глобализации 14

2.3. Экономика США в новом тысячелетии 17

Заключение 19

Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

bashorg.coll.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

      Повышение эффективности кредитно-банковской сферы страны сопровождается бумом  слияний финансовых учреждений. За 80 - 90-е  гг.  число коммерческих банков США сократилось более  чем на  3  тыс.  Они  переросли  в более крупные коалиции,  контроль  которых  распространяется  не  только  на отдельные отрасли, но и на всю национальную экономику. Теперь друг с  другом конкурируют   нью-йоркская   (восточная)   и  калифорнийская (западная) укрупненные финансовые группы нового типа,  делящие  позиции  внутри  многих крупных корпораций  разных  отраслей  и  сфер.  Вместо нефтяных, стальных, автомобильных «королей» появились магнаты другого типа: их собственность  не привязана  к  определенным  отраслям,  анонимна  в связи  с  использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и  распространяется на экономический потенциал национальных масштабов.

      Экономический рост  США  на  рубеже  столетий  породил  ряд серьезных структурно-функциональных проблем в дальнейшем развитии банковской  системы США. К их  числу  относится  и  проблема  эффективного  поддержания  оборота денежной наличности.  Данные официальной американской статистики свидетельствуют о том, что  в  течение  90-х  годов  общий  объем  ежедневно обращающейся денежной наличности в американской экономике увеличился  почти в 2 раза: если в 1990 г. он составлял 246,8  млрд.  долл.,  то  в 1998  г. достиг величины порядка 460 млрд. долл. Прогнозы развития платежной системы США показывают,  что,  несмотря  на  внедрение новых средств расчетов, наличность в ее прямом проявлении — банкноты,  монеты  и  различные  чековые платежные средства - не только в перспективе не выйдут из  обращения,  но и как прежде будут  составлять важнейшие компоненты  национальных  платежных систем.  Абсолютный  рост  денежной  наличности,  находящейся   в   обороте, сопровождался и ее относительным увеличением (примерно  на  1,5%  в  период 1990-1998  гг.), что напрямую связано с   высоким уровнем  развития американской экономики,  повышением  уровня  жизни  практически  всех  слоев общества, общим ростом численности населения США. В ближайшее время  следует ожидать ежегодного увеличения объема наличности на 7% для территории  США  и 13% для внешних потребителей американской валюты.

      В 90-е годы продолжало увеличиваться и значение  чеков как платежных средств. Так, например, в 1996 г. на территории США было  выписано  примерно 65 млрд. чеков на  общую сумму 75  трлн.  долл.  По  оценкам американских экспертов, количество чеков ежегодно увеличивается на 3%.

      Поэтому  организационная  структура  национальной системы налично-денежного обращения  США  и  в  дальнейшем  останется  в  целом  прежней.  Ее развитие будет происходить за счет внедрения  новых форм и методов  обработки  денежной   наличности и внедрения в соответствующих подразделениях Федеральной  резервной  системы  (ФРС)  передовых технических решений, позволяющих достичь эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы. 
 
 
 
 

2. США в мировой  экономике

2.1. Формирующаяся промышленная  специализация США  в мировом производстве

      Традиционные, сравнительно  старые,  хорошо  технологически  освоенные

производства  обработки перестают иметь для  Америки  первостепенное  значение не только в мировом разделении труда, но даже  и  в  формировании  структуры внутреннего рынка, естественно, возникает вопрос, с какими же производствами одна из наиболее развитых  индустриальных  стран  выходит  на мировой рынок. За  исключением  лишь  нескольких  импортеров  (прежде  всего России) американское продовольствие, т.е.  продукция  переработки  аграрного сектора, сейчас с трудом находит  рынки  оплаченного  сбыта,  и  в  основном поступает за рубеж в виде безвозмездной гуманитарной помощи. Иными  словами, данное  производство  не  может  рассматриваться  как  значительный сегмент американского экспорта за пределы страны. К тому же и  во  внешней торговле продовольствием баланс США  не в их  пользу,  т.е. страна  ввозит больше продуктов питания и сельхозсырья (преимущественно из экваториальных  стран), чем сама вывозит.

      Изучая  статистику обрабатывающей  промышленности  США,  видно,  что  в целом  этот сектор экономики находится  на  подъеме  непрерывно  вот  уже  на

протяжении  минимум 10 лет. Только за  последнее  пятилетие  реальный  ВВП  в

национальной  обрабатывающей промышленности вырос  почти до  1,4 трлн. долл. Прирост  в среднем за  год составляет  2,8%. Среднестатистическая  зарплата производственных рабочих  в  рассматриваемом  секторе  экономики  (с  ростом приблизительно на 3% в год), достигла к 2001  г.  13,2  долл.  в час (см.

табл.1).

Таблица 1 

Динамика  ВВП в  обрабатывающей  промышленности  США,  млн. долл. в текущих ценах

  1990 2001
Всего ВВП США 5 743 837 7 636 036
Всего ВВП в обрабатывающей промышленности 1 031 425 1 332 093
в том числе:
-в  производстве промышленного оборудования 114 831 150 198
-в  производстве электронного и  электротехнического оборудования 94 926 143 753
-в  автомобилестроении 46 102 85 054
-в  приборостроении 52 212 52 280
 

      При  незначительном  росте  производства  в  традиционных  отраслях  и сокращении экспорта соответствующей  продукции  из  США  на  мировой рынок должны существовать иные подразделения обрабатывающей промышленности страны, которые развиваются опережающими темпами, для  обеспечения  в  целом повышательной  тенденции  в  данном секторе национальной   экономики   и сохранения американской гегемонии на мировом рынке  промышленной  продукции, для сохранения профицита государственного бюджета,  обозначившегося  с  1998 г.

      Прежде  всего,  к  отраслям  промышленности, развитие которых идет опережающими темпами и которые  уже  сегодня  доминируют в общем  экспорте американской  промышленной  продукции,  относятся  передовые  наукоемкие и сверхнаукоемкие производства. Именно  степень  технологической  сложности  и обусловливает целесообразность дальнейшего их  развития  в  самих  США. Именно  в  данных производствах США значительными  усилиями пытаются сохранить и сохраняют мировое  лидерство. Именно  они  становятся, если уже не стали, нишей специализации страны в мировом  товарообмене.

      В  то же  время США отвечают в  мире почти за 42% рынка высокотехнологических  видов современного вооружения, за создание  уникальных приборов разнообразного  назначения,  за  выпуск  все  новых модифицируемых программ для компьютеров, почти  за  30%  рынка летательных  аппаратов,  за большинство номенклатуры  используемых в мировой промышленности композиционных материалов и иных материалов с заданными  свойствами.  Список этот можно продолжать, но совершенно очевидна закономерность:  США  нацелены на  то,  чтобы  находиться  на  острие научно-технического прогресса и сохранять, во что  бы то ни стало   инициативу в НИОКР (научно-исследовательских и  опытно-конструкторских  работах),  а  также  в  выпуске новых, не существовавших ранее промышленных изделий, являющихся  результатом данных НИОКР.

      Для  обеспечения  устойчивого роста  производства сверхнаукоемкой продукции  в США создана и функционирует  крупнейшая в мире, а порой  и  самая передовая научно-исследовательская и конструкторская база.

      Государственная поддержка научных исследований стала  в  США  приоритетом  номер  один  всех послевоенных администраций. В целом по удельному весу затрат на НИОКР в  ВВП Соединенные  Штаты  безусловно  лидируют  в  мире,  прежде  всего  благодаря гигантским  средствам,  расходуемым  на  научные  исследования  в  оборонном секторе  (см.  табл.  2).  И  лишь  в  необоронных  отраслях  им  серьезную конкуренцию составляют Япония и Германия. Однако фактические  объемы  затрат на НИОКР даже  по  гражданской  тематике  в  США  и  других  странах  просто несопоставимы. 

      В  отличие   от   подавляющего   большинства   промышленных   отраслей национальной экономики,  которым никогда не  выделяется бюджетное финансирование  из  государственных  источников  (это  сфера   исключительно частных  инвестиций),  в  производство  высоконаукоемких  и   сверхпередовых производств государство вкладывает  значительные  средства:  непосредственно или опосредованно - через финансирование научных исследований, предоставление  налоговых  льгот,  введение эмбарго на соответствующую продукцию иностранного производства и другие протекционистские меры.

      Таблица 2

Затраты на НИОКР в ВВП, 2001 г., %

  Все НИОКР НИОКР необоронного характера

США

2,55 2,10
Германия  2,26 2,20
Япония  2,78 2,74
Франция 2,34 2,05
Италия  1,13 1,11
Великобритания  2,05 1,78
 
 

2.2. США как центр  глобализации 

      Процесс  глобализации   в мировой   экономике представляет собой закономерный  результат интернационализации производства и капитала. Глобализация в значительной степени  предстает  как  количественный  процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

      Одним из наиболее крупных  и  фундаментальных  вопросов  конца  XX  в. являются взаимоотношения между США  и  окружающими  странами, под которыми понимаются не только и не столько американский  внешнеполитический  курс,  а вся  совокупность  взаимосвязей,  включающая  и  роль  окружающего  мира  в становлении США, как  государства  и  мировой  державы,  и  продолжение  его воздействия на американское общество и государство на современном  этапе,  и обратную связь - от США к окружающему миру.

      Учитывая  мощь  США,  их  роль  в  международных  отношениях в начале нынешнего столетия, понятно, что в данном случае речь идет о  таком  сильном влиянии на окружающий мир, которое вряд ли сопоставимо с чем-либо  еще.  Во-первых, это  воздействие  последней,  оставшейся  от  эпохи  холодной  войны сверхдержавы, которая и сейчас ощущает себя таковой,  и - главное – хочет вести себя  как сверхдержава.  Во-вторых,  это страна,  которая давно, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя  «избранной», «особой», «наиболее любимой богом».  В-третьих,  США обладают  крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль (самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми  ключевыми  регионами  мира.  Наконец, США задали темп и вектор движения  всему  современному  миру  своей  этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами,  а  главное -  гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных  достижений  и  провалов,  на чем учатся остальные члены международного сообщества.

      Утверждение «США - единственная сверхдержава»  помимо определенного видения эволюции международной системы содержит еще одну установку – о роли самих США  в этой  системе.  Совершенно  очевидно,  что  эта  роль   имеет центральный и  системообразующий  характер:  военной  силе,  политическим  и военным союзам, институтам, состоянию экономики и  всем  остальным  сторонам национального могущества США придается исключительное  значение  как  центру нового универсума, как главной оси мироздания.

      Отсюда  вытекают  соответствующие  выводы. Во-первых, об  основах стабильности современной системы и ее жизнеобеспечении: ее  жизнеспособность и деятельность объявляются производными от состояния американских  ресурсов, политической воли и интеллекта. Разумеется, это, прежде всего, означает усиление степени ответственности США и их политического механизма.

      Во-вторых, выводы из концепции «единственной  сверхдержавы»  определяют также  объем и содержание функций этой державы в современном мире и  ответных обязанностей этого мира  перед  ней. На  США и их  союзников  возлагается ответственность за поддержание общей международной стабильности, в  связи  с чем возник глубокий кризис в отношении Вашингтона  к  ООН.  Если  раньше,  в условиях многополярного мира после окончания  второй  мировой  войны,  когда существовали  пять  приблизительно  равных  великих   держав (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай), или даже  в  условиях  двуполярного  мира, когда из числа великих держав выделились две сверхдержавы (СССР и США), ООН могла выступать в качестве  дополнительного механизма к двусторонним механизмам согласования их  интересов,  то  в условиях  однополярного мира ситуация меняется: нет нужды согласовывать  с  кем  бы  то  ни  было  свои интересы, а, следовательно, не нужен и механизм Совета Безопасности ООН.

Информация о работе Место и роль США в мировой экономике